Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:01, контрольная работа
Тематика контрольной работы раскрывает основные понятия о высшей нервной деятельности, её типологии. Известно, что высшая нервная деятельность обеспечивается корой головного мозга. А значит, память, речь, внимание, мышление и многие другие виды психических процессов напрямую зависят от правильной работы коры, её адекватного восприятия и анализа всевозможных раздражителей.
Нервные процессы проистекающие в коре имеют определенные свойства, которые образуют индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, а значит подчеркивают индивидуальность каждого человека.Типология высшей нервной деятельности указывает на то каким своеобразным способом индивид воспринимает окружающий его мир. Адекватное приспособление к окружающей среде требует полноценного участия в этом процессе нервной системы человека.
6. Появление первых условных рефлексов
В основе высших проявлений нервной деятельности лежит образование условных связей, обеспечивающих протекание положительных и отрицательных условных рефлексов. Без условных связей нет высшей нервной деятельности. ее появление в процессе онтогенеза следует относить к моменту образования первых условных рефлексов. У недоношенного ребенка можно образовать пищевые и оборонительные условные рефлексы в тот период его жизни, когда он еще не должен был бы появиться на свет. Это свидетельствует о том , что за несколько недель до рождения корковые клетки морфологически достаточно зрелы, для того чтобы проявлять свою специфическую функцию. Однако в период внутриутробного развития среда, окружающая организм плода, крайне стабильна, а потому отсутствуют те условия, которые необходимы для проявления специфической корковой функции. Эти условия появляются с момента рождения, когда на организм начинают действовать различные новые раздражители, которые, многократно сочетаясь с действием безусловных раздражителей, могут приобрести сигнальное значение. Однако первые условные рефлексы образуются медленно и вначале отличаются малой стойкостью, что можно объяснить резко выраженной иррадиацией возбуждения и торможения. К началу второго месяца жизни пищевые и оборонительные условные рефлексы становятся более прочными и образуются на раздражение любых рецепторов; удается выработать дифференцировки грубые, т.е. на раздражители, которые значительно отличаются друг от друга. В процессе появления все новых и новых положительных и отрицательных условных рефлексов повышается скорость их образования и упрочения. Однако у отдельных детей скорость образования рефлексов на различные раздражения сильно варьирует. Эти индивидуальные особенности в первую очередь зависят от ранее образованных условных рефлексов. Ребенок легче и быстрее различает те раздражители, которые играли большую роль в его предшествовавшей жизни, иными словами, принимали большее участие в образовании наличного фонда условных связей. Следовательно, новые положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются тем быстрее и легче, чем больше подобных ( или сходных) рефлексов было образовано раньше. Это - одна из закономерностей развития высшей нервной деятельности, лежащая в основе ее качественных возрастных особенностей. У детей 3-4 месяцев некоторые условные рефлексы (в частности, пищевые и оборонительные) возникают уже после нескольких сочетаний; вместе с тем начинает увеличиваться как прочность, так и тонкость дифференцировок. К этому времени условнорефлекторная деятельность коры больших полушарий значительно усложняется. Достаточное количество ранее образованных связей на простые раздражители делает возможной выработку не только положительных, но и отрицательных условных рефлексов на более сложные, например комплексные, раздражители. Простейшие безусловные ориентировочные рефлексы имеются у детей уже в первые дни после рождения. Условные ориентировочные рефлексы появляются значительно позднее, обычно с третьего или четвертого месяца жизни. В дальнейшем они образуются очень легко и начинают играть существенную роль в поведении ребенка. Важнейшим условным раздражителем, вызывающим ориентировочный рефлекс, становится звуковая речь, сигнализирующая присутствие человека.
7. Развитие речи
С середины первого
года жизни у ребенка появляются
условные рефлексы на речевые раздражители.
Он начинает реагировать на произносимые
окружающими слова, которые превращаются
в сигналы различных
8. Роль Сеченова и Павлова в разработке учения о высшей нервной деятельности
И. П. Павлов (1849-1936) И. М. Сеченов (1849-1936)
Первая попытка
проанализировать психическую деятельность
как физиологическую работу высшего
отдела мозга была сделана Сеченовым.
В своей замечательной статье
"Рефлексы головного мозга" (1863)
и ряде последующих работ он с
большим мастерством доказывал,
что внешнее проявление мозговой
деятельности всегда "сводится окончательно
к одному лишь явлению - мышечному
движению" и что в основе всех
проявлений психической деятельности
человека лежат рефлексы. Обнаруженные
Сеченовым явления торможения в
центральной нервной системе
послужили основанием к различению
случаев с усилением и
Вывод
Высшая нервная
деятельность человека носит рефлекторный
характер. Основная качественная особенность
функций высшего отдела мозга
человека - сознание как высшая ступень
развития психики. И человек и
животное в своей психической
деятельности отражают явления окружающего
мира. Однако человек, отражая мир
в своем сознании, обобщает наблюдаемые
явления, устанавливает закономерности
их протекания. Это дает человеку возможность
подчинять себе природу и в
процессе трудовой деятельности переделывать
мир. Сознательное мышление, определяющее
основное качественное отличие мозга
человека от мозга любого животного,
проявляется в речевой
Литература
Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975
Батуев А. В. Высшая нервная деятельность. - М.: Высш. шк., 1991
Костюк П. Г. Физиология центральной нервной системы. - К.: Высш. шк., 1971
Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Просвещение, 1966
Плахтій П. Д. Фізіологія людини. - Кам'янець- Подільський: Освіта, 2000
Старушенко Л. І. Анатомія та фізіологія людини.- К.: Здоров'я, 2003
Информация о работе Основные свойства нервной системы человека