Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:47, доклад
Согласно гипотезе Леонтьева психика имеет 4 стадии развития: (Сенсорная, Перцептивная, Интеллект, Сознание) Источник развития психики - противоречие между типом среды и содержанием отражения внешней среды. Сенсорная (сенсорика – чувствительность) – это первая стадия развития психики – элементарная (не делимая далее). Тип среды - предметная (вещно-оформленная) среда. Окружающая действительность здесь отражается не целиком, а виде отдельных свойств, ощущений предмета (свет, тепло, запах, вибрация – сам Объект целиком не воспринимается!). Форма поведения – инстинкт, тропизмы (вынужденные автоматические движения к источнику раздражения), безусловный рефлекс.
Основные этапы развития психики животных в эволюции.
Стадия сенсорной психики.
1. Согласно
гипотезе Леонтьева психика
! В
ст. «Образ мира», к концу св.
жизни Леонтьев писал, что
Общее представление об инстинкте.
Классическое представление. Фабр - Инстинкт - форма видового двигательного опыта, врожденная форма поведения. Инстинкт - достаточно жесткая программа, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на определенное воздействие среды. Связка между стимулом и реакцией - он может быть выполнен только тогда, когда каждое звено этой последовательности выполняется. Это наиболее жесткое представление об инстинкте, Фабр считает что цепочку звеньев нельзя разорвать (Насекомое было личинкой, а предстоит стать бабочкой. Чтобы стать мотыльком оно должно прогрызть дыру в корке того питательного кокона, из которого оно выйдет на свет. Этолог ставит на место этого отверстия стеклянную трубку и закрывает конец трубки тем же веществом, которое нужно прогрызть. Теперь – прогрызть дважды. Но инстинкт – жесткая вещь. Последовательность существует лишь как целое, не повторяется дважды. Казалось бы все есть для того, чтобы прогрызть вторую дырку, но нет... – насекомое погибает в этой стеклянной трубочке).
Современное представление. К.Лоренц: Инстинкт является жестким, но не сразу. Существует промежуточная настройка до его включения (облигатное научение – инстинктивное научение, которое с необходимостью проходит каждая особь). Окончательно инстинкт доопределяется при жизни при наличии ключевых раздражителей (эксперимент с гусятами). Выделяет в инстинкте только двигательную часть, без эмоционального импульса, избирательности восприятия. Инстинкт содержит ключевой раздражитель (например, движения, инстинкт - необходимость двигаться за движущимся объектом). Импринтинг - “запечатление” – необратимый акт, форма окончательного закрепления инстинкта. В инстинкте жестко фиксирован конечный результат, а способ его достижения может меняться и зависит от наличных условий. Запускание инстинкта возможно только в состоянии нужды и внутреннем состоянии готовности организма. Раздражитель действует как «спусковой крючок». Такое поведение – безусловный рефлекс.
Формы научения на стадии сенсорной психики (Годфруа):
1. Привыкание - (габитуация) наступает когда организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от него при утомлении снижается внимание ко всем раздражителям.
2. Сенсибилизация - противоположный процесс. При ней повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу. В итоге раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение.
3. Импринтинг
– запечатление объекта
+ еще 2 вида научения:
Облигатное – имитация, дополнение врожденной поведенческой программы (ех., танец пчел)
Факультативное – выход за видотипичные рамки, обретение навыка, выработка условного рефлкса
Исследования инстинктивного поведения.
К. Лоренц - исследование новорожденных гусят. Вывод: врожденным является ключевой раздражитель. Новорожденные гусята. В обычных условиях инстинкт – следование за матерью. Лоренц в экспериментальных условиях подменяет мать. Ставит искусственно-муляжное изображение гусыни. Гусята идут за муляжом или за подушкой. Самое эффектное – пойдут за самим экспериментатором. Инстинкт доопределяется при жизни при наличии раздражителей. Объект, за которым пойдет гусенок, должен двигаться. Следовать за движущимся объектом, а сам объект может быть любым. Наличие ключевого раздражителя.
