Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:51, контрольная работа
В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога А. Маслоу, три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию.
Исторически первым был бихевиоризм, который получил свое название от понимания предмета психологии – поведения (от англ. behavior – поведение).
1) Назовите основные направления западной психологии XX в. и их выдающихся представителей. 3
2) Укажите ведущие положения гуманистической психологии. 6
3) Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма 8
4) Используемая литература 9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра философии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология и педагогика»
Вариант 4
Студента 2 курса учетно-статистического факультета
№ зачетки 11УЛБ00787
Дневной формы обучения
Урываевой Елены Александровны
Преподаватель: Егоров Вадим Алексеевич
Липецк 2012
Содержание
1) Назовите основные направления западной психологии XX в. и их выдающихся представителей. 3
2) Укажите ведущие положения гуманистической психологии. 6
3) Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма 8
4) Используемая литература 9
В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога А. Маслоу, три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию.
Исторически первым был бихевиоризм, который получил свое название от понимания предмета психологии – поведения (от англ. behavior – поведение).
Основоположником бихевиоризма
в западной психологии считается
американский зоопсихолог Джон Уотсон (1878
–1958). Он считает, что основная задача
бихевиоризма заключается в накоплении
наблюдений над поведением с таким расчетом,
чтобы можно было сказать наперед, какая
будет реакция человека на соответствующую
ситуацию (стимул). Бихевиоризм основан
на использовании естественнонаучной
методологии в изучении человека и животных.
Предметом психологии, по Дж. Уотсону,
должно стать не сознание, а поведение. Основная
задача бихевиоризма
с точки зрения Уотсона - наблюдение за
поведением человека с целью:
а) в каждом данном случае при данном стимуле
(ситуации) определить какая будет реакция;
б) в случае данной реакции определить,
какой ситуацией она вызвана.
Бихевиоризм включил учение И.П. Павлова об условном рефлексе и стал рассматривать поведение человека под углом зрения условных рефлексов, которые формируются под воздействием социальной среды.
Первоначальная система Джона Уотсона, объясняющая поведенческие акты как реакцию на предъявляемые стимулы, была усовершенствована Э.Толменом, путем введения посредствующего звена между стимулом из окружающей среды и реакцией индивида в виде его целей, ожиданий, гипотез и т.д. Это несколько усложнило схему, но не изменило ее сути. Общий подход бихевиоризма к человеку как к животному, отличающемуся словесным поведением, остался неизменным.
Психоанализ - это система психологии, разработанная на основе открытий Зигмунда Фрейда. Возникший вначале как метод лечения определенных невротических расстройств, психоанализ стал служить основанием общей теории психологии. Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.
Основные положения
Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем.
В психологической литературе заслуга З.Фрейда усматривается в его обращении к глубинным структурам психики, к бессознательному . Став исследовать внутренний психический мир невротизированных личностей, Фрейд разработал упрощенную модель психики, состоящую из трех частей: сознательной, бессознательной и сверхсознательной.
В этой модели
Теоретической модели психики, разработанной применительно к психике больных индивидуумов с невротическими реакциями, был придан статус общетеоретической модели, объясняющей функционирование психики вообще.
Гуманистическая психология в лице А. Маслоу, К. Роджерса и других, поставила своей задачей введение реальных проблем в сферу психологических исследований. предметом психологических исследований представители гуманистической психологии считали здоровую творческую личность. Гуманистическая ориентация отражалась в том, что в качестве базисных потребностей человека рассматривались любовь, творческий рост, высшие ценности, смысл.
Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.
Гуманистическая психология - направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Предметом изучения психологии являются:
Гуманистическая психология в лице А. Маслоу, К. Роджерса и других, поставила своей задачей введение реальных проблем в сферу психологических исследований. предметом психологических исследований представители гуманистической психологии считали здоровую творческую личность. Гуманистическая ориентация отражалась в том, что в качестве базисных потребностей человека рассматривались любовь, творческий рост, высшие ценности, смысл.
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является, по Маслоу, наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены. Вся же иерархия потребностей выглядит следующим образом:
1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;
2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;
3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;
4)
потребность в уважении со
стороны окружающих и в
5)
потребность в
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами
б) создание математических моделей психических процессов
☑в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды
Предмет изучения бихевиоризма - поведение человека, по которому понимаются действие, поступки, порождённые исключительно внешними причинами.
Бихевиористами применялось
два основных направления для исследования
поведения: наблюдение в лабораторных,
искусственно создаваемых и управляемых
условиях, и наблюдение в естественной
среде обитания.
Большинство экспериментов бихевиористы
проводили на животных, затем установление
закономерности реакций в ответ на воздействия
окружающей среды перенесли на человека.
Позже эта методика подвергалась критике,
в основном по этическим причинам. Также
бихевиористы полагали, что благодаря
манипуляциям внешними стимулами можно
формировать у человека разные черты поведения.
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского – Москва, Вузовский учебник 2008.
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – Москва, Педагогика пресс 2000.
Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; Научный редактор Е. А. Кротков.- М.: Центр, 1999.
Ждан А.Н. История психологии: Учебник – Москва: Издат-во МГУ 1990.
Бихевиоризм. Психологический словарь.
Источник: http://psi.webzone.ru/st/
Информация о работе Основные направления западной психологии XX в. и их выдающихся представителей