Основные теоретические подходы психологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение истории становления психологии управления.
В качестве объекта исследования выступают школы управленческой деятельности.
Предметом исследования являются основоположники каждой школы, теории, входящие в основу школ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-4
1.История становления психологии управления………………………...5-17
1.1. Школа научной организации труда……………………………………...5-11
1.2. Административная школа………………………………………………11-15
1.3. Школа человеческих отношений……………………………………….15-16
1.4. Школа научного управления……………………………………………16-17
2. Основные теоретические подходы психологии управления……….18-19
2.1. Системный подход………………………………………………………….18
2.2. Ситуационный подход……………………………………………………...18
2.3. Процессуальный подход……………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………..20-22
Литература………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

к.р псих. упр-я.docx

— 57.98 Кб (Скачать файл)

2.2. Ситуационный подход

Данная концепция разработана в конце 1960-х годов. Это способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Конкретные условия и ситуации требуют от менеджера творческого применения тех или иных подходов, так как одни и те же действия могут дать противоположные результаты в разных условиях. Таким образом, это не набор приемов и техник, а скорее способ мышления, охватывающий организационные проблемы и методы их решения.

2.3. Процессуальный подход

Понимание управления как процесса отражает понимание сложности и динамичности происходящих в организации процессов. Рассматриваются взаимосвязанные процессы планирования, организации, администрирования, мотивации, руководства, координации, контроля, исследований, коммуникаций, оценки, принятия решений, подбора персонала, ведения переговоров, представительства.

Теория человеческого капитала приобрела большую популярность в последние годы. Рабочая сила приравнивается к капиталу, анализируются ее свойства, подобные свойствам денежного капитала. В рамках этой теории доказательство осуществляется с использованием привычных и понятных бизнесмену экономических терминов и категорий. Под человеческим капиталом понимается «социально-экономическая форма выражения производительных качеств, свойств, способностей, сил, функций и ролей человека, включенных в систему социально-ориентированной экономики смешанного типа». Измерение человеческого капитала обычно производится в денежной форме, хотя учитываются и такие эффекты, как психологический, моральной удовлетворенности, престижности, экономии времени. Человеческий капитал, как и физический, оборачивается и воспроизводится, но инвестиционный период у человеческого капитала длиннее, чем у физического: вложения в образование человека имеют инвестиционный период 12-20 лет, тогда как у физического капитала – 1-5 лет.

Одна из наиболее современных концепций - концепция развития человеческих ресурсов. Она подразумевает создание условий для добровольной интенсификации труда и мобилизации работника в интересах фирмы. Фирма обеспечивает работникам удовлетворение многих потребностей, развитие и повышение профессионального и общеобразовательного уровня. На основе выявления мотивов поведения сотрудников им предлагается набор стимулов, которые обеспечили бы их положительное отношение к труду и организации.

Современный менеджмент вобрал в себя и продолжает развивать все лучшие идеи различных подходов. Однако мы видим, что основная тенденция современных теорий управления - повышение внимание к личности сотрудника.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человечество для удовлетворения тех или иных потребностей использовало следующие способы:

1)      Сделать желаемое собственными руками;

2)      Заставить работника сделать то, что необходимо;

3)      Убедить работника отдать желанное добровольно, используя не носильные гуманные средства.

Мощный импульс для своего развития психология управления как наука получила с появлением на рубеже 19 -20 веков общей теории менеджмента,  утверждающей, что управленческая деятельность неизменно порождает соответствующую профессиональную психологию.

Фредерик Тейлор на основе своих наблюдений привёл перечень следующих качеств, которыми должен обладать хороший мастер:

1.      Ум;

2.      Образование;

3.      Опыт; 

4.      Такт;

5.      Энергия; 

6.      Сообразительность;

7.      Четкость; 

8.      Здравый смысл;

9.      Здоровье.

Он отметил, что для эффективно организационной работы должны быть системно моральные факторы в виде налаживания доверительных отношений. Макс Вебер, пытаясь настроит идеальную модель организации, выделил следующие её признаки:

1.      Четкое разделение труда, при котором каждая разновидность трудовой активности обеспечивается высококвалифицированными специалистами в узкой области;

2.      Жестокая субординация, жестокая судебная дисциплина;

3.      Неукоснительное соблюдение членами организации стандартов, правил, должностных инструкций.

Он отметил, что межличностные отношения в организации могут быть дозволены, если они не мешают производству.

Значительный вклад в развитие науки внёс Д. Меой, обосновавший теорию человеческих отношений, основными положениями которой являются:

1)      Важными факторами повышения трудовой активности является не только организационно – технические, но и такие психологические факторы, как мысли, чувства, настроение работника;

2)      В формировании этих психологических факторов значительную роль играют психологические явления, относящиеся к сфере подсознание, инстинктов и смутных влечений, которые так же нудно учитывать в управленческой активности;

3)      Сознание и подсознание человека  являются не только продуктом его индивидуальной психики, но и взаимоотнашениями с  другими людьми, влияние групповой нормативной психологией и морально – психологической атмосферой, существующей в организации(заложили такие учёные как Маслоу, Терезбергер, Портер, Тоулеке);

4)      Психологические основы изучения и основы человека заложили так же  учёные: Маслоу, Герзбергер, Портер.

Становление психологии управления в РФ.

Основы психологии управления были заложены в работах Сеченова, Дегтярёва.

Значительный вклад внес Алексей Гостев (1882 - 1941), основавший в 1921г. Центральный институт труда.

В своей книге «как надо работать» писал, что поскольку человек проводит на работе лучшую часть свое жизни.

Платон Корженцев (1881 - 1990) в своих работах писал, что самое главное в жизни приучать себя работать добросовестно, производительно, творчески проявляя инициативу в деле, улучшения результатов труда, а не быть простым исполнителем воли начальника.

С 30-х годов исследования психологии труда и управления было свёрнуто и за политических событий. Развитие науки началось с 1960 года, основными направлениями становятся исследования проблем мотивации трудового процесса и управления трудовой деятельностью.

Современные подходы управления психологии. 

Основные поступки:

·         Человека на работе мотивируют не только деньги;

·         Важнейшими условиями хорошего психологического климата является информирование людей и командная работа;

·         Формирующиеся в организациях нормы поведения, корпоративная культура является важнейшим резервом повышения эффективности производства; 

·         Руководящая деятельность требует не только технических, но и психологических знаний и навыков.

Современные подходы к управлению строятся в основном не теории человеческих отношений, разработанной американским социологом и психологом Джорджем Мейо (1880 – 1949г.). Она реализуется в двух вариантах:

1.      Японский вариант - специфика его составляет формирование у работника фирмы чувство единой семьи (опора на групповую психологию)

2.      Американский вариант - на основе подхода к каждому отдельному работнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Генов Ф. Психология управления. - М., Прогресс, 2004. - 397 с.
  2. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России. - М., 2003. - 435 с.
  3. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000.
  4. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. М., 2002. 
  5. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2004.
  6. Смелзер Н. Социология управления. - М., НОРМА, 2004. - 244 с.
  7. Урбанович А.А. Психология управления. Минск, 2005.
  8. Фролов С.С. Социология управления. Учебник. - М., ИНФРА-М, 2005. - 473 с.
  9. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
  10. Яковлев И.П. О «точках роста» в социологии // Социс., 1999, - №1. - С. 14-17.

 

 

 


Информация о работе Основные теоретические подходы психологии управления