Характеристика психического отражения на данной стадии. отражаются лишь отдельные свойства окружающего мира, в виде ощущений – элементарная сенсорная психика (паук считает жертвой все что вибрирует, в том числе и камертон)
Исследования
поведения американского
! Кстати,
согласно зоопсихологическим
2.Зоопсихология. Фабри дает 2 стадии - сенсорную и перцептивную, и делит их на высшую и низшую. Низшая стадия сенсорной психики: губки, жгутиковые, одноклеточные (амебы,инфузории) Движение простые (с помощью жгутиков, ресничек). Простейшие пластичны! Т.е. способны к изменению форм поведения путем научения. Способны к элементарному неассоциативному научению – к привыканию (амеба м.привыкнуть к вибрации) (Привыкание надо отличать от утомления! – так, какие-то ползучие грибы, если их долго трясти, не привыкнут, а просто устанут и остановятся)
Высшая стадия сенсорной психики: многоклеточные, кишечнополостные (медузы), черви, простые моллюски, уже имеют – нервную систему (кольцевую НС (медузы), нервную лестницу (черви))!, они более активны, имеют зачатки общения: ех., брачные ритуалы моллюсков, строительство домиков у червей. У них вырабатывали условный рефлекс!! Одноклеточный червяк после 15 часов воздействия светом и током стал сжиматься уже только при свете. Морской червь за 50-кратное воздействие на 15 дней запоминает, что появление света связано с появлением еды! Виноградная улитка способна к привыканию, тренированности (ускорение обучения при повторении), и к ассоциативным связям.
Даже морские звезды способны запомнить связь 2-х воздействий – света и тока, и 15 минут реагировать на свет отрицательно.
! Так что по Фабри даже членистоногие (раки, пауки, насекомые) и головоногие находятся уже на низшем уровне перцептивной психики!, т.е. воспринимают мир предметно. У них уже есть организованные сообщества и общение (четкая система пишедобывательной, защитной, половой коммуникации).
Стадия перцептивной психики.
Леонтьев: Вторая стадия развития психики – перцептивная. Это среда отношений между предметами (одни предметы – условие нахождения других). Здесь есть предметное, целостное восприятие, отражаются образы предметов. Форма поведения – навык, условный рефлекс, операция.
На этой
стадии внешняя объективная
Если собаку поставить в условия, аналогичные опыту с американским сомиком, то она сразу напрямую отправится к пище. Воздействие, на которое направлена ее деятельность уже не сливается с воздействием со стороны преграды, оба выступают раздельно друг от друга. От первого зависят направление и конечный результат деятельности, от второго – способ ее осуществления. Такая сторона деятельности, отвечающая условиям, в которых дан побуждающий ее предмет называется операцией. Выделение в деятельности операций показывает, что воздействующие на животного свойства, прежде как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам на свойства, характеризующие предмет, на который направлена деятельность и на свойства предметов, определяющие сам способ деятельности, т.е. операцию. Окружающая действительность отражается в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.
Новая форма поведения - навык – это форма индивидуального прижизненного опыта, формируется на основе инстинктивного поведения. В навыке доминирует индивидуально изменчивое поведение (факультативное научение), но наряду с оставшимся инстинктивным поведением.
Различия между навыком и инстинктом
Критерий
Инстинкт
Навык
возникновение
врожденная форма поведения
приобретенная в ходе жизни
осуществление
Универсальный поведенческий акт
Машинообразно (алгоритм)
Индивидуальный способ поведения
Изменчивость поведения (зависит от усл-й ситуации)
Навык - различие между результатом и условиями его достижения. Навык - такой поведенческий акт, который строится, формируется по ходу выполнения при изменении условий - это значит, что есть представление о программе выполнения, об ориентировке. Навык - гибкое, активное приспособление к среде. В навыке операций больше чем в инстинкте, где она всего одна, выбор зависит от условий и ситуаций.
