Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:43, контрольная работа
Психологические процессы не просто участвуют в деятельности, но они развиваются в ней. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого либо из психических процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно.
Введение 3
1.Основные психологические процессы и состояния 4
2.Позновательные психологические процессы 4
2.1.Ощущения 4
2.2.Восприятие 6
2.3.Мышление 8
3. Универсальные психические процессы 8
3.1.Память 8
3.2.Внимание 9
3.3.Воображение 11
Заключение 13
Список литературы 15
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Факультет психологии
Контрольная работа
по дисциплине «психология»
на тему:
Основные психологические процессы
Выполнила: студентка Березина Д.В.
Саратов 2011
Содержание
Тема реферата – «Психологические процессы».
Психологические процессы присущи каждому человеку. Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности.
Психологические процессы не просто участвуют в деятельности, но они развиваются в ней. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого либо из психических процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность – это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно.
1.Основные психологические процессы и состояния
Традиционно в отечественной психологии принято выделять две группы психологических процессов.
1. Специфические, или
собственно познавательные, процессы,
которыми являются ощущение, восприятие
и мышление. Результатом этих
процессов является знание
2. Неспецифические, т.
е. универсальные, психические
процессы — память, внимание и
воображение. Эти процессы
Итак, процесс познания — это получение, задержание и сохранение знаний о мире. Ощущения являются одним из составляющих познавательного процесса.
Ощущения определяют
как процесс отражения
Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда внешние раздражители отсутствуют (при сенсорной изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психика перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия своего тела и т. д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной депривации, т. е. при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития психики людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышащих.
Ощущения человека чрезвычайно разнообразны, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах — зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» или кинестетические и др.
Свойства ощущений
Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих ему.
1. Модальность — качественная
характеристика, в которой проявляется
специфичность ощущения как
2. Локализация —
Иногда (как, например, в случае болевых и интероцептивных, «внутренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна. Интересна в этом отношении «проблема зонда»: когда мы пишем или режем что-то, ощущения локализованы на кончике ручки или ножа, т. е. совсем не там, где зонд контактирует с кожей, воздействует на нее.
3. Интенсивность — это
Основной психофизический
4. Продолжительность — временная
характеристика ощущения. Она определяется
функциональным состоянием
После прекращения действия раздражителя его след некоторое время сохраняется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например окрашенным в дополнительный цвет). Положительные последовательные образы мы обычно не замечаем из-за их кратковременности. Появление последовательных образов можно объяснить явлением утомления сетчатки глаза.
Слуховые ощущения, аналогично зрительным, также могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом «звон в ушах», т. е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков.
Восприятие — это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Представители психологии трактуют восприятие
как некую целостную
Выделяют основные особенности восприятия:
1) целостность и структурность
— восприятие отражает
2) константность — сохранение
определенных свойств образа
предмета, которые кажутся нам
постоянными. Так, известный
3) предметность восприятия — это акт объективации, т. е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира, и главную роль играет осязание и движение. Предметность играет большую роль и в регуляции поведения. Благодаря этому качеству мы можем отличить, например, кирпич от блока взрывчатки, хотя по виду они будут одинаковы;
4) осмысленность. Хотя
5) активность. При процессе восприятия
участвуют двигательные
6) свойство апперцепции.
Таким образом, восприятие зависит
не только от раздражения, но и от самого
воспринимающего объекта —
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.
Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.