Основные причины конфликтов: обьективные, организационно управленческие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный способ разрешения создавшегося объективного противоречия.
Взаимосвязь между объективными и субъективными причинами конфликтов:
- Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов. В свою очередь в основе, казалось бы, чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т. е. объективный фактор.

Вложенные файлы: 1 файл

Конфлитология.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

1.Основные причины конфликтов: обьективные, организационно управленческие,.

Объективные причины  приводят к созданию предконфликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные причины  конфликтов в основном связаны с  теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный способ разрешения создавшегося объективного противоречия.

Взаимосвязь между объективными и субъективными причинами конфликтов:

- Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов. В свою очередь в основе, казалось бы, чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т. е. объективный фактор.

- Нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. Но и трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.

Объективные причины

в достаточной степени  условно можно представить в  виде нескольких укрепленных групп:

• ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

• различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

• взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;

• плохие коммуникации.

Объективные причины только тогда являются причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы.

 Организационно-управленческие  причины конфликтов

Этим причинам элемент  субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие при¬чины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

Подразделяются на:

Структурно-организационные: несоответствие структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается.

Функционально-организационные: неоптимальность функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками.

Личностно-функциональные: неполное соответствие работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

Ситуативно-управленческие: ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения  управленческих и других задач.

 Социально-психологические  причины конфликтов.

К числу социально-психологических  относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы.

- возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Неправильное понимание людьми друг друга.

- несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию.

- выбор людьми различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. 5 основных способов оценки — сравнение с: возможным идеальным положением дел; требованиями к данной деятельности нормативных документов; степенью достижения цели деятельности; результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу; положением дел в начале деятельности.

- Психологическая несовместимость. 4 уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный.

 Личностные причины  конфликтов

Личностные причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они  обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

- оценка поведения другого как нежелательного может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимого — к конфликту.

- низкий уровень социально-психологической компетентности.

- низкая конфликтоустойчивость

- плохо развитая у человека способность к эмпатии

- завышенный или заниженный уровень

- холерический тип темперамента

- различные акцентуации характера.

Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь-нибудь эффективное регулирующее воздействие. Построение объяснительных моделей является результатом системно-генетического анализа конфликтов. Он позволяет определить причины возникновения конфликтов, вскрыть движущие силы их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Раскрыть характер  взаимосвязей объективных и субъективных причин конфликтов.

В целом причинность  в социальной среде характеризуется  огромной сложностью и запутанностью. Практически каждая социальная действие влечет за собой целую цепь различных, порой противоречивых по своему значению, действий. Очень часто сам конфликт может быть вызван безвинными для стороннего наблюдателя действиями индивида или группы, которые могут находиться, тем, в очень отдаленном связи с конфликтующими сторонами. Если мы хотим разобраться с причинами конфликта, предотвратить его, или если он уже возник и развивается, то минимизировать его последствия, нам необходимо проанализировать всю цепь разнообразных действий людей и событий.

В целом возникновение и развитие причин конфликтов можно объединить в несколько групп: это объективные причины, организационно управленческие, социально - психологические, личностные. Первые две группы причин несут в себе объективную основу конфликтов, две последние - субъективную.

К объективным причинам конфликтов можно отнести те обстоятельства, которые своим появлением или существованием способствовали появлению вызвавших столкновение интересов людей. Объективные причины являются причинами возникновения пред конфликтных обстоятельств, что, в свою очередь, является объективным компонентом пред конфликтной ситуации.

Субъективные причины конфликтов, прежде всего, связаны с такими психологическими особенностями сторон, влияющих на выбор ими именно конфликтного способа  решения спорных вопросов. Практически  в любой пред конфликтной ситуации существует возможность выбора способа решения ее. Именно причины, по которым одна или обе стороны противостояния выбирают именно конфликтный способ решения противоречия, и носят субъективный характер.

