Основные свойства нервной системы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:01, контрольная работа

Краткое описание

Тематика контрольной работы раскрывает основные понятия о высшей нервной деятельности, её типологии. Известно, что высшая нервная деятельность обеспечивается корой головного мозга. А значит, память, речь, внимание, мышление и многие другие виды психических процессов напрямую зависят от правильной работы коры, её адекватного восприятия и анализа всевозможных раздражителей.
Нервные процессы проистекающие в коре имеют определенные свойства, которые образуют индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, а значит подчеркивают индивидуальность каждого человека.Типология высшей нервной деятельности указывает на то каким своеобразным способом индивид воспринимает окружающий его мир. Адекватное приспособление к окружающей среде требует полноценного участия в этом процессе нервной системы человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные свойства нервной системы человека.docx

— 33.41 Кб (Скачать файл)

6. Появление первых  условных рефлексов

В основе высших проявлений нервной деятельности лежит образование  условных связей, обеспечивающих протекание положительных и отрицательных  условных рефлексов. Без условных связей нет высшей нервной деятельности. ее появление в процессе онтогенеза следует относить к моменту образования первых условных рефлексов. У недоношенного ребенка можно образовать пищевые и оборонительные условные рефлексы в тот период его жизни, когда он еще не должен был бы появиться на свет. Это свидетельствует о том , что за несколько недель до рождения корковые клетки морфологически достаточно зрелы, для того чтобы проявлять свою специфическую функцию. Однако в период внутриутробного развития среда, окружающая организм плода, крайне стабильна, а потому отсутствуют те условия, которые необходимы для проявления специфической корковой функции. Эти условия появляются с момента рождения, когда на организм начинают действовать различные новые раздражители, которые, многократно сочетаясь с действием безусловных раздражителей, могут приобрести сигнальное значение. Однако первые условные рефлексы образуются медленно и вначале отличаются малой стойкостью, что можно объяснить резко выраженной иррадиацией возбуждения и торможения. К началу второго месяца жизни пищевые и оборонительные условные рефлексы становятся более прочными и образуются на раздражение любых рецепторов; удается выработать дифференцировки грубые, т.е. на раздражители, которые значительно отличаются друг от друга. В процессе появления все новых и новых положительных и отрицательных условных рефлексов повышается скорость их образования и упрочения. Однако у отдельных детей скорость образования рефлексов на различные раздражения сильно варьирует. Эти индивидуальные особенности в первую очередь зависят от ранее образованных условных рефлексов. Ребенок легче и быстрее различает те раздражители, которые играли большую роль в его предшествовавшей жизни, иными словами, принимали большее участие в образовании наличного фонда условных связей. Следовательно, новые положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются тем быстрее и легче, чем больше подобных ( или сходных) рефлексов было образовано раньше. Это - одна из закономерностей развития высшей нервной деятельности, лежащая в основе ее качественных возрастных особенностей. У детей 3-4 месяцев некоторые условные рефлексы (в частности, пищевые и оборонительные) возникают уже после нескольких сочетаний; вместе с тем начинает увеличиваться как прочность, так и тонкость дифференцировок. К этому времени условнорефлекторная деятельность коры больших полушарий значительно усложняется. Достаточное количество ранее образованных связей на простые раздражители делает возможной выработку не только положительных, но и отрицательных условных рефлексов на более сложные, например комплексные, раздражители. Простейшие безусловные ориентировочные рефлексы имеются у детей уже в первые дни после рождения. Условные ориентировочные рефлексы появляются значительно позднее, обычно с третьего или четвертого месяца жизни. В дальнейшем они образуются очень легко и начинают играть существенную роль в поведении ребенка. Важнейшим условным раздражителем, вызывающим ориентировочный рефлекс, становится звуковая речь, сигнализирующая присутствие человека.

7. Развитие речи

С середины первого  года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители. Он начинает реагировать на произносимые окружающими слова, которые превращаются в сигналы различных безусловных, а позднее и условных раздражителей. Постепенно слова становятся сигналами  определенных действий, явлений и  отношений между ними. В силу подражательного  рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять мимические движения окружающих и звуки их речи. Появляются первые речевые шумы - глоточные гортанные, небные, губные и т.д., которые затем постепенно дифференцируются, приводя к образованию фонем, т.е. речевых звуков. Каждый произносимый ребенком звук вызывает у него афферентные импульсы как от органа слуха (он слышит произносимое им слово), так и от органов речи (голосовых связок, языка и всего речевого аппарата). Эти импульсы, достигая коры, становятся сигналами, приобретающими важнейшее значение в установлении речевых условных связей. Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им фонемы или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становясь такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими. К концу первого и к началу второго года жизни ребенок, часто еще не сформировав произношения отдельных слов, начинает в своих речевых реакциях сочетать по два, а затем и по три слова, образуя таким образом первые простейшие комбинации слов. Ребенок усваивает готовые речевые стереотипы, составляя вскоре и новые комбинации слов. Освоение грамматики языка, правил соединения слов в предложения начинается очень рано, уже на втором году жизни. К концу его словарный состав детской речи достигает 200-400 слов. В дальнейшем развитие детской речи, т.е. придание языку стройного, грамматически правильного и осмысленного характера, в сильной степени зависит от правильности построения речи окружающих.

