Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми ребенка младенческого возраста, воспитывающегося вне семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:30, реферат

Краткое описание

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени. Поэтому последние 10 – 15 лет психологи всех стран озабочены проблемой усовершенствования воспитания детей в учреждениях интернатного типа.

Содержание

Введение 3
1 Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого возраста 4
1.1 Потребность в общении 4
1.2 Сравнительный анализ развития детей в семье и вне семьи 5
2 Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка 7
2.1 Сравнительные исследования детей, воспитывающихся в семье и вне семьи 7
2.2 Роль близкого взрослого в развитии ребенка 8
Заключение 10
Список использованных источников 11

Вложенные файлы: 1 файл

дети-сироты.docx

— 28.62 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1

Социально – психологические  особенности детей – сирот  младенческого возраста

4

1.1

Потребность в общении

4

1.2

Сравнительный анализ развития детей в семье и вне семьи

5

2

Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка

7

2.1

Сравнительные исследования детей, воспитывающихся в семье  и вне семьи

7

2.2

Роль близкого взрослого  в развитии ребенка

8

Заключение

10

Список использованных источников

11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах  ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени. Поэтому последние 10 – 15 лет психологи  всех стран озабочены проблемой  усовершенствования воспитания детей  в учреждениях интернатного типа. В нашей стране усилилось внимание к воспитанию детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Чтобы это внимание стало эффективным, необходимо обеспечить педагогические коллективы детских воспитательных учреждений научно обоснованными психологическими рекомендациями по созданию условий, способствующим психическому развитию и формированию личности детей. Для этого должны быть изучены психологические особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Темп развития таких детей  замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового  возраста и дальше.

Результаты сравнительных  исследований психического развития детей, воспитывающихся в семье и  вне семьи, позволяют достаточно разносторонне представить, как  собственно и возрастную динамику формирования личности ребёнка, так и специфику  психического развития детей на разных этапах онтогенеза в зависимости  от условий их воспитания и обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ – СИРОТ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

 

    1. Потребность в общении

 

 

 В каждом возрастном периоде выделяется ведущий тип деятельности, который  оказывает наиболее существенное влияние  становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных  психических процессов, личности ребенка  в целом, а также на формирование других деятельностей, задающих перспективу  развития на следующих возрастных этапах. Только благодаря общению с взрослыми  становится возможным усвоение детьми общественно – исторического  опыта, в ходе которого совершается  их психическое развитие. Особое значение общения состоит в том, что  оно включается в механизм перевода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому.

Формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной  совокупности черт и характеризуемая  пятью параметрами: 1) временем возникновения  в онтогенезе; 2) местом, занимаемым данной формой общения в системе  более широкой жизнедеятельности  ребенка; 3) основным содержанием потребности, удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения; 4) ведущими мотивами, побуждающими ребенка на определенном этапе развития к общению с  взрослыми; 5) основными средствами общения осуществляются коммуникации ребенка с взрослыми. В соответствии с приведенной классификацией на первом году жизни выделяются две  последовательно появляющиеся формы  общения: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.

Содержанием потребности  в общении на данном этапе является потребность в доброжелательном внимании взрослого. У младенца складывается отношение к нему как субъекту, партнеру по общению.

 

    1. Сравнительный анализ развития детей в семье и вне семьи

 

Ребенок первого года жизни, воспитывающийся в семье, представляет собой самое жизнерадостное и  счастливое существо в мире. Он максимально  открыт людям, доверчив и доброжелателен, всегда готов к общению. Его бесконечно радует все вокруг, все вызывает интерес и любопытство: люди, игрушки, животные, происходящие события; свои чувства малыш выражает незамедлительно  и бурно. Он постоянно находит  себе занятие: рассматривает окружающее пространство, игрушки, различные предметы, наблюдает за происходящим, стремиться обследовать то, что попадается под  руку, настойчиво добивается внимания взрослого. Легко отзываясь на радующие события, малыш также скоро и  энергично реагирует на неприятности, громким плачем оповещая о них  взрослых и требуя их незамедлительного  вмешательства.

Иная картина наблюдается  в домах ребенка. Уже в первом полугодии жизни весь облик малыша отличает его от ровесников, воспитывающихся  в семье. Это гораздо более  спокойное, недокучливое и некапризное  существо. Большую часть времени  бодрствования малыш проводит в  безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Время от времени  он оживляется, увидев взрослого или  встретившись взглядом с другим ребенком, но быстро отвлекается и вновь  застывает в неподвижности, глядя  в одну точку.

Во втором полугодии жизни  различия между детьми, воспитывающихся  в разных условиях, увеличиваются. Малоинициативный, тихий, ненавязчивый, безразличный к окружающему, боязливый малыш, воспитывающийся в доме ребенка, разительно отличается от активного, радостного, любознательного, лепечущего, требовательного ребенка из семьи. Не случайно, поэтому общение у младенцев из дома ребенка, хотя и обладает теми же закономерностями, что и в семье, имеет ряд отклонений.