Рассматривая характер взаимосвязей между объективными и  субъективными причинами конфликта, необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, нельзя жестко разделять субъективные и объективные причины конфликтов, а так же и противопоставлять. Любая объективная причина играет свою роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в частности по причине действия субъективных факторов. Во-вторых, нет таких конфликтов, которые не были бы вызваны только субъективными или объективными причинами. Если человек лично не принимает решение о начале конфликтного противодействия, даже в условиях межличностных противоречий, конфликта не будет. Практически любой конфликт несет в себе целый комплекс объективно - субъективных причин. То есть большинство объективных причин определенной степени являются субъективными, а большинство субъективных причин конфликтов в конце концов объективно детерминированы. Рассмотрим первую группу объективных причин конфликтов. Естественное столкновение материальных и духовных интересов в процессе жизнедеятельности. Постоянно общаясь в процессе своей жизнедеятельности, человек сталкивается с многочисленными проблемами, которые ей необходимо решить, и эти многочисленные столкновения являются необходимыми. Участие или не участие в большинстве этих столкновений не зависит от воли или желания человека, именно это и создает объективную основу возможных конфликтных ситуаций.

Недостаточная разработка правовых и нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей. Так, наименее разработанные у нас механизмы защиты подчиненных от произвола начальников. Судебное опровержения действий руководителей малоэффективно, поэтому в большинстве пред конфликтных ситуаций подчиненные либо отступают, либо идут на конфликт.  

 

Недостаточность духовных и материальных благ для жизнедеятельности тех или иных социальных групп населения. Товарно - денежные отношения и рыночные принципы организации общества создают огромное количество объективных предпосылок для появления конфликтных ситуаций, а сами процессы можно рассматривать как конфликтные.

Устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений. Большинство стереотипов имеют  большой исторический стаж, есть и  такие, которые сформировались достаточно недавно. Тяжелое наследство перешла к нам из бывшего советского прошлого. В этих стереотипов необходимо отнести непонимание некоторых демократических принципов организации взаимоотношений, состязательности на рынке труда, материального неравенства как результата этой состязательности. Практически непрерывная борьба не только с внешними врагами, но и с различными внутренними не могла не отразиться на характере межличностных отношений людей в целом. Серьезной проблемой выступает недостаточная терпимость к интересам других. Униженность и ображенисть стали серьезной предпосылкой к осуществлению различных противодействий. Поскольку мы очень долго были унижены и оскорблены государством, то очень легко и не задумываясь готовы идти на любую противодействие. Хорошие отношения не культивировались как главная самоцель общественных отношений.

Группу объективных  причин, которые могут влиять на конфликтность людей, также могут  составлять недостаточно исследованы  сегодня наукой экологические нормативы, явления электромагнитных полей, активность солнца, техногенность среды и так далее.

Вторую группу объективных  причин составляют причины организационно - управленческого характера.

Структурно - организационные  причины конфликтов порождаются  несоответствием структуры организаций  той деятельности, которой они  занимаются. Причинами могут быть: во-первых, ошибки, допущенные при создании организации. Во-вторых, частые смены задач и деятельности организации порождают многочисленные несоответствия. Чем менее гибко руководство организации приспосабливает ее структуру к требованиям деятельности, тем более в организации может возникать конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Дать характеристику объективным, организационно управленческим, социально психологическим, ценностным причинам конфликтам.

Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

Структурно-организационные причины. Несоответствие структуры организации решаемым задачам (ошибки допущены припроектировании структуры организации; задачи и деятельность организации непрерывно изменяются).

Фукционалъно-организационные причины.

Не отлажены функциональные связи организации  с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками.

Личностно-функциональные причины. Неполное соответствие работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

Ситуативно-управленческие причины. Ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей, включением их в социальные группы.

Потери и искажение информации в процессе межличностной и групповой коммуникации. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается; часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека; часть информации утаивается говорящим и т. п.

Несбалансированное ролевое взаимодействие людей. Партнер А считает себя старшим, а партнера Б – младшим; партнер Б в свою очередь старшим считает себя, а партнера А – младшим.

Разный подход к оценке одних и тех же сложных событий. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к проблеме с разных сторон. Люди болезненно относятся к точкам зрения, которые отличаются от их собственной.

Выбор разных способов оценки результатов деятельности. Оценивая деятельность других, люди чаще ориентируются на идеал, норму, на тех, кто выполнил аналогичную работу отлично; свои же результаты работник обычно оценивает по сделанному, сравнивая их с началом деятельности, с теми, кто выполнил подобную работу хуже.

Внутригрупповой фаворитизм. Предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.

Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми.

Информация о работе Основные причины конфликтов: обьективные, организационно управленческие