Основные направления западной психологии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей контрольной работы является раскрыть психологию как науки и рассмотреть исторические этапы развития психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители;
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии;
3. Направление бихевиоризм и его основной метод.

Содержание

Введение___________________________________________________ 2стр.
1. Основные направления западной психологии XX в. и их виднейшие представители________________________________________________ 3стр.
2. Анализ ведущих положений гуманистической психологии_______ 7стр.
3. Практическое задание______________________________________ 11стр.
Заключение__________________________________________________13стр.
Список используемой литературы_______________________________14стр.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Каждое новое направление  в науке определяет свою программу  через противопоставление установкам уже утвердившихся направлений. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

 

3. Тест

Укажите, в чем состоит  основной метод бихевиоризма:

А) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

Б) создание математических моделей психических процессов;

В) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

Ответ: основной метод  бихевиоризма состоит в  В) наблюдение и экспериментальное изучение реакций  организма в ответ на воздействие  окружающей среды.

Бихевиоризм (от англ.behaviour – поведение) – направление в  американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным  формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы  внешней среды.

В бихевиоризме можно  отметить следующие недостатки:

- недоучет сложной психической деятельности;

- излишнее сближение психики животных и человека;

- игнорирование процессов сознания;

- игнорирование высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр[5].

Основной недостаток бихевиористской психологии состоит  в односторонности подхода к  исследованию изучаемых сложных  объектов. Недооценивая достижения психологии сознания, физиологии высшей нервной  деятельности, роль биологических сдвигов в организме, бихевиоризм существенно обедняет результаты

выполняемых работ.

В бихевиоризме можно  отметить следующие достоинства:

- он внес в психологию сильный крен в естественно – научную сторону;

- он ввел объективный  метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий (благодаря чему получили бурное  развитие инструментальные приемы исследований психических процессов);

- был чрезмерно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и пр.;

- в его разделах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования и навыков.

Главная заслуга бихевиоризма: бихевиоризм внес в изучение человеческой деятельности научную строгость и показал, как ею можно управлять.

Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в  ХХ-м столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о  психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание.

Поскольку же тогда было принято ставить знак равенства  между психикой и сознанием, возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм  тем самым ликвидирует психику. Его стали называть «психологией без психики». Во время появления  бихевиоризма под психологией понималась наука о сознании[7].

 

Заключение

Таким образом можно  сделать вывод, что особенностью психологии как науки является то, что как системой знаний ею обладают немногие, а с явлениями, которые  она изучает, сталкиваются все люди. Объектом психологии является мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых и неосознаваемых самим человеком. Предметом выступают основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлений.

Зарубежная психологическая  наука исповедует различные подходы  к пониманию психики и поэтому  включает в себя несколько основных  направлений: бихевиористское, гешталът-психологию, психоанализ, когнитивная психология, гуманистическую и трансперсональную психологию.

Самое первое направление  в зарубежной психологии, возникшее  в начале XX в., отрицающее сознание как  предмет научного исследования и  сводящее психику к различным  формам поведения, являющегося результатом  ответа организма на воздействия внешней среды является  бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма является американский ученый Джон Бродес Уотсон (1878-1958).Основной метод бихевиоризма состоит в  наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

Остальные направления  возникали как альтернативы бихевиоризму. У каждого из направления есть свои недостатки и достоинства. Все эти направления внесли обширные знания в психологию.

 

Список используемой литературы

1) Методические указания  по выполнению контрольной работы  по психологии и педагогике,2008.

2) Психология. Учебник для экономических вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПБ: Питер,2000;

3) Ждан А.Н. История психологии: Учебник- М Изд-во МГУ,1990;

4) Гриншпун И.Б. Введение в психологию: Учебник- М: Международная педагогическая академия,1994;

5) Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В. Островского- М : Вузовский учебник,2005;

6) Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений В 2х кН. – М : Просвещение - Владос,1994;

7) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. – Ростов н/Д.: Феникс,1996;

8) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия,1998;

9) Психологический словарь/ Под ред.В.П. Зинченко , Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика –Пресс,1999;

10) Крылова А.А. Психология: Учебник для вузов- М.: Проспект,1998;

11) Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998;

12) Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005;

13) История психологии. ХХвек- М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга ,2002;

14) Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии.- М.: Политиздат.

        Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 33683


Информация о работе Основные направления западной психологии ХХ века