Потребность в общении  у воспитанников дома ребенка  обнаруживается позже, чем у детей  из семьи. Само общение протекает  более вяло и имеет смазанную форму. Комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. В результате отставания  развития ситуативно-личностного общения задерживается появления и предметно -манипулятивной деятельности, и ситуативно-делового общения. Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности взрослого, дефицит эмоционального общения приводит к тому, что ребенок и во вторым полугодии стремится к ласке взрослого в примитивной форме физического контакта и не принимает предлагаемого ему сотрудничества. Вялое, однообразное манипулирование с предметами протекает отдельно от общения.

Отклонение в развитии ведущей деятельности и общения  не могут не сказаться на особенностях складывающейся личности ребенка, ее эмоциональной  сферы, познавательной активности, на взаимоотношениях с окружающими  людьми, со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВЯЗЕЙ С ВЗРОСЛЫМИ У МЛАДЕНЦЕВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ДОМАХ РЕБЕНКА

 

2.1 Сравнительные исследования детей, воспитывающихся в семье и вне семьи

 

Основной особенностью, отличающей условия воспитания в Домах ребенка, являются трудности установления прочных  взаимоотношений ребенка с взрослым. Этот факт, будучи общеизвестным, все  же не привлекает пока достаточного внимания, хотя он имеет существенное значение для личностного развития детей  и требует специального изучения с целью возможной его компенсации. Учеными были изучены особенности аффективно-личностных связей детей, воспитывающихся в Домах ребенка, с персоналом и семейных детей с матерью, а также выявлена роль эмоционального общения в установлении этих связей.

В экспериментах использовались две эмоциогенные ситуации: отрицательная и положительная. В положительной эмоциогенной ситуации ребенку презентировался радующий его объект: новая интересная игрушка. В отрицательной — пугающий объект: маска, надетая на лицо человека. В каждой ситуации ребенок находился сначала без близкого взрослого, затем — в его присутствии. При этом подробно регистрировалось поведение ребенка с целью определить изменения, происшедшие под влиянием присутствия близкого взрослого. Для семейных детей близким взрослым являлась мать, для воспитанников Домов ребенка—ухаживающая за ними медсестра. Ситуация с использованием пугающего объекта обнаружила различное влияние на поведение двух групп детей присутствия близкого человека. Для семейных детей средством для снятия страха явился комплекс действий, позволяющий им ощутить любовь и заботу матери. Дети активно стремились к физическому контакту, обнимали мать, прижимались к ней, заглядывали в глаза, прятали личико у нее на плече. В результате у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, страх перед маской сменялся интересом к ней и разворачивалось ориентировочно-исследовательское поведение, окрашенное положительными эмоциями.

Воспитанники Дома ребенка таким средством не пользовались. С приходом медсестры ребенок переставал плакать, но оставался настороженным, переводил взгляд с взрослого на маску и пытался отвлечься посторонними предметами. При этом часто в качестве такого «предмета» выступала сама медсестра. Ребенок теребил ее халат, пристально смотрел в лицо, стараясь отвернуться от пугающего предмета. Смены отрицательных эмоций на положительные и возникновения активного исследовательского поведения в присутствии медсестры у этих детей не наблюдалось.

Ситуация с предъявлением  радующего объекта не обнаружила таких ярких различий во влиянии  близкого взрослого на поведение  двух групп детей, как пугающая ситуация. По отношению к объекту в обеих  группах примерно одинаково повышался  интерес и активность манипулирования. В отношении же к взрослому  наблюдались некоторые различия.

Семейные дети неизменно встречали мать улыбкой, пытались привлечь ее к совместной деятельности взглядом, протягивали игрушку. Воспитанники Дома ребенка были менее активны по отношению к медсестре, их социальное поведение протекало отдельно от предметной деятельности, эмоции (если таковые имели место) выражались гораздо скупее.

 

 

2.2 Роль близкого взрослого  в развитии ребенка

 

Наличие прочных и глубоких аффективно-личностных связей с матерью у семейных детей выражается в их стремлении разделить с ней свои переживания. При этом отрицательные эмоции снижаются, а положительные усиливаются. Актуализация аффективно-личностных связей приводит к интенсификации познавательной активности детей, что является положительным фактором в их развитии. Менее развитые аффективно-личностные связи с медсестрой у воспитанников Домов ребенка выражались в адресации детей не к «субъектным» ее качествам, а к «объектным». В результате дети не владели средствами, позволяющими преодолевать с помощью взрослого страх, не получали стимула к активной познавательной деятельности, не умели разделять свои переживания с взрослым и не стремились к этому. Отсюда могут, как следствие, происходить задержки в их личностном и познавательном развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические  и различные комплексы психологических  черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье.

Чем младше ребёнок и чем  больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость  от условий, в которых он воспитывается. Наиболее тесно психическое благополучие связано с условиями воспитания ребёнка  (с типом детского учреждения) в младенческом и раннем возрасте.

Психологические особенности  детей, воспитывающихся в детском  доме, доме ребёнка и интернате, и  особенности их коммуникативной  деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей  степени обусловлено тем, как  его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.,2004

Авдеева Н.Н. Становление  образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. №4

Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2005. – 628 с.

Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.

Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д.Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 395 с. – (Серия «Высшее образование»).


Психическое развитие воспитанников  детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; Научн.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССр.- М.: Педагогика, 1990. – 264 с.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.,1986

 


Информация о работе Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми ребенка младенческого возраста, воспитывающегося вне семьи