Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:34, реферат

Краткое описание

Традиционно основным институтом воспитания человека была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Классификация типов семейных отношений…………………………….3
Классификация стилей воспитания………………………………………5
Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье……...6
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Ребенок в структуре детско-родительских отношений.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

       Наиболее существенная характеристика  диалогичного воспитывающего общения  заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

       Достичь этого в повседневном  семейном общении с ребенком  весьма трудно. Обычно стихийно  возникающая позиция взрослого  - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

       Равенство позиций означает признание  активной роли ребенка в процессе  его воспитания. Человек не должен  быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании.

       Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.

       По этому поводу обращаясь  к родителям, Я.Корчак писал:  «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя,  поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей».

       Равенство позиций отнюдь не  означает, что родителям, строя  диалог, нужно снизойти до ребенка,  нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».

       Равенство позиций в диалоге  состоит в необходимости для  родителей постоянно учиться  видеть мир в самых разных  его формах глазами своих детей. 

       Контакт с ребенком, как высшее  проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.

       Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование  именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

       Всем будущим и нынешним родителям  следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».

       Но если хвалить ребенка за  то, что есть, он остановится в  своем развитии, как же хвалить,  если знаешь сколько у него  недостатков? Во-первых, воспитывает  ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание, воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.

       Контакт с ребенком на основе  принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.

       Оценку не личности ребенка,  а его действий и поступков  важно осуществлять, меняя их  авторство. Действительно, если  назвать своего ребенка недотепой,  лентяем или грязнулей, трудно  ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.

       Контроль за негативными родительскими  оценками ребенка необходим еще  и потому, что весьма часто  за родительским осуждением стоит  недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость,  возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

     Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейные психологические  факторы, имеющие воспитательное значение:     

  • Принимать активное участие в жизни семьи;    
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;    
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;    
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;     
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;    
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;    
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;    
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
 

     Заключение

     Таким образом, анализирую роль семьи в  жизни человека, мы видим, что семья  является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой  происходит формирование вступившего  в жизнь человека, она становится (или должна становиться) тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые  добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.  Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может заложить и расширить те полезные качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается основная роль семьи.

     Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к  ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека. 
 
 
 

         Список  литературы

    1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
    2. Кулик Л.А., Берестов Н.И. «Семейное воспитание» М.: Просвещение, 1990 
    3. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности  (К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. -1986.- № 4.
    4. Снайдер Д. «Практическая психология для подростков или Как найти свое место в жизни» М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.
    5. Филипчук Г. «Знаете ли вы своего ребенка?» М.: Прогресс, 1989
    6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна;   2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

Информация о работе Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье