Основные стили воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является полное раскрытие темы «Основные стили воспитания детей». Так же нужно будет решить несколько задач, которые преследуют главную цель:
Более подробно разобрать понятие: стиль, тип, и что такое семейное воспитание; рассмотреть сами стили воспитание детей, и какие из них наиболее важны.
Стиль – приемы, способы, методы, какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Типичная стратегия поведения родителей с ребенком.

Вложенные файлы: 1 файл

контроша по психологии.docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Целью данной контрольной  работы является полное раскрытие темы «Основные стили воспитания детей». Так же нужно будет решить несколько  задач, которые преследуют главную  цель:

Более подробно разобрать  понятие: стиль, тип, и что такое  семейное воспитание; рассмотреть сами стили воспитание детей, и какие  из них наиболее важны.

Стиль – приемы, способы, методы, какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Типичная стратегия  поведения родителей с ребенком.

Тип – (от греч.) прототип, первообраз, подлинник, образец, основной образ.

Семейное воспитание –  в педагогике понимается как управляемая  система взаимоотношений родителей  с детьми. Взаимоотношение родителей  с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей  в семье – это, прежде всего, самовоспитание.

Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитий школьников.

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания [5. с. 217].

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные стили воспитания детей.
    1. Семейное воспитание

Семейное воспитание —  общее название для процессов  воздействия на детей со стороны  родителей и других членов семьи  с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и  воспитательной средой. Влияние семьи  особенно в начальный период жизни  ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья  отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести  зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек [6. с. 464].

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном  единстве.

Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.

Влияние семьи:

  • семья осуществляет социализацию личности;
  • семья обеспечивает преемственность традиций;
  • важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Содержание  семейного воспитания

Содержание воспитания в  семье обусловливается генеральной  целью демократического общества. Семья  обязана формировать физически  и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

  • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
  • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
  • трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

 

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления  личности, то, именно семье должны уделять  первостепенное знание общество и государство  в организации правильного воспитательного  воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные  методы семейного воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние  на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны [1, с. 271].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль родителей в воспитании ребенка.

Во многих статьях говорится  о том, что у  хороших родителей вырастают хорошие дети. Мне часто приходится слышать это выражение, но все же я иногда затрудняюсь ответить кто же такие по-настоящему хорошие родители.

Многие будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? Я считаю что нет. Ведь если такие родители окажутся на самом деле не правы  в воспитании своих детей, они просто-напросто не будут слушать других люде, которые может быть дали им полезный совет.

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают  в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении  ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении  ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в  том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в  тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей. 

И таких родителей, я считаю, нельзя отнести к котегории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. 

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы  не существует, и не существовало. Люди учатся быть родителями, так же, как учатся быть мужьями и женами, как постигают секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

В родительском труде, как  во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и поведение и даже чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.  
    Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую  роль в жизни каждого человека. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика  чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным  образом тем, что забота родителей  необходима для поддержания самой  жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая  потребность маленького человеческого  существа. Любовь каждого ребенка  к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям  обеспечивает собственную жизнь  и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет  функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья [7. с. 208].

    1. Стили воспитания детей.

Авторитарный  стиль:

Особенности

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка  высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют  силой, решают за ребенка, что ему  лучше, не интересуются личным мнением  ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности  проявлять инициативу, так как  все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без  его участия. Авторитарный стиль  воспитания подразумевает решение  конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх  перед родителями, характерный для  авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

 

1 вариант – развитие  слабой жизненной позиции:

- потеря чувства собственного  достоинства;

- потеря способности принимать  решения, отвечать за выбор;

- потеря собственных желаний  («чего же Я хочу?»);

 

2 вариант – развитие  деспотической личности:

- ненависть к родителям;

- решение вопросов только  силой (кто сильнее, тот и  прав);

- грубое, циничное, деспотичное  и хамское поведение и отношение к окружающим;

- повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

- Стоит учитывать позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Нужно попробовать ненадолго поставить себя на его место!

- Следует стараться давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.

- стараться говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.

- Запреты и меры наказания  должны быть понятны ребенку,  заранее с ним обсуждены и  приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).

- Любые порицания должны  быть адресованы не к личности  ребенка, а к конкретным его  действиям. Нельзя говорить «Ты  обманщик!», лучше сформулировать  фразу следующим образом: «Мне  было очень неприятно, когда  я узнала, что в этой ситуации  ты сказал неправду». 

- Не следует входить в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не нужно трогать его личные вещи. Стараться уважать личное пространство ребенка, каким бы оно ни было.

- Не подслушивать телефонные  разговоры. 

- Необходимо оставлять  за подростком право выбора  друзей, одежды, музыки и т. д.

Информация о работе Основные стили воспитания детей