Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 17:34, контрольная работа
Теория социального научения Джулиана Роттера— это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.
Роттер сосредоточил внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте. Кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть
3. Основной постулат теории личностного конструкта Келли и выводы из него
Основной
постулат теории личностного конструкта
Келли гласит:
Процессы индивида являются психологическими
каналами, в русле которых будут, по его
прогнозу, развиваться события.
Келли полагает, что поведение людей определяется
тем, как они прогнозируют будущие события.
Всё поведение человека направлено на
прогноз событий. Люди управляются конструктами,
ориентированным на будущее. Поведение
человека стабильно во времени и ситуациях.
Люди направляют свои процессы к предупреждению
будущего. Каждый человек прокладывает
и характерным способом использует свои
конструкты. Когнитивный компонент теории
Келли состоит в том, что человек пытается
объяснить действительность, чтобы научиться
предвосхищать события, влияющие на его
жизнь.
Согласно теории Келли люди смотрят на
настоящее так, чтобы предвидеть будущее
с помощью уникальной системы конструктов,
которые определяют направленность их
деятельности.
Из основного постулата Келли делает одиннадцать
выводов, которые, служат для разработки
теории личностных конструктов. Мы обсудим
важнейшие из них.
1. Вывод о дихотомии - конструкты всегда
биполярны. Конструктивная система по
Келли состоит из конечного числа дихотомических
конструктов. Хороший - плохой, справедливый
- несправедливый, умный - глупый, популярный
- непопулярный. Одна сторона биполярного
конструкта используется чаще, чем другая.
2. Вывод об организации - каждый человек
ради удобства в предвосхищении событий,
разрабатывает систему анализа событий,
устанавливающую порядковые отношения
между конструктами.
Люди организуют свои личностные конструкты
иерархически, чтобы свести до минимума
несовместимость и несоответствия. И,
еще того важнее, он подразумевает, что
люди отличаются друг от друга не только
по числу и типу конструктов, которые они
используют в своих суждениях о мире, но
также тем, как они организуют свои конструкты.
По Келли, организация личностных конструктов
весьма логична: конструкты организованы
в пирамидальную структуру так, что некоторые
из них находятся либо в подчиняющей, либо
в подчиненной позиции относительно других
частей системы. (Конечно, конструкт может
быть и совершенно независимым от всех
других.) Подчиняющий конструкт включает
в себя другие конструкты, а подчиненный
конструкт включен в другой (подчиняющий)
конструкт. Конструкт «хороший—плохой»,
например, может включать в себя оба полюса
конструкта «сексуальный—несексуальный».
Следовательно, первый конструкт подчиняет
последний. Эту мысль можно пояснить на
примере мужчины-сексиста, который анализирует
девушку — модель месяца в журнале «Плейбой».
Он, возможно, интерпретирует ее как «сексуальную»
и, следовательно, в терминах подчиняющего
конструкта как «хорошую». Но даже в системе
конструктов самого законченного сексиста
«хороший» обычно подразумевает больше,
чем «сексуальный», Например, он может
интерпретировать интервью месяца в том
же журнале как «хорошее», потому что оно
«вдохновило» его. В этом случае конструкты
«сексуальный— несексуальный» и «вдохновляющий—не
вдохновляющий» будут подчиненными по
отношению к подчиняющему конструкту
«хороший—плохой». Но главное здесь то,
что люди создают различную иерархию личностных
конструктов. Подчиняющие и подчиненные
конструкты в системе одного человека
необязательно занимают такое же положение
в системе другого. Келли предположил,
что только если мы знаем, как человек
организует конструкты, мы можем правильно
судить о его поведении.
1. Вывод о выборе. С точки зрения Келли,
люди имеют несколько конструктов, с помощью
которых они интерпретируют события своей
жизни. Более того, каждый день они должны
выбирать, какой конструкт и какой его
полюс использовать для прогноза событий.
Вывод о выборе показывает, как человек
проводит этот отбор: «Человек выбирает
для себя ту альтернативу в дихотомическом
конструкте, с помощью которой, как он
ожидает, он получит большие возможности
для расширения и определения своей системы»
(Келли, 1955). Итак, по Келли, если мы стоим
перед выбором (то есть перед ситуацией,
в которой мы должны использовать наши
конструкты тем или иным образом), мы выберем
то, что наиболее вероятно либо расширит
наше понимание мира, либо уточнит нашу
конструктную систему. Иначе говоря, мы
выберем полюс конструкта, который позволит
понять событие более полно — то, что будет
полезнее всего для прогностической эффективности
нашей конструктной системы. Келли назвал
это «продуманный выбор».
2. Вывод об опыте.
3. Конструктная система позволяет человеку
прогнозировать будущие события так точно,
насколько это возможно. Из этого следует,
что конструктная система меняется, если
с ее помощью невозможно правильно прогнозировать
разворачивающуюся последовательность
событий. В этой связи Келли постулирует,
что изменение в нашей конструктной системе
имеет место тогда, когда мы встречаемся
с новыми или незнакомыми явлениями, которые
не согласуются с нашей предыдущей системой
конструктов. Его вывод об опыте утверждает:
«Конструктная система человека меняется
в соответствии с успешностью интерпретации
повторных явлений».
