Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:24, реферат
Эти методы адекватны задаче не только воссоздания истории развития отдельного психологического направления, но и включения его в общий контекст психологической науки, исторической ситуации и культуры. Так, в истории психологии используются историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, и историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей. Большое значение имеют биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.
Введение…3
Личность ученого как фактор влияющий на развитие науки…4
Основные этапы развития психологии…5
Заключение…26
Литература…27
Приложение…28
Представители Гуманистической психологии: Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, А. Маслоу.
Г. Олпорт (1897-1967) является одним из основателей гуманистической психологии, рассматриваемой им как альтернатива механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитическому подходу. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. А.Маслоу (1908-1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.
Современная психология, 60-е годы - конец XX в.
Развитие предметапсихологии в рамках отдельных психологических школ. Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик. Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. Таким образом, можно сказать, что с середины XX в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.
Представители современных направлений психологии
Транзактный анализ Э. Берна 1910 – 1970гг.
Согласно его концепции, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Структура личности характеризуется наличием трех состояний «Я»: Родитель (Экстеропсихе), Ребенок (Археопсихе), Взрослый (Неопсихе). Подчеркивается, что Я-состояния — это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. [5]
Психодрамма и социометрия Я.Л. Морено 1889 – 1974гг.
Психодрама - это терапевтический метод, в котором психические и психосоматические заболевания понимаются как проявление нарушений в межличностных отношениях и интеракциях. Для лечения этих нарушений используется спонтанное сценическое их изображение. Психодрама - это групповая психотерапия и активный метод. Это подход, который объединяет глубинную психологию и терапию поведения. Социометрия — это способ измерения межличностных отношений, призванный обнаружить глубинную, основанную на телеотношениях структуру группы, в отличие от формальной ее структуры. [5]
Нейролингвистическое
Базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики Эриксонa (Erickson M. H.), Сатир (Satir V.) (семейная психотерапия), Перлса (Perls F. S.) (гештальт-терапия) и других представителей американской психотерапии; 2) на современных данных о межполушарной асимметрии — различиях в переработке информации правым и левым полушариями; работах Бейтсона (Bateson G.), посвященных «экологии разума», со ссылкой на зоопсихологические данные формирования нестандартных «творческих» стереотипов поведения дельфинов при определенных условиях дрессировки; 3) на трансформационной грамматике Хомского (Chomsky N.), выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) на исследованиях кибернетики 1950-1960-х гг., стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Рассела (Rassel В.). Таким образом, Н.п. является междисциплинарной интегративной концепцией необихевиористской ориентации.[5]
Зключение
История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.
Литература
Приложение
Основные этапы развития психологии4
Этап и время |
Предмет психоло- гии, его содержание |
Методы исследо- вания психики |
Основные достижения | |
Донаучный, до VIIVI вв. до н.э. |
Душа - без раскры- тия ее конкретного содержания и функций |
Нет |
Общее представле- ние об охранитель- ной и активной роли души | |
Философ- ский, VII— VI вв. до н.э. - конец XVIII-на- чало XIX в. |
Антич- ная психо- логия |
Душа- источник активности тела, обла- дает функ- циями по- знания и регуляции поведения |
Специальных ме- тодов нет, исполь- зуются методы других наук - фи- лософии, медици- ны, математики - при исследовании содержания и функций души |
Определение основ- ных проблем психо- логии, связанных с исследованием по- знания, активности тела, способов регу- ляции поведения и пределов свободы человека |
Психо- логия Средне- вековья |
Душа, ис- следование видов ак- тивности тела и осо- бенностей познания, прежде все- го чувствен- ного позна- ния мира |
Появление собст- венно психологи- ческого метода - интроспекции |
Развитие психофи- зических исследова- ний и первых работ по психологии масс | |
Психо- логия Возрож- дения и Нового времени |
Сознание - его содер- жание и пути его формиро- вания |
Интроспекция и частично логика - методы индукции, дедукции,анализа и т. д. |
Развитие рационали- стического и сенсуа- листического (эмпи- рического) подхода к психике, появление первых теорий эмо- ций и теории рефлек- са, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное | |
Ассоцианистическая психология, конец XVIII-на- чало XIX в. - середина XIX в. |
Сознание, состоя- щее из ощущений, представлений и чувств. Таким обра- зом, предмет психо- логии - прежде все- го познавательные процессы, а также (в конце этого пе- риода) поведение |
Интроспекция, логика, начало ис- пользования мето- дов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при фор- мировании пове- дения) |
Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концеп- ции об адаптацион- ной функции психи- ки, развитие теории рефлекса, естественно- научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессозна- тельного | |
Эксперимен- тальная психология, середина XIX - нача- ло XX в. |
Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы |
Эксперименталь- ный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой дея- тельности как че- ловека, так и на- рода в целом,по- явление первых тестов |
Появление экспери- ментальной психо- логии, первых тео- рий ≪психологии на- родов≫, новых дан- ных о психических процессах (прежде всего памяти). По- явление новых под- ходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса | |
Методоло- гический кризис и разделение психологии на отдель- ные школы, 10-30-е го- ды XX в. |
Появление несколь- ких предметов пси- хологии. Вначале - элементы психики (структурализм), функции психики, ≪поток сознания≫ (функционализм). Затем - глубинные структуры психики (глубинная психо- логия), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихоло- гия), высшие психи- ческие функции и деятельность (со- ветская психология) |
Появление новых методов, важней- шие из которых - психоанализ и проективные мето- ды (глубинная психология), экспе- риментальное изу- чение процесса научения, формиро- вание связи между стимулом и реак- цией (бихевиоризм), экспериментальное исследование по- знавательных про- цессов и потреб- ностей (гештальт- психология), инст- рументальный ме- тод (советская пс.) |
Появление первых концепций лично-сти, теории созна- ния, в том числе и измененного созна- ния, теорий науче- ния и развивающего обучения, творче- ского мышления. Появление первых экспериментальных исследований лич- ности, введение в ее исследование куль- туры и социального окружения как но- вых парадигм. Раз- витие отраслей пси- хологии | |
Дальнейшее развитие психоло- гических школ, 40- 60-е годы XX в. |
Появление новых направлений, для которых предмет психологии связы- вается с внутренней сущностью лично- сти (гуманистиче- ская, экзистенци- альная психология), познавательными процессами, разви- тием интеллекта и этапов переработки информации (гене- тическая и когни- тивная психология) |
Появление опрос- ников, новых экс- периментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусст- венного интеллекта |
Дальнейшее разви- тие теоретических концепций в русле основных проблем психологии,разви- тие и совершенство- вание психотерапев- тических технологий | |
Современная психология, 60-е годы - конец XX в. |
Развитие предмета психологии в рам- ках отдельных пси- хологических школ |
Совершенствование методов экспери- ментального иссле- дования психики, появление разно- образных диагно- стических методик |
Появление тенден- ции к объединению, синтезу наиболее значительных до- стижений отдельных школ |
1 «Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423
2 «Опыт о человеческом разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400
3 Ивановский В. Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909; его же. Учение об ассоциации идей, «Уч. зап. имп. Казанского университета», 1915, кн. 12; 1917—18, кн. 2, 7—9, 10—12; Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника, М., 1959; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 6; Warren Н. С., A history of the association psychology, [L.], 1921.
4 Марцинковская Т.Д., М29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с. Стр. 8-10