8. Роль Сеченова  и Павлова в разработке учения  о высшей нервной деятельности

И. П. Павлов (1849-1936) И. М. Сеченов (1849-1936)

Первая попытка  проанализировать психическую деятельность как физиологическую работу высшего  отдела мозга была сделана Сеченовым. В своей замечательной статье "Рефлексы головного мозга" (1863) и ряде последующих работ он с  большим мастерством доказывал, что внешнее проявление мозговой деятельности всегда "сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному  движению" и что в основе всех проявлений психической деятельности человека лежат рефлексы. Обнаруженные Сеченовым явления торможения в  центральной нервной системе  послужили основанием к различению случаев с усилением и задержкой (торможением) рефлекторных реакций  головного мозга. Состояния страстности, аффекта он рассматривал как усиление двигательной реакции, а невысказанную  мысль представлял себе как незаконченный  рефлекс, последнее звено которого, т.е. движение, заторможено. Сеченов неоднократно подчеркивал, что "первая причина всякого человеческого действия лежит вне его" и что "при одних и тех же внутренних и внешних условиях человека деятельность его должна быть одна и та же". Иными словами, Сеченов признавал детерминированность всех актов сознательной жизни. В своих работах он дал глубоко материалистическую физиологическую трактовку психической деятельности человека, заложив тем самым фундамент будущей экспериментальной физиологии головного мозга. Изучения И. Сеченов о рефлекторной природе психики развил И. Павлов (1849-1936) в своем учении о высшей нервной деятельности. Теория рефлекторной деятельности опирается на три основных принципа научного исследования:1.Детерминизма - причинная связь какого-либо действия.2.Анализа и синтеза - разложение целого на части и потом составление нового целого из элементов.3.Структурности.В своих исследованиях И. Павлов доказал, что большие полушария головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельности всего организм. Кора больших полушарий вместе с ближайшими подкорковыми центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней образуются сложные временные нервные связи, с помощью которых регулируются отношения между организмом и внешней средой, а также деятельность самого организма. Эта деятельность больших полушарий головного мозга И. Павлов и называет высшей нервной деятельностью. Существуют два вида рефлексов: условные и безусловные. Безусловные рефлексы - врожденные, они наследуются и характеризуются большим постоянством. Любой безусловный рефлекс, как прирожденный, появляется сразу же при первом применении соответствующего раздражения, если центральная нервная система достигла необходимой степени зрелости. Условные рефлексы приобретаются в течении жизни, не наследуются и значительно менее постоянны. Условные рефлексы проявляются не сразу: они вырабатываются постепенно, при наличии определенных условий. Это связано с тем, что безусловный рефлекс протекает через уже готовые рефлекторные дуги, а для осуществления условного рефлекса необходимо, чтобы в коре установились новые связи между нервными клетками, называемые условными связями, и тем самым произошло замыкание новой, ранее не существовавшей рефлекторной дуги. Безусловные рефлексы можно рассматривать как видовые, т.е. характерные для всех представителей данного вида, а условные - как индивидуальные, т.е. приобретаемые отдельной особью в течение ее жизни.

 

Вывод

Высшая нервная  деятельность человека носит рефлекторный характер. Основная качественная особенность  функций высшего отдела мозга  человека - сознание как высшая ступень  развития психики. И человек и  животное в своей психической  деятельности отражают явления окружающего  мира. Однако человек, отражая мир  в своем сознании, обобщает наблюдаемые  явления, устанавливает закономерности их протекания. Это дает человеку возможность  подчинять себе природу и в  процессе трудовой деятельности переделывать мир. Сознательное мышление, определяющее основное качественное отличие мозга  человека от мозга любого животного, проявляется в речевой деятельности."Конечно, - писал Павлов, - слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественные и качественные сравнение с условными раздражителями животного".Нервные процессы протекающие в организме имеют три основных свойства: сила, соотношение и подвижность . Они определяют индивидуальные особенности поведения человека, его темперамент. На основе этого и выделяют четыре типа высшей нервной деятельности. Эта классификация лишь в некотором приближении отображает действительность. В жизни можно наблюдать различные вариации этих типов, так как слабость и неуравновешенность нервной системы могут быть выражены в различной степени.

 

 

 

 

 

Литература

Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем.- М.: Медицина, 1975

Батуев А. В. Высшая нервная деятельность. - М.: Высш. шк., 1991

Костюк П. Г. Физиология центральной нервной системы. - К.: Высш. шк., 1971

Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Просвещение, 1966

Плахтій П. Д. Фізіологія людини. - Кам'янець- Подільський: Освіта, 2000

Старушенко Л. І. Анатомія та фізіологія людини.- К.: Здоров'я, 2003


Информация о работе Основные свойства нервной системы человека