Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:28, реферат
Движение российской экономики к рыночным отношениям с неизбежностью повторяет закономерные процессы, которые протекали и протекают в странах с уже развитой рыночной экономикой. Среди этих процессов - интеграция бизнеса и прикладных наук, особенно психологии. Аспекты использования выводов психологии в бизнесе многогранны.
Известно, насколько трудной задачей становится реализация товара в условиях конкуренции. На Западе психологи давно обслуживают, и весьма эффективно, эту сферу бизнеса. Например, каков должен быть вес продукта в упаковке, как соотносится оптимально вес и цена товара, в сочетании с какими товарами он будет продан быстрее, какова наиболее эффективная реклама этой продукции - все эти элементы маркетинга давно стали объектом пристального изучения психологов.
Основные проблемы психологии на предприятии. Пути решения
Движение российской
экономики к рыночным отношениям
с неизбежностью повторяет
Аспекты использования выводов психологии
в бизнесе многогранны. Среди них:
О психологии вспоминают обычно тогда, когда не срабатывают обычные, общепринятые методы решения проблем бизнеса.
Известно, насколько трудной задачей становится реализация товара в условиях конкуренции. На Западе психологи давно обслуживают, и весьма эффективно, эту сферу бизнеса. Например, каков должен быть вес продукта в упаковке, как соотносится оптимально вес и цена товара, в сочетании с какими товарами он будет продан быстрее, какова наиболее эффективная реклама этой продукции - все эти элементы маркетинга давно стали объектом пристального изучения психологов. Деньги вложенные в подобные исследования окупаются исключительно быстро.
Опытный продавец за десятки лет работы за прилавком настолько точно диагностирует индивидуально-психологические особенности покупателей по их внешнему виду, одежде, взгляду, интонации вопроса и т.д., настолько точно подстраивается под каждого клиента (когда в этом материально заинтересован), что его труд превращается в искусство общения. При прочих равных условиях продавец, учитывающий индивидуально-психологические особенности покупателя, продает на большую сумму товаров, чем без данной развитой способности. Это относится и к коммерсантам, менеджерам, которые заключают договор. С помощью психолога опыт, не уступающий многолетнему, можно приобрести быстрее в процессе тренинга.
Покупатель также рад быть психологически тонко воспринятым продавцом. Получив психологическое удовлетворение от внимания другого человека, он подсознательно стремится вновь прийти в то место, к той личности, с которыми связано это удовлетворение. Так постепенно складывается привлекающий имидж магазина, фирмы, так постепенно выигрывает не самый богатый, а самый предприимчивый, самый изобретательный бизнесмен.
Особо следует сказать о "паблик рилейшенз", то есть сознательном делании имиджа фирмы в прессе, среди клиентов. Без хорошего психологического анализа этой проблемы успех здесь может быть только случайным.
К тому, что психологов можно привлекать для оценки индивидуально-психологических особенностей соискателей на замещение вакансий, для определения психологической пригодности личности к тому или иному виду деятельности, для психологической диагностики профессионально важных свойств и качеств сотрудников, уже все привыкли. Однако только этим направлением их работа не ограничивается. Сегодня существует такое понятие, как психологическое сопровождение деятельности организации и персонала, целью которого является повышение эффективности деятельности сотрудников и структурных подразделений организации в целом при помощи методов современной психологии.
Кроме профессионально-
- обеспечение и сопровождение адаптации сотрудников к новым условиям труда, новому коллективу или новой должности;
- профессионально-
- содействие устранению демотивирующих факторов и формированию высокой мотивации деятельности на благо организации;
- обеспечение соответствия кандидатов на руководящие должности психологическим требованиям управленческой деятельности и многое другое.
Этапы процесса психологического сопровождения деятельности
В общем виде процесс психологического сопровождения деятельности организации и персонала состоит из этапов получения психологической информации (рис. 1), принятия на ее основе управленческих решений, организации исполнения принятых решений и получения обратной связи относительно их эффективности.
Данные этапы, как правило, составляют замкнутый цикл, и получение обратной связи иногда дает возможность не только оценить эффективность принятых и реализованных управленческих решений, но и выявить новые проблемы, на которые ранее не обращали внимания или которые возникли недавно, с принятием новых управленческих решений. Поэтому на этапах получения психологической информации и обратной связи целесообразно проводить так называемую психологическую диагностику организации или социально-психологические исследования на предприятии.
Рис. 1. Этапы процесса психологического сопровождения деятельности
В ходе таких исследований, на основе анализа статистических данных, обобщенных результатов проведенных опросов, социометрических данных, наблюдений, бесед с сотрудниками и руководителями можно определить:
- благоприятность социально-психологического климата в коллективе; психологическую атмосферу в структурном подразделении в сравнении с ожидаемой (идеальной) для сотрудников атмосферой;
- преобладающую ориентацию членов коллектива на общее дело или на взаимодействие с коллегами; уровень групповой сплоченности коллективов отдельных структурных подразделений предприятия;
- особенности межличностных отношений, стиль межличностного взаимодействия и поведения в конфликтных ситуациях;
- состояние взаимоотношений руководства структурных подразделений с их подчиненными; степень конфликтности и глубину существующего конфликта в коллективе;
- качество и эффективность управленческой деятельности руководящего звена; стиль управления коллективом конкретного руководителя, в частности соотношение директивного, коллегиального и либерального методов;
- ролевую направленность деятельности конкретного руководителя (преобладание решения текущих проблем, задач ближайшей перспективы или способность к стратегическому мышлению); преобладающую направленность и соотношение уровня ориентации на выполнение поставленных задач и решение социально-психологических проблем в подчиненном коллективе;
- социометрический статус членов конкретного подразделения, релевантность* их авторитета по признакам симпатии-антипатии с точки зрения совместной деятельности, решения служебных, личных проблем, а также проведения досуга;
- социально-психологический статус рядового и руководящего персонала; наличие в подразделении неформальных лидеров и аутсайдеров, возможное существование неформальных групп;
- удовлетворенность сотрудников содержанием и результатами профессиональной деятельности, условиями работы, уровнем и качеством профессиональной подготовки;
- общий уровень лояльности сотрудников к организации в целом и к своим непосредственным руководителям; основные демотивирующие факторы, возникающие в процессе выполнения поставленных задач;
- оценку управленческих качеств руководителя, кандидата (из числа сотрудников) на руководящую должность, психологическое обеспечение системы выявления и формирования резерва для назначения на руководящие должности;
- декларативные, а также истинные цели и мотивы деятельности, мотивационный профиль сотрудника;
- уровень адаптации (дезадаптации) новых сотрудников;
- уровень «профессионального выгорания» сотрудника;
- основные проблемы и факторы, которые приводят к снижению эффективности деятельности организации или ее структурных подразделений.
Посредством проведения
социально-психологических
Бизнес кровно заинтересован в содружестве с практической психологией. Для бизнеса это существенный источник своего выживания, роста, приумножения прибыли, процветания. Для психологии это источник финансирования, а следовательно и развития.
Список литературы
Информация о работе Основные проблемы психологии на предприятии. Пути решения