Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

Актуальность темы: Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Но существует множество людей, страдающих нарушениями речи. Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими проблемами нуждаются в помощи специалистов.

Содержание

Введение 2
1. Основные понятия речи и ее составляющие 3
2. Общая характеристика недоразвития речи 5
2.1 Причины возникновения ОНР 6
2.2 Связь ОНР с различными сторонами психического развития 8
3. Уровни речевого развития (Классификация ОНР Р.Е. Левиной) 10
4. Содержание логопедического обследования 13
5. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. 22
Заключение 25
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

kлогопедя.docx

— 57.61 Кб (Скачать файл)

 Обследование детей проводится индивидуально и маленькими подгруппами в беседе, а также при использовании различных видов игровой и учебной деятельности.

 Важно выявить особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи в процессе выполнения сложных инструкций, включающих два-три элементарных задания; запоминания последовательного ряда из нескольких картинок с логической связью и без нее; при определении изменений в ряду из двух картинок, при заучивании стихотворения, текста и т.д.

 Логопед отмечает скорость запоминания, прочность сохранения и легкость воспроизведения.

      Результаты обследования фиксируются в речевой карте, приводятся примеры образцов детской речи. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования.

Опираясь на программные требования соответствующих возрастных групп, логопед определяет отставание детей в игровой, физической, изобразительной деятельности от нормально развивающихся сверстников. Кроме того, он выявляет и анализирует индивидуальные особенности детей.

Характеристика не должна быть односторонней и отражать только недостатки ребенка. Важно отметить положительные стороны личности ребёнка и его поведения, а также приемы индивидуального подхода, которые оказались наиболее эффективными. В случае затруднений в установлении речевого диагноза и усвоении программного материала характеристики отдельных детей обсуждаются педагогическим коллективом. [2]

Логопедическое  заключение базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно большом количестве примеров детской речи и на динамическом наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы. 
          Результаты комплексного обследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевой аномалии.

Примерами логопедических заключений могут быть следующие:

  • ОНР третьего уровня у ребенка с дизартрией;
  • ОНР второго уровня у ребенка с алалией;
  • ОНР второго-третьего уровня у ребенка с открытой ринолалией.

          Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода. [6]

  1. Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. 
     
    I уровень речевого развития
  2. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).
  3. Развитие понимания речи: слов, словосочетаний, коротких фраз из 2-4 слов.
  4. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
  5. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
  6. Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности.
  7. Формирование двусоставного простого предложения.
  8. Создание развивающей среды для стимулирования речевой деятельности.

 

II уровень речевого  развития

  1. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).
  2. Развитие понимания речи, т.е. понимания изменения форм слова и их связей в предложении.
  3. Расширение и обогащение словарного запаса; уточнение значения глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных по тематическим циклам; формирование обобщений и отвлеченных понятий, накопление синонимов, антонимов.
  4. Нормализация состояния моторных функций.
  5. Развитие фонематического слуха, совершенствование звукопроизношения.
  6. Формирование слоговой структуры слова.
  7. Практическое усвоение простых грамматических категорий: упражнения на словоизменение, употребление предлогов и т.д.
  8. Употребление в речи распространенных предложений; понимание значения каждого члена предложения (предмет, признак предмета, действие).
  9. Формирование фразовой речи (умение отвечать на вопросы, заучивание стихов, пересказ маленьких текстов, объединение предложений в маленькие тексты).
  10. Формирование готовности к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

 
III уровень речевого  развития 
1.      Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания,      памяти, мышления). 
2.      Расширение словарного запаса за счет накопления новых слов       различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования. 
3.       Развитие и совершенствование грамматических средств языка: умение строить словосочетания, предложения по законам грамматики, умение пользоваться моделями различных синтаксических конструкций. 
4.       Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе сформированных навыков анализа и синтеза  
5.       Формирование правильного звукопроизношения: развитие артикуляционного аппарата, постановка отсутствующих звуков и автоматизация их в речи. 
6.        Усвоение слов различной слоговой структуры. 
7.        Обучение элементам грамоты. 
8.        Формирование связной речи: учить планировать собственное     высказывание, самостоятельно определять содержание своего высказывания, связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.  
9.         Нормализация состояния моторных функций. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление  в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста  требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

В современной логопедии нарушения  речи никогда не рассматривались  вне связи с умственным развитием  ребенка, поэтому взаимосвязь речевой  деятельности детей со всеми сторонами  их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием  в каждом отдельном случае.

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью  социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская / Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. с.22-23
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. - 44 с.с.11-19
  3. http://www.bestreferat.ru/referat.html
  4. http://www.logopedspb.ru
  5. http://rudocs.exdat.com
  6. http://Волкова Л.С / Характеристика детей с ОНР
  7. http://www.pedlib.ru

 


Информация о работе Основные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи