Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:57, доклад
Оно может охватывать участие в формальных организациях или движениях, включенность в различные элементы политической системы или сознательное отстранение от них.
Субъектами политического поведения могут быть индивиды и их объединения. К коллективным субъектам относятся: электорат, общественные движения, толпа, масса, народ. Социальные группы - территориальные общности, горожане.
Основные подходы к изучению политического поведения.
Политическое поведение
- это любая форма участия в
осуществлении власти или противодействия
ей. Оно может охватывать участие в формальных
организациях или движениях, включенность
в различные элементы политической системы
или сознательное отстранение от них.
Субъектами политического поведения могут
быть индивиды и их объединения. К коллективным
субъектам относятся: электорат, общественные
движения, толпа, масса, народ. Социальные
группы - территориальные общности, горожане.
Корпоративные группы - это группы образованные
людьми близкими по статусу связанному
с профессией, получением образования
или организацией досуга и др. Организации
- политические партии, их союзы, объединения,
блоки, действия партий и их объединений.
Использование в политологии термина
«политическое поведение» обусловлено
необходимостью разграничения действий
субъектов политики, основанных на рациональных
началах, и элементов активности, продиктованных
неосознанными или частично осознанными
мотивами. Политическое поведение охватывает
все проявления человеческой активности
в сфере политики. Индивиды или социальные
общности всегда каким-то образом ведут
себя. Однако не всегда они при этом действуют.
Если это поведение имеет осознанный и
целенаправленных характер, то оно несомненно
представляет политическое действие.
Когда поведенческие акты имеют неосознанный
или не вполне мотивированный характер,
то они есть не что иное, как проявление
бессознательного политического поведения.
Соответственно этому в политическом
поведении принято выделять:
- формы рациональных политических действий;
- формы бессознательного политического
поведения.
Разграничительным критерием при этом
оказывается принцип: поведение, не контролируемое
сознанием, не является подлинным политическим
действием, а его характер определяется
иными психическими свойствами субъекта
и особенностями конкретной социально-политической
ситуации.
Политическое участие можно классифицировать
по степени или уровню активности:
- формы активного участия;
- пассивные, или им мобильные, формы участия.
На основании форм политического участия
и степени активности можно выделить четыре
типа политического участия.
Политическое участие зачастую подразделяют
на автономное и мобилизованное. Автономное
участие – это свободная добровольная
деятельность индивидов, преследующих
личные и групповые интересы. Такое участие
предполагает достаточную политическую
компетентность граждан и является необходимым
условием реальной демократии. Мобилизационное
участие имеет принудительный характер.
Стимулами политической активности становится
страх, административное принуждение,
традиции и т.п. Манипулятивное участие
– разновидность мобилизованного участия.
В зависимости от степени вовлеченности
гражданина в политику все типы политического
участия делятся на акты низкой и высокой
вовлеченности. акты с высокой вовлеченностью,
включают поведение, требующее значительных
экономических, психологических, физических
и иных усилий.
Люди, интересующиеся политикой и активно
участвующие в ней, составляют, как правило,
меньшинство. Большинство же проявляет
апатию и безразличие, что является характерным
признаком многих политических систем.
Такое участие называется им мобильным.
Существуют различные причины этого положения.
С определенным типом личности связано
не только участие в политике, но и неучастие
в ней и, в частности, такое явление, как
абсентеизм. Он представляет собой уклонение
граждан В политической науке абсентеизм
оценивается неоднозначно.
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ (гр. methodos путь исследования) - средства анализа, способы проверки и оценки политической теории.
Основные типы методов и уровни
методологии политических исследований
сложились постепенно в ходе исторического
развития политической мысли. Периодизация
развития методологии политической
науки может быть представлена следующим
образом: 1) классический период (до XIX в.),
связанный преимущественно с
дедуктивным, логико-философским и
морально-аксиологическим
Основными течениями в рамках методологии
политической науки являются "традиционалистское"
(исповедующее качественные методы классической
и институциональной
Институциональный метод связан со
стремлением выявить
Сравнительный (компаративный) метод
известен со времен Платона и Аристотеля.
Его особенность заключается
в сопоставлении двух (или более)
политических объектов. Сравнительный
метод позволяет установить, в
чем состоит их подобие, вычленить
общие черты либо показать, по каким
признакам они (политические объекты)
различаются. Любое сравнительное
исследование включает следующие этапы:
а) отбор и описание фактов; б) выявление
и описание тождества и различий;
в) формирование взаимосвязей между
элементами политического процесса
и другими социальными
Социологический метод представляет
собой совокупность приемов и
методов конкретных социологических
исследований, направленных на сбор и
анализ фактов реальной политической
жизни. Методы социологических исследований
- опросы, анкетирование, эксперименты,
статистический анализ, математическое
моделирование - позволяют собрать
богатый фактический материал и
на его основе изучить политические
явления и процессы. Их преимущество
заключается в том, что исследователь
имеет дело с материалом, который
можно математически
В современной политологии
С помощью социологического метода
можно выявить взаимосвязь
Антропологический метод, который
исходит из природы человека, широко
используется при анализе механизмов,
институтов власти и социального
контроля преимущественно в
Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характер, а также типичных механизмов логических мотиваций. В основании этого метода легли наиболее значительные идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. о соотношении личности и власти, о природе чел3 века в политике, о воспитании гражданина, о том, каким надлежит быть правителю.
Своеобразную революцию в
Бихевиоризм сыграл заметную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии.
В рамках постбихевиористского периода формируются и получают развитие такие типы политического исследования, как структурно-функциональный анализ и системный подход.
В структурно-функциональном анализе за единицу исследования принимается "действие", а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Каждый индивид в своем поведении ориентирован на общепринятые образцы поведения. Нормы объединены в институты, имеющие структуру и обладающие функциями, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для анализа способов сохранения и регулирования системы, максимальный же его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Структурно-функциональный анализ включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д.
Системный подход рассматривает политическую сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований.
В основе метода экспертных оценок лежит
их проведение специалистами в той
области политической деятельности,
по поводу которой ведется экспертиза.
Опыт показывает, что наиболее эффективным
является применение данного метода
для решения широкого круга не
формализуемых проблем
Коммуникативный метод позволяет
разработать кибернетическую
Метод моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Возможны различные классификации моделей. Напр., по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели. Потребность в этом методе возникает тогда, когда анализ реального политического явления невозможен или затруднителен, слишком дорого стоит или требует много времени. Модель здесь выступает аналогом реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-л. механизм политической системы (напр., механизм реализации политической власти) или же процесс (предположим, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (управление ею), институты, их элементы ил объединения (государство, политический режим) , взаимодействие с др. политическими системами (международные отношения) и т.п.
Моделирование политических процессов может осуществляться не только на основании уже известных, эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез. Моделирование гипотез и проведение вычислительных экспериментов с полученными моделям позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивое с др. - выявить чувствительные параметры модели, те признаки связи, изменения которых оказывай наиболее существенное влияние на выходные параметры модели.
Сегодня в связи с совершенствованием
ЭВМ и программных средств
моделирование политических макро-микропроцессов
стало одним из перспективных
направлений в развитии методологии
политической науки, рос, в свою очередь,
имеет множеств собственных разветвлений.
Одно лишь системное моделирование
политики охватывает и динамические,
и стохастические модели политической
жизни, активно применяемые для
анализа циклически повторяющихся
избирательных процессов и
Информация о работе Основные подходы к изучению политического поведения