Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 10:04, контрольная работа
Есть и другая, недавняя история семейных альбомов, писем, памятных вещей и тех событий, который происходят вокруг нас. В завихрениях текущей жизни линия большой истории теряется. Клио должна потрудиться: записать и рассортировать свидетельства, обобщить материал, дать ему свою оценку. Если событие и попадет в ее архив, то пройдут годы, поколения, прежде чем оно займет место в связи времен.
Введение
1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
1.1 Взаимосвязь души и тела в представлении древних
1.2 Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
1.3 Идеалистическое понимание души в античной психологии
1.4 Итоги развития античной психологической мысли.
2. Материалистическое и идеалистическое понимание души
2.1. Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения
2.2. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
2.3 Основные этапы развития психологии до середины XIX века
2.3.1 Выделение сознания как критерия психики
2.3.2 Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII века
2.3.3 Становление ассоциативной психологии
2.3.4 Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII века
3. Зарождение психологии как науки
4. Зарубежная психология периода открытого кризиса
4.1 Различные направления в психологии в период ее кризиса
4.2 Гештальтпсихология
4.3 Глубинная психология
5. Современный этап в развитии психологии
Заключение
Литература
2.Материалистическое и идеалистическое понимание душ
2.1 Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения
Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенно следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке. В трудах ученых (Авиценна, Альгазен) проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе.
Фома Аквинский (1226–1274) учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела. Душа выступает источником движения тела. Различаются способности, свойственные душе как таковой (разум, воля), а также растительные и животные функции. Растительные и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. “Человеческая душа – низшая из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она – принцип всей органической жизни). Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю почетное призвание – соединить в себе оба круга бытия. Душа замкнута в себе; ее не будет касаться разрушение физическоготела. Она бессмертна”[1].
Искателем новых путей в науке был Роджер Бэкон (1214 –1292). Он провозгласил значение опытов и наблюдений в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый вид вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие.
2.2Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
В связи с
развитием анатомических и
Бэкон развивает идеи о единой науке о человеке, составной частью которой является психология.
Учение о человеке, по Бэкону, состоит из двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе.
Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным, природа которой телесна. В разделении души на боговдохновенную и чувствующую проявляется непоследовательность Бэкона. Для чувствующей души это способности ощущения и выбора. (По Бэкону эту способность имеют все тела; например, железу приписывалась особая симпатия – стремиться к магниту). Способности рациональной души – это разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание и воля. Науки о душе должны исследовать их происхождение, способы их развития и укрепления.
Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира.
Учение Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки.
2.3 Основные этапы развития психологии до середины XIX века
2.3.1 Выделение сознания как критерия психики
С именем Декарта (1596 – 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, имеющий особое – духовное -бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.
Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание.
Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души –рефлексия (от лат. “обращение назад”). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.
Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ–материалист Б. Спиноза (1632 – 1677).
Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы “Этика”. В нем он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Надо, писал он, не смеяться и плакать, а понимать.
Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.
При этом он связывает эмоции с волей. Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях волевой активности человека. Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовке сознания.
2.3.2 Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII века
Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.
Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, “кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций.
Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм. (от лат. “эмпирио” – опыт)”[4].
В разработке этого направления видная роль принадлежала Д. Локку (1632 – 1704).
Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что “в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях”. Исходя из этого он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей. Знания и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного и взрослого человека.
“Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. По Локку, ассоциации – это неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея”. Примерами являются все наши симпатии и антипатии. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания в том, чтобы предупредить у детей образование нежелательных связей сознания.
После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развилась ассоциативная психология”[1].
Учение Локка возбудило споры и завоевало огромную популярность. Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа–идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716).
Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.
Полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания. Она вскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта – его индивидуальный характер. Опыт действительно является единственным источником развития человеческой психики, если его не ограничивать рамками личной истории индивида. Опыт –это вся социокультурная система представлений о мире, которая усваивается человеком и определяет его поведение.
2.3.3 Становление ассоциативной психологии
В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.
Исследуя психику, Гартли
(1705 – 1757) дал первую законченную
систему ассоциативной
“Исходя из представления о прижизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым в XX веке”[4].
По–иному истолковывали принцип ассоциации два других английских мыслителя — Д. Беркли (1685 – 1753) и Д. Юм (1711 – 1776). Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт.
Согласно Беркли – опыт
– это непосредственно
Английский мыслитель Д. Юм занял иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своих трудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.
2.3.4 Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII века
Самыми радикальными
критиками любых учений, допускающих
влияние на природу и человека
сил, ускользающих от опыта и разума,
выступали французские
“В человеке передовые французские мыслители видели венец природы. Столь же оптимистическими были и предположения о заложенных в каждом индивиде неисчерпаемых возможностях совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его греховную телесную природу, а на противоестественные внешние обстоятельства. Человек – дитя природы, поэтому существующий социальный порядок должен быть приведен в соответствие с потребностями и правами, которыми человека наделила природа”[4].
Главная практическая идея “энциклопедистов” состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Яркое обоснование этой идеи мы находим в трудах Ж. Руссо (1712 – 1778) и К. Гельвеция (1715 – 1771).
В теориях французских
энциклопедистов большое
Материалисты эпохи Просвещения сыграли огромную позитивную роль в интеллектуальной жизни. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно – духовного бытия с окружающей средой.
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний.
Английский историк и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует.
Информация о работе Основные этапы развития взглядов на предмет психологии