Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа
Цель работы: исследовать агрессивный компонент и стили поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по иссле-дуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков.
3.Сформулировать рекомендации по воспитательной и психокоррекцион-ной работе с конфликтными подростками.
Введение…………………………………………………………………..
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения………………….
1.2. Психологические особенности подросткового возраста…………..
1.3. Конфликтность, как особенность протекания подросткового возраста………………………………………………………………………..
Глава II. Исследование конфликтного поведения у подростков
2.1. Исследование конфликтности у подростков и анализ результатов исследования……………………………………………………………..
2.2. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессии у подростков………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………….
Особенности агрессивного компонента и стиля поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте.
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте 1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения…………………. |
5 |
1.2. Психологические особенности подросткового возраста………….. |
12 |
1.3. Конфликтность, как
особенность протекания |
16 |
Глава II. Исследование конфликтного поведения у подростков |
|
2.1. Исследование конфликтности
у подростков и анализ результатов исследования……………………………………………… |
21 |
2.2. Психолого-педагогические рекомендации
по коррекции агрессии у подростков…………………………………………………… |
24 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Список литературы ……………………………………………………… |
28 |
Приложение…………………………………………………… |
29 |
Введение
Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы.
Методологической основой исследования явились работы Д.И. Фельдштейна, А.Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
Цель работы: исследовать агрессивный компонент и стили поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Объект исследование: группа подростков в возрасте 15-17 лет.
Предмет исследования: конфликтные ситуации и стили поведения в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить особенности
3.Сформулировать рекомендации по воспитательной и психокоррекционной работе с конфликтными подростками.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников.
2. Тестирование:
- Опросник А. Баса – А. Дарки.
- Опросник К. Томаса
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие учащиеся девятого класса МОУ СОШ №15 г. Бузулука в количестве 30 человек.
Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психокоррекционной работы с подростками.
Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте
1.1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.
Один из возможных
вариантов определения
А.Г. Здравомыслов, автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что «конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [1;12].
«Психологический словарь» определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями». А.Я Анцупов и А.И. Шипилов предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [2;25]. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.
Приведём ещё несколько определений конфликта:
Конфликт - один из видов социального взаимодействия, отличающийся сопровождением отрицательных эмоций и деятельностью более примитивных пластов психики;
Конфликт - сложное комплексное
явление, имеющее вторичные социально-
Конфликт - результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;
Конфликт - результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно-потребностного, целевого, эмоционально-волевого и личностного аспектов взаимодействия;
Конфликт - реакция человека на препятствия по достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей;
Конфликт - эскалация каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Основные виды классификации конфликтов. Один из существенных признаков конфликта – характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта. Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них, пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности:
- физиологические;
- в безопасности и защищенности;
- социальные; потребности в уважении;
- потребности самовыражения.
В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт.
Важной характеристикой конфликта является острота противодействия участвующих в нем сторон. В западной конфликтологии эта характеристика называется интенсивностью конфликта. По этому основанию выделают конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон [3;25].
В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которой происходят конфликты, их, делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др. Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их длительность. В общественном транспорте конфликт может длиться десятки секунд. Каждый конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах их делят на конструктивные, имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные. Конфликты можно классифицировать в зависимости от степени разработанности нормативных способов их разрешения.
Большинство изученных нами работ позволяет выделить четыре типа конфликта:
1. Внутриличностный. В
этом случае сторонами
2. Межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
3. Личностно-групповой конфликт возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы.
4. Межгрупповой. В этом
случае может происходить
Конфликты также могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия.
Причины конфликтов. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный [10;37].
К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации. Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, в контексте сказанного выше носят главным образом субъективный характер.
Вторая группа объективных
причин конфликтов носит организационно-
Структурно-организационнные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах. Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффективная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам. Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствие работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. Ситуационно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.