Основные методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Наука - это, прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Для последовательной и плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма существенно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не превращалась в форму, извне механически накладываемую на конкретное содержание науки, чтобы она раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях его собственного развития. Цель моей работы, рассмотреть какие основные психологические методы существуют.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.​ Субъективные методы…………………………………………….....4
Глава 2. Объективные методы………………………………………...............8
Заключение…………………………………………………………………….11
Список источников и литературы……………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

НИЕВ Психология.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

тема: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

по дисциплине: психология.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка: 321 группы 
Бублий Татьяна

 

Проверил:   
                                              

преподаватель:

Сачук О.В.

 

 

 

 

 

2014 г.


 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1.​ Субъективные методы…………………………………………….....4

Глава 2. Объективные методы………………………………………...............8

Заключение…………………………………………………………………….11

Список источников и литературы……………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наука - это, прежде всего  исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода.

Методы, т.е. пути познания, - это способы, посредством которых  познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных  методов, или методик.

Под методом науки - в единственном числе - можно разуметь систему ее методов в их единстве. Основные методы науки - не внешние по отношению к ее содержанию операции, не извне привносимые формальные приемы. Служа раскрытию закономерностей, они сами опираются на основные закономерности предмета науки; поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую - рациональной, характеризуя, таким образом, предмет науки по тому методу, которым он познается; и метод поведенческой психологии отличен от метода психологии сознания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией. Точно так же то понимание предмета психологии предопределяет соответствующее ему решение основных вопросов о ее методе.

Для последовательной и  плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма существенно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не превращалась в форму, извне механически накладываемую  на конкретное содержание науки, чтобы она раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях его собственного развития.

Цель моей работы, рассмотреть какие основные психологические методы существуют.

 

 

 

 

Глава I. Субъективные методы

 

Существует три основных субъективных метода, ими являются:

  • Наблюдение;
  • опрос;
  • тест.

Субъективные методы основываются на самооценках и самоотчетах  испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

Метод наблюдения

Он основывается  на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает  полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится  на основе определенного плана с целью получения объективной картины.

  • в зависимости от позиции наблюдателя:

- открытое

- скрытое. Метод скрытого  наблюдения используется тогда, когда характер наблюдаемого процесса может существенно измениться, если испытуемый  знает, что за ним наблюдают.  При скрытом наблюдении, которое часто  применяется по отношению к детям дошкольного возраста, могут использоваться магнитофон, видеокамера, зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны, но отражающее лучи с другой. Методом скрытого наблюдения нередко изучают поведение и взаимоотношения детей, их индивидуальные и совместные игры.

  • в зависимости от активности наблюдателя:

- пассивное

- активное

  • в зависимости от регулярности:

- случайное

- систематическое: 

а) включенное. Сам психолог на время становится активным участником того процесса, за которым ему нужно  было вести наблюдение, и фиксировал его как бы изнутри. Метод включенного наблюдения использовался в тех случаях, когда, например, требовалось изучить психологию, поведение, взаимоотношения людей в особых условиях, не допускающих наблюдение извне, со стороны: замкнутых преступных групп, религиозных сект.

 б) невключенное

  • по упорядочности:

- случайное

- сплошное

- выборочное

- систематическое 

  • с точки зрения хронологической организации наблюдения:

- лонгитюдное

- периодическое

- одиночное

Самонаблюдение – наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии.

Опрос – метод, основанный на получении необходимой информации от самих от самих   обследуемых путем вопросов и ответов.

    • Устный применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого.
    • Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей 

за сравнительно небольшое  время. Наиболее распространенная  форма данного опроса – анкета.

    • Свободный опрос - разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. 

 

Тест. Популярность этого методов обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что необходимо для решения практических задач. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов.

Тест - опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики.  Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней.

Тест-задание  предполагает  получение информации о психологических характеристиках человека на основе анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество  выполненных зданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, степени развития у него определенного психологического качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

Тесты занимают промежуточное положение между субъективными и  объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты - опросники. При выполнении   данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы.

 Но существуют и  более объективные тесты. К  их числу прежде всего необходимо  отнести проективные тесты. Проекцией называют бессознательно проявляемую склонность человека невольно приписывать другим людям свои собственные психологические качества. Благодаря механизму проекции, по действиям и реакциям человека на ситуацию и других людей, по оценкам, которые он дает людям, можно судить о его собственных психологических свойствах. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий.  Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.Объективные методы

 

Тесты

- объективные

- проективные 

Эксперимент - метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена  с другими феноменами, научно объяснить происхождение и его развитие. 

Имеются  основные разновидности эксперимента:

    1. лабораторный
    2. естественный
    3. полевой
    4. констатирующий

Они отличаются друг от друга  условиями проведения эксперимента. 

Лабораторный  эксперимент придумывает и ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь в жизнь, создавая искусственные условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некую научную гипотезу. 

Изучение особенностей мышления человека. Испытуемый получает серию умственных заданий, которые он должен решить за определенное время. Выполнение каждого из заданий оценивается определенным количеством баллов, а сумма баллов становится показателем уровня интеллектуального развития.

Естественный  эксперимент организуется и проводится  в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какими они есть. 

Данные, получаемые в  естественном эксперименте, лучше всего  соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степени соответствия жизненной ситуации.

Полевой эксперимент чем-то похож на лабораторный с той лишь разницей, что он проводится в реальных жизненных условиях человека. В школе ставится эксперимент по введению новой программы обучения, причем она в экспериментальном порядке реально вводится  в учебный процесс. экспериментаторов интересует, улучшатся ли в результате знания учеников или останутся прежними. Для этого они оценивают знания до и после эксперимента, делая вывод о том, насколько он оказался удачным.

Констатирующий  эксперимент – эксперимент, задача которого  состоит в простой фиксации и описании фактов, т.е. констатации того, что в действительности происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. От естественного констатирующий эксперимент отличается тем, что при нем просто фиксируется реальное состояние дел  и не сравниваются результаты между собой до и после эксперимента.   Определение памяти у детей. Испытуемым предлагается серия заданий на запоминание и воспроизведение материала. По результатам их выполнения определяется степень развития памяти.

Формирующий эксперимент заключается в том, чтобы сформировать у человека какое-либо качество или изменить его поведение.  Сформировать у детей  способность решать задачи определенного класса. Испытуемых знакомят с соответствующими задачами и показывают, как их нужно решать. Далее им помогают выработать необходимые умения и навыки. В заключении оценивают полученные результаты.

Моделирование следует отнести к самостоятельному классу методов.  Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия  испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов. 

Модели  могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Техническое моделирование  предполагает создание прибора или  устройства, по своему действию напоминающего то, что принадлежит изучению. 

Логическое моделирование  основано на идеях  и символике, применяемой в математической логике развитие компьютеров и программного обеспечения для них дало толчок к моделированию психических явлений на основе законов работы ЭВМ, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждения при решении задач близки к операциям и логике, на основе которых работают компьютерные программы. Это привело к попыткам представить и описать поведение человека по аналогии с работой компьютера. 

Информация о работе Основные методы психологии