Основные этапы развития психики животных в эволюции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:47, доклад

Краткое описание

Согласно гипотезе Леонтьева психика имеет 4 стадии развития: (Сенсорная, Перцептивная, Интеллект, Сознание) Источник развития психики - противоречие между типом среды и содержанием отражения внешней среды. Сенсорная (сенсорика – чувствительность) – это первая стадия развития психики – элементарная (не делимая далее). Тип среды - предметная (вещно-оформленная) среда. Окружающая действительность здесь отражается не целиком, а виде отдельных свойств, ощущений предмета (свет, тепло, запах, вибрация – сам Объект целиком не воспринимается!). Форма поведения – инстинкт, тропизмы (вынужденные автоматические движения к источнику раздражения), безусловный рефлекс.

Вложенные файлы: 1 файл

психофизиология.docx

— 26.57 Кб (Скачать файл)

Основные  этапы развития психики животных в эволюции.

Стадия  сенсорной психики.

1. Согласно  гипотезе Леонтьева психика имеет  4 стадии развития: (Сенсорная, Перцептивная, Интеллект, Сознание) Источник развития психики - противоречие между типом среды и содержанием отражения внешней среды. Сенсорная (сенсорика – чувствительность) – это первая стадия развития психики – элементарная (не делимая далее). Тип среды - предметная (вещно-оформленная) среда. Окружающая действительность здесь отражается не целиком, а виде отдельных свойств, ощущений предмета (свет, тепло, запах, вибрация – сам Объект целиком не воспринимается!). Форма поведения – инстинкт, тропизмы (вынужденные автоматические движения к источнику раздражения), безусловный рефлекс. На эту стадию развития Леонтьев помещает всех беспозвоночных (одноклеточных (амебы, инфузории) и многоклеточные (губки, иглокожие, черви, моллюски, актинии и т.д.)), + насекомых, рыб,  (Перцептивная психика-позвоночные, стадия Интеллекта-антропоиды, стадия Сознания-человек)

  ! В  ст. «Образ мира», к концу св. жизни Леонтьев писал, что даже  низшие одноклеточные имеют целостное  отражение мира!

Общее представление  об инстинкте.

Классическое  представление. Фабр - Инстинкт - форма  видового двигательного опыта, врожденная форма поведения. Инстинкт - достаточно жесткая программа, последовательность элементарных движений, каждое из которых  возникает в ответ на определенное воздействие среды. Связка между  стимулом и реакцией - он может быть выполнен только тогда, когда каждое звено этой последовательности выполняется. Это наиболее жесткое представление  об инстинкте, Фабр считает что цепочку звеньев нельзя разорвать (Насекомое было личинкой, а предстоит стать бабочкой. Чтобы стать мотыльком оно должно прогрызть дыру в корке того питательного кокона, из которого оно выйдет на свет. Этолог ставит на место этого отверстия стеклянную трубку и закрывает конец трубки тем же веществом, которое нужно прогрызть. Теперь – прогрызть дважды. Но инстинкт – жесткая вещь. Последовательность существует лишь как целое, не повторяется дважды. Казалось бы все есть для того, чтобы прогрызть вторую дырку, но нет... – насекомое погибает в этой стеклянной трубочке).

 Современное  представление. К.Лоренц: Инстинкт является жестким, но не сразу. Существует промежуточная настройка до его включения (облигатное научение – инстинктивное научение, которое с необходимостью проходит каждая особь). Окончательно инстинкт доопределяется при жизни при наличии ключевых раздражителей (эксперимент с гусятами). Выделяет в инстинкте только двигательную часть, без эмоционального импульса, избирательности восприятия. Инстинкт содержит ключевой раздражитель (например, движения, инстинкт - необходимость двигаться за движущимся объектом). Импринтинг - “запечатление” – необратимый акт, форма окончательного закрепления инстинкта. В инстинкте жестко фиксирован конечный результат, а способ его достижения может меняться и зависит от наличных условий. Запускание инстинкта возможно только в состоянии нужды и внутреннем состоянии готовности организма. Раздражитель действует как «спусковой крючок». Такое поведение – безусловный рефлекс.

Формы научения на стадии сенсорной психики (Годфруа):

1. Привыкание - (габитуация) наступает когда организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от него при утомлении снижается внимание ко всем раздражителям.

2. Сенсибилизация - противоположный процесс. При  ней повторение стимула ведет  к более сильной активации  организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу. В итоге раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение.

3. Импринтинг  – запечатление объекта инстинктивного  поведения. Здесь диапазон научения  невелик (По Фабри это форма перцептивного научения!)

  + еще 2 вида научения:

Облигатное  – имитация, дополнение врожденной поведенческой программы (ех., танец пчел)

Факультативное  – выход за видотипичные рамки, обретение навыка, выработка условного рефлкса

 Исследования инстинктивного поведения.