Навык формируется постепенно, в результате проб и ошибок; закрепляется при повторении как конкретная последовательность движений. Навык можно перенести, использовать в новых условиях.
Научение – механизм образования навыка. Есть простое, неассоциативное научение – привыкание.
Ассоциативные виды научения:
1.Классическое (Уотсон, Павлов) – обуславливание, установление ассоциативной связи между 2-мя ощущениями.
2.Оперантное или инструментальное (Скиннер, Торндайк)-
Скинер: действия и движения (операнты), возникающие как бы спонтанно, среди которых, однако, некоторые подкрепляются естественно (полезным для организма результатом) или искусственно (дрессировщиком или экспериментатором) и поэтому закрепляются. Таким образом происходит отбор первоначально спонтанных движений и поведение формируется в нужном направлении. Обучение идет быстрее и проще, поведение более устойчиво.
Торндайк: Теория проб и ошибок, проблемный ящик, изучение поведения животных (кошки). Проба – способ поведения, который может привести к результату. Инструментальное научение – постепенное исчезновение ошибок. Закон результата – если проба приводит к успешному результату, то она закрепляется в поведении, а если нет, т.е. это ошибка, то она забывается (научение по результату). Чем сильнее подкрепление, тем быстрее научение.
3.Когнитивное
(Толмен): или латентное научение – научение
без подкрепления (эксперименты с крысами
– крыса в центре, вокруг – много коридорчиков,
в одном из которых лежит сыр, понятие
когнитивной карты) Латентное научение
возникает в ориентировочно-
Поведение субъекта - совокупность операций, в зависимости от условий используются необходимые. По Леонтьеву, операция – способ достижения конечного результата, зависящий от условий среды. Двигательную операцию можно назвать единицей навыка
Стадия интеллекта.
Леонтьев: Третья стадия развития психики – интеллект (ручной, сенсомоторный).
Тип среды
– среда отношений между
Содержание
отражения – обобщение
Форма отражения – предметные ситуации в целом, функциональные понятия.
Форма поведения – интеллект, двухфазное решение задач, функциональное использование орудий.
В интеллектуальном отражении конфликт между средой и типом отражения решен – отражаются отношения между предметами в предметной среде. Животный мир достиг высшей формы приспособления к среде.
Мышление
– это обобщенное и опосредствованное
отражение субъектом
а) Обобщение
б) Наличие средств, выходящих за пределы органов чувств
в) В понятии отражаются существенные свойства, которые могут быть невидимыми.
Пpи пеpеходе от пеpцептивной психики к интеллектyальным фоpмам поведения есть следyющие качественные пеpестpойки:
1) коpа головного мозга становится много больше,
2) появляется способность pешать двyхфазные задачи
3) скоpость пpиобpетения навыка - повтоpение пpактически без закpепления,
4) отражение обощений, - однажды найденное pешение пеpеносится в другую ситyацию пpи сходных yсловиях, yстойчивость гештальта, широкий перенос (достал палкой, достанет и тапком),
5) отpажаются yже не только пpедметы, но и связи междy ними, ситyационное мышление, отношения между ними (чтобы достать предмет палкой необходимо соотносить ее длину с расстоянием, осознавать отношения между предметами),
6) тем не менее это самое мышление видоспецифично, т.е. наивная механика выстyпает пpоизводной тех вещей, котоpые животное совершает в пpиpоде
7) нахождение обходных пyтей
8) способность к "инсайтy".
Критерии различения интеллектуального поведения
Навык – возникает постепенно, методом проб и ошибок; закрепляется путем упражнений, повторений; сохраняется в конкретной последовательности движений; поведенческий акт однофазовый (сразу непосредственно приводит к цели);
Информация о работе Основные этапы развития психики животных в эволюции