Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:30, реферат
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени. Поэтому последние 10 – 15 лет психологи всех стран озабочены проблемой усовершенствования воспитания детей в учреждениях интернатного типа.
Введение 3
1 Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого возраста 4
1.1 Потребность в общении 4
1.2 Сравнительный анализ развития детей в семье и вне семьи 5
2 Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка 7
2.1 Сравнительные исследования детей, воспитывающихся в семье и вне семьи 7
2.2 Роль близкого взрослого в развитии ребенка 8
Заключение 10
Список использованных источников 11
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
1 |
Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого возраста |
4 |
1.1 |
Потребность в общении |
4 |
1.2 |
Сравнительный анализ развития детей в семье и вне семьи |
5 |
2 |
Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка |
7 |
2.1 |
Сравнительные исследования детей, воспитывающихся в семье и вне семьи |
7 |
2.2 |
Роль близкого взрослого в развитии ребенка |
8 |
Заключение |
10 | |
Список использованных источников |
11 |
ВВЕДЕНИЕ
Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени. Поэтому последние 10 – 15 лет психологи всех стран озабочены проблемой усовершенствования воспитания детей в учреждениях интернатного типа. В нашей стране усилилось внимание к воспитанию детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Чтобы это внимание стало эффективным, необходимо обеспечить педагогические коллективы детских воспитательных учреждений научно обоснованными психологическими рекомендациями по созданию условий, способствующим психическому развитию и формированию личности детей. Для этого должны быть изучены психологические особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей.
Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.
Результаты сравнительных исследований психического развития детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, позволяют достаточно разносторонне представить, как собственно и возрастную динамику формирования личности ребёнка, так и специфику психического развития детей на разных этапах онтогенеза в зависимости от условий их воспитания и обучения.
1 СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ – СИРОТ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
В каждом возрастном периоде выделяется
ведущий тип деятельности, который
оказывает наиболее существенное влияние
становление психологических
Формой общения называется
деятельность общения на определенном
этапе ее развития, взятая в целостной
совокупности черт и характеризуемая
пятью параметрами: 1) временем возникновения
в онтогенезе; 2) местом, занимаемым
данной формой общения в системе
более широкой
Содержанием потребности в общении на данном этапе является потребность в доброжелательном внимании взрослого. У младенца складывается отношение к нему как субъекту, партнеру по общению.
Ребенок первого года жизни, воспитывающийся в семье, представляет собой самое жизнерадостное и счастливое существо в мире. Он максимально открыт людям, доверчив и доброжелателен, всегда готов к общению. Его бесконечно радует все вокруг, все вызывает интерес и любопытство: люди, игрушки, животные, происходящие события; свои чувства малыш выражает незамедлительно и бурно. Он постоянно находит себе занятие: рассматривает окружающее пространство, игрушки, различные предметы, наблюдает за происходящим, стремиться обследовать то, что попадается под руку, настойчиво добивается внимания взрослого. Легко отзываясь на радующие события, малыш также скоро и энергично реагирует на неприятности, громким плачем оповещая о них взрослых и требуя их незамедлительного вмешательства.
Иная картина наблюдается в домах ребенка. Уже в первом полугодии жизни весь облик малыша отличает его от ровесников, воспитывающихся в семье. Это гораздо более спокойное, недокучливое и некапризное существо. Большую часть времени бодрствования малыш проводит в безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Время от времени он оживляется, увидев взрослого или встретившись взглядом с другим ребенком, но быстро отвлекается и вновь застывает в неподвижности, глядя в одну точку.
Во втором полугодии жизни различия между детьми, воспитывающихся в разных условиях, увеличиваются. Малоинициативный, тихий, ненавязчивый, безразличный к окружающему, боязливый малыш, воспитывающийся в доме ребенка, разительно отличается от активного, радостного, любознательного, лепечущего, требовательного ребенка из семьи. Не случайно, поэтому общение у младенцев из дома ребенка, хотя и обладает теми же закономерностями, что и в семье, имеет ряд отклонений.
