Основные психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:34, реферат

Краткое описание

Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.

Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.

Чувства могут иметь  различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.

Волевые процессы

Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

Воля - это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием - с другой.

Воля - это способность  человека преодолевать препятствия  и добиваться поставленной цели, это  сознательная само регуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

Воля - это прежде всего  власть над собой, над своими чувствами  и действиями. Она необходима как  при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных  действий.

Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для  того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние  психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению.

Воля человека проявляется  в действиях, для осуществления  которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности.

Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени  волевые усилия затрачивает человек  при достижении цели, говорят о  силе и стойкости воли.

Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива.

Оно включает в себя три  основных момента:

1) выбор цели;

2) составление плана,  то есть определение задач,  средств и организация достижения  цели;

3) выполнение самого  действия.

Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности  человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые препятствия.

 

Педагогика

как наука – это  совокупность знаний, которые лежат  в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования  и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

Объект педагогики - воспитание в широком смысле.

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.

Педагогический  процесс – способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.

Исследование педагогического  процесса – основа педагогики. в  соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности.

Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.

Всестороннее и гармоничное  развитие личности в педагогике –  это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование  до цивилизованного уровня.

Задачи и методы педагогики

1.Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука решает несколько важных теоретических задач:

• выяснение закономерностей  процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение  практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

• внедрение результатов  исследований в практику преподавания;

• планирование образования  на ближайшее и отдаленное будущее.

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.

2. В настоящее время  педагогика располагает множеством  разнообразных научных методов. Основными из них являются:

• педагогическое наблюдение;

• исследовательская  беседа;

• изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

• педагогический эксперимент;

• изучение и обобщение  передового педагогического опыта.

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — это обучение.

Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным  учебным предметам, отдельных категорий  учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и  формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.

Предмет дидактики —  связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики: 
— Описать и объяснить процесс обучения и условия его реализации; 
— Разработать более современные процессы обучения; 
— организация учебного процесса; 
— новые обучающие системы; 
— Новые технологии обучения.

Педагогическое регулирование, все принципы, требования и рекомендации должны исходить из современной педагогической концепции, которая носит гуманистический характер и определяет главной целью образования и воспитания реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала. Эта концепция с учетом ее дидактической интерпретации и составляет исходный теоретический базис дидактики, понимание обучения прежде всего как развивающего и воспитывающего процесса, как средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан.

Дидактикос – поучающий, дидаско – изучающий. Дидактика – это часть педагогики разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Этот термин ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке, 17 век (Великая  дидактика - трактат). Позднее в том же значении его употребил Каменский Ян, чешский священник, он состоял в секте чешских братьев. Они вели борьбу против католиков, а сами были протестантами. Родоначальник русской дидактики – Ушинский. Дидактика начального этапа очень огромна, а потом задача учителя

Основными категориями  дидактики являются:

1. обучение. Обучать кого  то 

2. преподавание

3. учение. Учить что  то

4. ЗУМ – знание, умение, навыки

Основные принципы дидактики:

Это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержания, организации и методике обучения и отражают выявленные закономерности процесса. Принципы:

1. Принцип научности  обучения

2. Связи теории с  практикой

3. Системности

4. Принцип сознательности  и активности в обучении

5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

6. Принцип наглядности

7. Доступность обучения

8. Принцип прочности  усвоения знаний

результат обучения определяется с учетом знание 3-х функций

1. Образовательная. Формирование  ЗУМ. 

2. Развивающая. Во время усвоения знаний происходит развитие личности.

3. Воспитательная. Воспитательный  характер прослеживается в любом  педагогическом процессе.

Все эти три функции неразрывно связаны, они взаимообусловлены.  Они работают на общий результат образования


Информация о работе Основные психические процессы