К. Лоренц - исследование новорожденных гусят. Вывод: врожденным является ключевой раздражитель. Новорожденные гусята. В обычных  условиях инстинкт – следование за матерью. Лоренц в экспериментальных  условиях подменяет мать. Ставит искусственно-муляжное изображение гусыни. Гусята идут за муляжом или за подушкой. Самое эффектное – пойдут за самим экспериментатором. Инстинкт доопределяется при жизни при наличии раздражителей. Объект, за которым пойдет гусенок, должен двигаться. Следовать за движущимся объектом, а сам объект может быть любым.  Наличие ключевого раздражителя.

Характеристика  психического отражения на данной стадии. отражаются лишь отдельные свойства окружающего мира, в виде ощущений – элементарная сенсорная психика (паук  считает жертвой все что вибрирует, в том числе и камертон)

Исследования  поведения американского сомика: приманка находится на каком-то расстоянии, и на пути к приманке – марлевая перегородка. Когда рыбы находились в определенной стороне аквариума, то с противоположной стороны на дно опускали кусочек мяса. Деятельность рыб протекает в связи с двумя основными воздействиями. Она побуждается запахом мяса и развертывается в направлении этого главного, доминирующего воздействия; с другой стороны рыбы замечают преграду. Но нет простой цепи движений: сначала реакция на запах, затем – на натянутую марлю. Нет сложения влияния обоих этих воздействий. Запах имеет биологический смысл пищи; обходные движения, связаны с преградой, которая сама по себе не вызывает никакой реакции. По мере повторения опытов рыбы без лишних движений направляются к проходу, а затем к пище. Перегородку убрали, но сомики все равно огибают бывшую перегородку. Постепенно путь выпрямляется. Воздействие, определяющее обходное движение, прочно связывается у рыб с воздействием самой пищи, с ее запахом. Оно уже с самого начала воспринималось ими наряду и слитно с запахом пищи, а не как входящее в другой «узел» взаимосвязанных свойств, т.е. свойство другой вещи. Имеется несоответствие, противоречие в поведении: их деятельность фактически уже определяется воздействием со стороны отдельных вещей (пища, преграда), а отражение действительности остается у них отражением отдельных ее свойств.        В зоопсихологии и паук и сомик относятся к стадии более развитой психики, но в этих ситуациях срабатывают инстинктивные механизмы.

! Кстати, согласно зоопсихологическим экспериментам,  куры в такой ситуации еду  вообще никогда не найдут!

 

 

2.Зоопсихология.  Фабри дает 2 стадии - сенсорную и перцептивную, и делит их на высшую и низшую. Низшая стадия сенсорной психики: губки, жгутиковые, одноклеточные (амебы,инфузории) Движение  простые (с помощью жгутиков, ресничек). Простейшие пластичны! Т.е. способны к изменению форм поведения путем научения. Способны к элементарному неассоциативному научению – к привыканию (амеба м.привыкнуть к вибрации) (Привыкание надо отличать от утомления! – так, какие-то ползучие грибы, если их долго трясти, не привыкнут, а просто устанут и остановятся)

Высшая  стадия сенсорной психики: многоклеточные, кишечнополостные (медузы), черви, простые  моллюски, уже  имеют –  нервную  систему (кольцевую НС (медузы), нервную  лестницу (черви))!, они более активны, имеют зачатки общения: ех., брачные ритуалы моллюсков, строительство домиков у червей. У них вырабатывали условный рефлекс!! Одноклеточный червяк после 15 часов воздействия светом  и током стал сжиматься уже только при свете. Морской червь за 50-кратное воздействие на 15 дней запоминает, что появление света связано с появлением еды! Виноградная улитка способна к привыканию, тренированности (ускорение обучения при повторении), и к ассоциативным связям.

Даже  морские звезды способны запомнить  связь 2-х  воздействий – света  и тока, и 15 минут реагировать  на свет отрицательно.

 

! Так  что по Фабри даже членистоногие (раки, пауки, насекомые) и головоногие находятся уже на низшем уровне перцептивной психики!, т.е. воспринимают мир предметно. У них уже есть организованные сообщества и общение (четкая система пишедобывательной, защитной, половой коммуникации).

 

Стадия  перцептивной психики.

 

Леонтьев: Вторая стадия развития психики –  перцептивная. Это среда отношений  между предметами (одни предметы –  условие нахождения других). Здесь  есть предметное, целостное восприятие, отражаются образы предметов. Форма  поведения  – навык, условный рефлекс, операция.

На этой стадии внешняя объективная действительность отражается в виде образов. Восприятие – отражение предметов ситуаций в целом в форме образов, перцептивное отражение. У животных появилось  восприятие, а на сенсорной стадии была лишь чувствительность (и ощущение и восприятие – сенсорные процессы). Усложнение форм отражения: появляется память, активное поведение.

Если  собаку поставить в условия, аналогичные  опыту с американским сомиком, то она сразу напрямую отправится к пище. Воздействие, на которое направлена ее деятельность уже не сливается с воздействием со стороны преграды, оба выступают раздельно друг от друга. От первого зависят направление и конечный результат деятельности, от второго – способ ее осуществления. Такая сторона деятельности, отвечающая условиям, в которых дан побуждающий ее предмет называется операцией. Выделение в деятельности операций показывает, что воздействующие на животного свойства, прежде как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам на свойства, характеризующие предмет, на который направлена деятельность и на свойства предметов, определяющие сам способ деятельности, т.е. операцию. Окружающая действительность отражается в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.

