Основные функции
эмоций. Описание и примеры.
Эмоции – это психические явления, которые
отображают субъективное, оценочное отношение
субъекта к определённому явлению или
ситуации. Более точное определение эмоций
давали множество авторов, но едино правильного
не было сформулировано. Единственно верным
и принятым всеми учеными является тот
факт, что, несомненно, эмоции биологически
целесообразны, а потому, наверняка, они
имеют узкое природное предназначение,
работу, которую выполняют в организме
человека. Но в то же время, функции, которые
выполняют эмоции, описывались множеством
авторов. Многие из них одинаковы, некоторые
соприкасаются, некоторые авторы выделяют
такие функции, которые не упоминаются
другими исследователями. Именно по этой
причине я не беру для рассмотрения в своей
работе определенного ученого, а обращаю
внимание на наиболее важные, по моему
мнению, функции эмоций, заимствованные
у различных исследователей.
Функции эмоций:
- Функция оценки. Речь идет о том, что эмоция дает возможность мгновенно оценить какой-либо объект или сложившуюся ситуацию. Таким образом, давая «первичную» оценку ситуации, эмоция служит основанием для дальнейшей уже сознательной переработки полученной информации. Очень ярко выражена данная функция эмоций при первом свидании с человеком. Как известно, первое впечатление нельзя произвести дважды. И вправду, если в первую встречу какой-либо человек показался вам плохим, то вы всегда будете искать подвох в каждом его поступке, а ведь основанием для столь негативного отношения будет служить лишь пережитая вами негативная эмоция при знакомстве.
- Функция мобилизации (активирующая). Функция мобилизации происходит на физиологическом уровне. Такая функция заставляет организм сосредоточиться и сосредоточить все силы организма на определённом событии. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности ЦНС, основываясь на конкретной ситуации. Науке хорошо известен тот факт, что эмоция страха мобилизирует силы человека и повышает уровень активности всего организма, ориентируя его на бегство или борьбу (в зависимости от силы раздражителя). В то же время вследствие тревоги понижается пороговая чувствительность организма, что позволяет человеку улавливать раздражитель меньшей силы и распознать угрозу до того, как она приобретёт смертоносную силу.
- Функция компенсации. В каком-то смысле это более широкое обозначение функции оценки. Суть этой функции заключается в том, что в те моменты, когда разума недостаточно для того, чтобы решить какую-то задачу, начинают действовать наши эмоции. Таким образом, эмоция компенсирует недостаток информации у субъекта. Например, ученые в своих исследованиях неотвратимо используют данную функцию при формировании научных гипотез.
- Функция коммуникации. То, что эмоции обладают характеристикой экспрессивности, делает их «читаемыми», то есть окружение легко ориентируется в том, какую именно эмоцию испытывает человек в данный момент. Таким образом, когда мы устанавливаем контакт с другим человеком, наши положительные эмоции играют существенную роль, ускоряя сближение с этим человеком. Ранее же коммуникативная функция эмоций была единственным средством передачи информации, которая была жизненнонеобходимой.
- Подкрепляющая функция. Те события и явления, которые вызвали сильную эмоциональную окраску, гораздо быстрее остальных и надольше сохраняются в памяти. Таким образом, преподаватель, заинтересовавший учеников своим предметом, своим рассказом, при чем абсолютно неважно, каким способом, однозначно достигает того, что ученики тут же запоминают смысл им сказанного.
- Регулирующая функция. На направление и осуществление деятельности субъекта влияют непосредственно эмоции. Длительное стойкое переживание ориентирует наше поведение, заставляет преодолевать препятствия. К примеру, положительные эмоции при удаче на каком-либо поприще, прививают любовь к этому занятию.
- Синтезирующая функция. Эмоции соединяют в единое целое отдельные события, которые сопряжены во времени и пространстве. Благодаря этому мы воспринимаем жизнь не как сумму отдельных не взаимодействующих фрагментов, а как нечто единое целое продолжительное. Лурия также доказал, что несколько образов, сопряженных одной ситуацией, которая вызвала сильное эмоциональное переживание, образует прочнейший комплекс в сознании субъекта, из-за чего актуализация одного элемента этого события влечет подсознательное воспроизведение других элементов. Так, например, ребенок плачет при виде собаки, хотя изначально он испугался не ее вида, а громкого лая, который является сильным раздражителем.
- Функция смыслообразования (мотивационная). Эмоции чаще всего выступают в качестве источников активности. Сильные эмоции или чувства могут служить самостоятельными мотивами. При конкуренции нескольких мотивов эмоции определяют доминирующий путем своей субъективной оценки.
- Функция дезорганизации. Слишком интенсивные и длительные эмоции способны нарушать общее психическое состояние человека, что приводит к расстройству здоровья, активности, поведения. Так, например, человек в ситуации, когда необходимо было мобилизовать силы для бегства или борьбы, начинает метаться, ничего не предпринимая, тем самым ослабляя свой организм и давая возможность сопернику беспрепятственной победы.
Таким образом, мы видим, что эмоции
выполняют определенные функции в организме
человека, что говорит о необходимости
эмоций для нас. Как по мне, эмоции – это
один из немногих приспособительных факторов,
которые помогли человеку сохранить себя
как отдельный биологический вид, ведь
многие из функций, выполняемых эмоциями,
не просто жизненнонеобходимы, но и незаменимы
в своем значении для человека.