Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:53, реферат
Понятие души приобрело религиозное содержание, что существенно сузило возможность ее научного изучения. Изучались виды активности тела и особенности познания.
1. Основные этапы развития зарубежной психологии………………………..3
2. Основные этапы развития отечественной психологии……………………11
3. Список используемой литературы…………………………………………18
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого»
Институт
непрерывного педагогического образования
______________________________
Кафедра
профессионального педагогического
образования и социального управления
Основные этапы развития зарубежной психологии
Основные этапы развития отечественной психологии
Контрольная работа по дисциплине «История общей и возрастной психологии»
направление 050100.62 – Педагогическое образование
профиль «Дошкольное образование»
Преподаватель
________________ Л.В. Тайкова
______ ________________ 2013г.
Студент группы 3662 зу
________________ Е.Б. Иванова
______ ________________ 2013г.
Содержание
Основные этапы развития зарубежной психологии
Этап (период) в развитии психологии, хронологические рамки |
Характерные черты развития психологического знания |
Отдельные представители |
I Развитие психологии в рамках философии (6 в до н.э. – 19 в.) | ||
1 Развитие психологических (6 в до н.э. – 17 в.) | ||
Античная психология
|
Душа рассматривалась как первооснова тела, которая является источником активности, обладает функциями познания и регуляции поведения. Преимущественным было ориентирование на живую природу; исходной точкой служило отличие свойств органических тел от неорганических. Были сформированы первые эмпирические знания о психических процессах: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле. Выделялись проблемы соотношения души и тела; указывалось на внутреннее чувство как способ познания. Не существовало сᴨециальных методов исследования, использовались методы других наук - философии, медицины, математики - при исследовании содержания и функций души. Были определены основные проблемы психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека. |
Парменид, Эмпедокл, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Гиппократ, Анаксагор, Платон, Аристотель, Алкмеон, Протагор, Сократ, Анаксимен, Лукреций, Эпикур, Гален, Филон, Плотин, Августин |
Учения о душе в эпоху Средневековья (5 в. – 14 в.) |
Понятие души приобрело религиозное содержание, что существенно сузило возможность ее научного изучения. Изучались виды активности тела и особенности познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление являлись проявлением божественной воли. Душа считалась бессмертной. Сформировалась томистская психология. Был разработан психологический метод – интроспекция, развивались психофизические исследования и первые работы по психологии масс. |
Ибн-Сину (Авиценна), Ибн-аль-Хайсама (Альгазена), Ибн-Рошд (Аверроэса), Августин Аврелий, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, У. Оккам. |
Психологические воззрения в эпоху Возрождения (15-16 вв.) |
Возникло движение гуманизма, в рамках которого человек признавался естественным природным существом со своими слабостями и достоинствами. Возродился интерес к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавать его как целое. Произошел отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Был введен термин «психология». |
Бернардино Телезио, Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Леонардо да Винчи, Пьетро Помпанацци, Гомес Перейра |
2 Развитие психологии в (17 в. – 19 в.) | ||
17-18 вв. |
Широкое распространение получила эмпирическая психология. Она изучала внутренний опыт человека, под которым понимались отдельные психические процессы («явление сознания») — ощущение, восприятие, мышление, чувства и т.п. Но внутренний опыт человека рассматривался в отрыве от внешнего, практического опыта, считался замкнутым в самом себе и недоступным для наблюдения извне. Появились первые теории эмоций и теории рефлекса, а также предпринималась первая попытка ввести в предмет психологии бессознательное. Психология нового времени в конце XVIII века отделилась от философии и начала рассматривать в качестве предмета не душу, а сознание и процессы мышления. Развивались методы: интроспекция, методы индукции, дедукции, анализа. |
Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Лейбниц, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Кабанис, Х. Вольф, И. Кант, И.Г. Фихте, |
Начало 19 в. – 60-е гг. 19 в. |
Были сформированы естественнонаучные предпосылки психологии как самостоятельной науки. Предметом психологии стало сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений, познавательных процессов, поведения. Применялись методы интроспекция, логика, использовались методы естественных наук, в частности метод проб и ошибок (при формировании поведения). Зародилась первая психологическая школа, были разработаны новые подходы к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развивались теории рефлекса, естественно - научного подхода к изучению психики, произошло дальнейшее развитие концепций бессознательного. |
Т. Браун, Д. Милль, Д. С. Милль, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.Ф.В. Гегель, Л. А. Фейербах, И. Ф. Гербарт, Р. Лотце |
II Развитие психологии как самостоятельной науки (конец 19 в. по настоящее время) | ||
60-е гг. 19 в. – начало 20 в. |
Возникла и первоначально развивалась психология как самостоятельная наука. Изучались элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы. Использовался экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появились первые тесты. Зародились экспериментальная психология, первые теории "психологии народов", появились новые данные о психических процессах (прежде всего памяти). Развиваличсь новые подходы к психологии, возникли симптомы методологического кризиса. Были сформированы теоретические программы психологии; возникли прикладные исследования; появились новые области психологии. |
В. Вундт, Э. Титченер, Ф. Брентано, К Штумпф, В. Джемс, Г. Эббингауз, Г. Э. Мюллер, К. Марбе, Отто Зельц, Э. Крепелин, Э. Блейлер, Э. Мейман, В. Джемс, Г. Ст. Холл, Дж. Кеттел, Г. Мюн-стерберг, Ф. Гальтон, А. Бинэ, Т. Рибо, П. Жанэ, |
10-е г. 20 в. - |
Появилось несколько предметов психологии. Вначале - элементы психики (структурализм), функции психики, "поток сознания" (функционализм). Затем - глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции. Начался открытый кризис в психологии. Использовался психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология). Появились первые концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теории научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появились первые экспериментальные исследования личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развивались отрасли психологии. |
Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Скиннер, X. Эренфельс, М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Левин, 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен Э. Дюркгейм Л. Леви-Брюль В. Дильтей |
Конец 30-х – 50-е гг. |
Появились новые направления, для котоҏых предмет психологии связывался с внутренней сущностью личности (гумаʜᴎϲтическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология). Развивались теоретические концепции в русле основных проблем психологии, совершенствовались психотерапевтические технологии. Эволюционировали научные школы периода открытого кризиса (Необихевиоризм неофрейдизм). Произошло затухание кризиса в зарубежной психологии. Появились опросники, новые экспериментальные методы изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта |
Г. Олпорт А. Маслоу К. Роджерс Ж.Пиаже Л.Кольберг Д.С.Брунер |
60-е гг. – настоящее время |
Предмет психологии развивался в рамках отдельных психологических школ. Предпринимались поиски новых теоретических подходов. Возникли новые направления в психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Совершенствовались экспериментальные методы исследования психики, появились разнообразные диагностические методики. Появились тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. |
В. Франкл Д.Миллер У.Найссер Г. Келли |
Основные этапы развития отечественной психологии
Этап (период) в развитии психологии, хронологические рамки |
Характерные черты развития психологического знания |
Отдельные представители |
Конец 19 - начало 20 века (дореволюционный период) |
Происходит становление психологии в России. Развивается экспериментальная психология. Возникают Эмпирическая и философская психология, зоопсихология, педология и педагогическая психология, дифференциальная, социальная, этническая психология. Проводятся исследования психики в психиатрии физиологии. Разрабатываются проблемы бессознательного. |
В.М.Бехтерев, С.Шпильрейн, Н.Осипов |
20-40-е годы 20 века |
Зарождается советская, марксистская психология. Начинаются репрессии в советской психологии. Под запретом оказываются педология и психотехника. Развиваются естественнонаучные представления о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Зарождаются реактология и рефлексология. Получены важные материалы о развитии познавательных процессов, индивидуальных особенностях людей и особенностях их общения. |
П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Л. С. Выготский, М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, С. Г. Геллерштейн, Н. А.Бернштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев |
Психология в годы Великой отечественной войны 1941-1945 года |
Нужды военного времени привели к значительным трансформациям в структуре управления психологической наукой. При этом акцент был сделан на его централизацию и создание широкой сети новых психологических центров и организаций научно-исследовательской, научно-методической и научно-практической ориентации. Процесс эвакуации психологических институтов и лабораторий, научных сотрудников из центрально-европейской части страны в другие, тыловые районы способствовал интенсификации научной деятельности по психологии в провинциальных учебных и клинических заведениях, пропаганде и распространению психологических знаний. Существенно окрепли организационные основы психологической науки, которые были в определенной мере поколеблены репрессиями. Несмотря на трудности военного времени, продолжалась активная работа по подготовке специалистов-психологов, потребность в которых все более увеличивалась. В связи с военным временем были изменены требования к психологии: четко выраженная прикладная направленность; единство научно-исследовательской и научно-практической работы; сокращенные сроки проведения; открытость и доступность результатов широкому кругу специалистов; междисциплинарный характер; завершенность исследовательско- практичность и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов. Основными задачами являлись: активное, масштабное применение психологических разработок и результатов исследований в решении важнейших прикладных задач, обусловленных нуждами военного времени; изучение негативных психологических феноменов, вызванных войной, и разработка рекомендаций по их нейтрализации; осуществление консультационной работы по широкому кругу проблем с использованием психологических знаний и др. |
А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, И. Бериташвили, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.С. Мерлин, А.Г. Комм, Т.О. Гиневская, Я.З. Неверович, |
50-90-е годы 20 века |
В связи с «павловской сессией» психологи были вынуждены обратиться к анализу естественнонаучных основ психических явлений. Возникли две ключевые проблемы: проблема детерминации психического и его связи с мозгом и проблема объективного метода в психологии. Перестройка психологии на основе павловского учения способствовала более четкой разработке методологических оснований психологии, появлению новых психофизиологических подходов и теорий, определению специфических методов изучения психических явлений. В конечном итоге психологии удалось отстоять свою независимость от претензий физиологии высшей нервной деятельности. С 60-х г.г. психология активно включается психология в решение практических задач. Происходит расширение исследовательского проблемного поля, произошел рост прикладной ориентированности проводимых исследований; сформировались новые научные направления, и усилилась связь с другими науками; развился комплексный подход в познании психической реальности, была разработана системная методология психологических исследований; укрепилась организационная и материально-техническая база психологии. Поставлены новые теоретические проблемы и разработан категориально-понятийный аппарат психологии. |
Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Е.В. Шорохова, Е.А. Будилова, А.А. Смирнов, Н.И. Гращенков, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Ю.П. Фролов, Л.Г. Воронин, В.Н. Черниговский Л.И. Божович М.И. Лисина |
Настоящее время |
Результаты исследований отечественных ученых находят отражение в различных периодических изданиях, таких как «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическое обозрение», «Мир психологии» и других. В последнее время в отечественной психологии наблюдается поиск новых методологических подходов к решению задач психологии, активно изучается зарубежный опыт, интенсивно развивается этнопсихология, космическая психология, психосемантика, экономическая психология, все большее значение придается психологической помощи. Российская психология оказывает все большее влияние на различные сферы общественной жизни — политику, экономику, право и образование, а психологические службы созданы в Вооруженных силах РФ, МВД, таможенной службе, школах, детских садах и других организациях. |
Б.Ф. Ломов С.В. Петрушин |
Список используемой литературы
Информация о работе Основные этапы развития зарубежной и отечественной психологии