Новая форма  поведения - навык – это форма  индивидуального прижизненного  опыта, формируется на основе инстинктивного поведения. В навыке доминирует индивидуально  изменчивое поведение (факультативное научение), но наряду с оставшимся инстинктивным  поведением.

Различия  между навыком и инстинктом

Критерий

Инстинкт

Навык

возникновение

врожденная  форма поведения

приобретенная в ходе жизни

осуществление

Универсальный поведенческий акт

Машинообразно (алгоритм)

Индивидуальный  способ поведения

Изменчивость  поведения (зависит от усл-й ситуации)

Навык - различие между результатом и  условиями его достижения. Навык - такой поведенческий акт, который  строится, формируется по ходу выполнения при изменении условий - это значит, что есть представление о программе  выполнения, об ориентировке. Навык - гибкое, активное приспособление к среде. В  навыке операций больше чем в инстинкте, где она всего одна, выбор зависит  от условий и ситуаций.

Навык формируется  постепенно, в результате проб и  ошибок; закрепляется при повторении как конкретная последовательность движений. Навык можно перенести, использовать в новых условиях.

Научение  – механизм образования навыка. Есть простое, неассоциативное научение – привыкание.

Ассоциативные виды научения:

1.Классическое (Уотсон, Павлов) – обуславливание, установление ассоциативной связи между 2-мя ощущениями.

2.Оперантное  или инструментальное (Скиннер, Торндайк)-

 Скинер: действия и движения (операнты), возникающие как бы спонтанно, среди которых, однако, некоторые подкрепляются естественно (полезным для организма результатом) или искусственно (дрессировщиком или экспериментатором) и поэтому закрепляются. Таким образом происходит отбор первоначально спонтанных движений и поведение формируется в нужном направлении. Обучение идет быстрее и проще, поведение более устойчиво.

Торндайк: Теория проб и ошибок, проблемный ящик, изучение поведения животных (кошки). Проба – способ поведения, который может привести к результату. Инструментальное научение – постепенное исчезновение ошибок. Закон результата – если проба приводит к успешному результату, то она закрепляется в поведении, а если нет, т.е. это ошибка, то она забывается (научение по результату). Чем сильнее подкрепление, тем быстрее научение.

3.Когнитивное  (Толмен): или латентное научение – научение без подкрепления (эксперименты с крысами – крыса в центре, вокруг – много коридорчиков, в одном из которых лежит сыр, понятие когнитивной карты)  Латентное научение возникает в ориентировочно-исследовательской деятельности (или в игре), а также в процессе наблюдения за другими. Подкрепления нет, результат проявляется при потребности.

Поведение субъекта - совокупность операций, в  зависимости от условий используются необходимые. По Леонтьеву, операция –  способ достижения конечного результата, зависящий от условий среды. Двигательную операцию можно назвать единицей навыка

Стадия  интеллекта.

Леонтьев: Третья стадия развития психики –  интеллект (ручной, сенсомоторный).

Тип среды  – среда отношений между предметами.

Содержание  отражения – обобщение отражения, отражение отношений.

Форма отражения  – предметные ситуации в целом, функциональные понятия.

Форма поведения  – интеллект, двухфазное решение  задач, функциональное использование  орудий.

В интеллектуальном отражении конфликт между средой и типом отражения решен –  отражаются отношения между предметами в предметной среде. Животный мир  достиг высшей формы приспособления к среде.

Мышление  – это обобщенное и опосредствованное  отражение субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности. Единица мышления –  понятие. Признаки понятия:

а) Обобщение

б) Наличие  средств, выходящих за пределы органов  чувств

в) В  понятии отражаются существенные свойства, которые могут быть невидимыми.

Пpи пеpеходе от пеpцептивной психики к интеллектyальным фоpмам поведения есть следyющие качественные пеpестpойки:

1) коpа головного мозга становится много больше,

2) появляется  способность pешать двyхфазные задачи

3) скоpость пpиобpетения навыка - повтоpение пpактически без закpепления,

4) отражение  обощений, - однажды найденное pешение пеpеносится в другую ситyацию пpи сходных yсловиях, yстойчивость гештальта, широкий перенос (достал палкой, достанет и тапком),

5) отpажаются yже не только пpедметы, но и связи междy ними, ситyационное мышление, отношения между ними (чтобы достать предмет палкой необходимо соотносить ее длину с расстоянием, осознавать отношения между предметами),

6) тем  не менее это самое мышление  видоспецифично, т.е. наивная механика выстyпает пpоизводной тех вещей, котоpые животное совершает в пpиpоде

7) нахождение  обходных пyтей

8) способность  к "инсайтy".

Критерии  различения интеллектуального поведения

 

Навык –  возникает постепенно, методом проб и ошибок; закрепляется путем упражнений, повторений; сохраняется в конкретной  последовательности движений; поведенческий  акт однофазовый (сразу непосредственно  приводит к цели);

Информация о работе Основные этапы развития психики животных в эволюции