4. Вывод о научении предполагает, что система
личностных конструктов - это набор гипотез о
нашем вечно меняющемся мире, которые
постоянно проверяются опытом. Обратная
связь, позволяющая судить о том, насколько
хорошо эти гипотезы помогли нам прогнозировать
будущее, приводит к изменению конструктов,
которые, в свою очередь, используются
как новые гипотезы для последовательного
изменения системы. Те конструкты, которые
оказываются полезными, сохраняются, а
остальные пересматриваются или отбрасываются.
Таким образом, по Келли, конструктная
система последовательно пересматривается
с обоснованным отбором для принятия правильных
решений.
5. Вывод об общности - при всей уникальности
каждого отдельного индивида между людьми
существует определенное сходство. Психологические
процессы одного индивида похожи на процессы
другого в той мере, в какой индивид прибегает
к аналогичной интерпретации жизненного
опыта.
6. Вывод о фрагментации - человек может
использовать множество конструктов,
которые логически несовместимы друг
с другом. В какой то момент мы можем быть
безжалостными дельцами, а в какой-то любящими
друзьями
7. Вывод о диапазоне - конструкт применим
лишь для ограниченного диапазона событий.
Большинство людей согласятся с тем, что
Садам Хусейн, Гитлер и мать Тереза лежат
в диапазоне применимости конструкта
«злодей - святой». Но они могут не сойтись
в оценке других кандидатур.
Личностные конструкты особенно важны
для понимания межличностного поведения.
Выводы, которые формулирует Келли позволяют
понять, как участвуют и влияют наши конструкты
на социальное взаимодействие индивидов.
Келли предположил, что личностные конструкты
можно классифицировать в соответствии
с природой контроля, который они имплицитно
осуществляют над своими элементами.
По данному критерии Келли выделяет три
типа конструктов.
Упредительный конструкт - конструкт,
который стандартизирует («упреждает»)
элементы для того, чтобы они были исключительно
в его диапазоне. Упредительную интерпретацию
можно сравнить с такой характеристикой
мышления ригидного человека, как «ничего,
кроме». Примером упредительного конструкта
может быть этнический ярлык. Скажем, если
человек идентифицирован как «мексиканец»,
то о нем будут думать только как о мексиканце
и никак иначе. Или, если профессору приклеют
ярлык «упрямец», то некоторые студенты
даже и не подумают о нем по-другому (что
он, например, может испытывать нежные
чувства к своим детям или активно интересоваться
проблемой социальных реформ). Упредительное
мышление отвергает право пересмотра
или иной интерпретации для других или
для себя, не позволяя увидеть оцениваемое
явление в новом свете.
Констелляторный конструкт - элементы
конструкта могут одновременно принадлежать
другим областям, но они постоянны в составе
своей сферы. То есть, если явление относится
к какой-то категории одного конструкта,
другие его характеристики фиксированы.
Шаблонное мышление иллюстрирует этот
тип конструкта. Пример констелляторного
мышления: «Если этот человек продавец
автомобилей, он, скорее всего, нечестен,
жуликоват и умело обращается с клиентом».
В этом примере нет места для иных суждений
об этом человеке. По определению, констелляторные
конструкты ограничивают наши возможности
для альтернативных мнений; раз мы относим
человека к данной категории, мы наделяем
его всеми соответствующими ей характеристиками.
Предполагающий конструкт - конструкт,
оставляющий свои элементы открытыми
для альтернативных конструкций. Этот
тип конструкта прямо противоположен
упредительному и констелляторному конструктам,
так как он позволяет человеку быть открытым
для нового опыта и принимать альтернативную
точку зрения на мир. В этом случае трактовка
кого-то как продавца автомобилей, является
настолько предполагающей, что другие
его личные качества не вытекают из нее.
Следовательно, утверждающее мышление
— гибкое мышление. Индивид открыт для
нового опыта и может изменять существующие
конструкты. Хотя есть соблазн интерпретировать
упредительный и констелляторный конструкты
как нежелательные типы, а предполагающий
конструкт — как желательный, Келли утверждал,
что это не так. Если бы мы пользовались
только предполагающими конструктами,
мы испытывали бы массу трудностей, так
как не могли бы принимать неотложные
решения.
Личность, по мнению Келли, - это некая
абстракция, созданная персонологами
из психических процессов, которые они
наблюдают и подразумевают. Личность по
своей природе включена в межличностные
отношения. Для эффективного функционирования
в системе межличностных отношений она
использует способы предвидения, прогнозирования
и интерпретации событий. Для чего использует
личностные конструкты.
Отсюда, личность в теории Келли - это организованная
система более или менее важных конструктов,
которые человек использует, чтобы интерпретировать
мир переживаний и предвидеть будущие
события.
Для Келли личность эквивалентна конструктам,
которые используются человеком в целях
предвидения.
Чтобы понять человека надо знать:
• конструкты, которые он использует,
• события, которые включены в эти конструкты,
• как соотносятся конструкты друг с другом.
Информация о работе Основные принципы теории социального научения