Потребность в общении у воспитанников дома ребенка обнаруживается позже, чем у детей из семьи. Само общение протекает более вяло и имеет смазанную форму. Комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. В результате отставания развития ситуативно-личностного общения задерживается появления и предметно -манипулятивной деятельности, и ситуативно-делового общения. Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности взрослого, дефицит эмоционального общения приводит к тому, что ребенок и во вторым полугодии стремится к ласке взрослого в примитивной форме физического контакта и не принимает предлагаемого ему сотрудничества. Вялое, однообразное манипулирование с предметами протекает отдельно от общения.
Отклонение в развитии ведущей деятельности и общения не могут не сказаться на особенностях складывающейся личности ребенка, ее эмоциональной сферы, познавательной активности, на взаимоотношениях с окружающими людьми, со взрослыми и сверстниками.
2 ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВЯЗЕЙ С ВЗРОСЛЫМИ У МЛАДЕНЦЕВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И ДОМАХ РЕБЕНКА
2.1 Сравнительные исследования детей, воспитывающихся в семье и вне семьи
Основной особенностью, отличающей
условия воспитания в Домах ребенка,
являются трудности установления прочных
взаимоотношений ребенка с
В экспериментах использовались
две эмоциогенные ситуации: отрицательная
и положительная. В положительной эмоциогенной
ситуации ребенку презентировался радующий
его объект: новая интересная игрушка.
В отрицательной — пугающий объект: маска,
надетая на лицо человека. В каждой ситуации
ребенок находился сначала без близкого
взрослого, затем — в его присутствии.
При этом подробно регистрировалось поведение
ребенка с целью определить изменения,
происшедшие под влиянием присутствия
близкого взрослого. Для семейных детей
близким взрослым являлась мать, для воспитанников
Домов ребенка—ухаживающая за ними медсестра.
Ситуация с использованием пугающего
объекта обнаружила различное влияние
на поведение двух групп детей присутствия
близкого человека. Для семейных детей
средством для снятия страха явился комплекс
действий, позволяющий им ощутить любовь
и заботу матери. Дети активно стремились
к физическому контакту, обнимали мать,
прижимались к ней, заглядывали в глаза,
прятали личико у нее на плече. В результате
у детей стабилизировалось эмоциональное
состояние, страх перед маской сменялся
интересом к ней и разворачивалось ориентировочно-
Воспитанники Дома ребенка таким средством не пользовались. С приходом медсестры ребенок переставал плакать, но оставался настороженным, переводил взгляд с взрослого на маску и пытался отвлечься посторонними предметами. При этом часто в качестве такого «предмета» выступала сама медсестра. Ребенок теребил ее халат, пристально смотрел в лицо, стараясь отвернуться от пугающего предмета. Смены отрицательных эмоций на положительные и возникновения активного исследовательского поведения в присутствии медсестры у этих детей не наблюдалось.
Ситуация с предъявлением
радующего объекта не обнаружила
таких ярких различий во влиянии
близкого взрослого на поведение
двух групп детей, как пугающая ситуация.
По отношению к объекту в обеих
группах примерно одинаково повышался
интерес и активность манипулирования.
В отношении же к взрослому
наблюдались некоторые
Семейные дети неизменно встречали мать улыбкой, пытались привлечь ее к совместной деятельности взглядом, протягивали игрушку. Воспитанники Дома ребенка были менее активны по отношению к медсестре, их социальное поведение протекало отдельно от предметной деятельности, эмоции (если таковые имели место) выражались гораздо скупее.
2.2 Роль близкого взрослого в развитии ребенка
Наличие прочных и глубоких аффективно-личностных связей с матерью у семейных детей выражается в их стремлении разделить с ней свои переживания. При этом отрицательные эмоции снижаются, а положительные усиливаются. Актуализация аффективно-личностных связей приводит к интенсификации познавательной активности детей, что является положительным фактором в их развитии. Менее развитые аффективно-личностные связи с медсестрой у воспитанников Домов ребенка выражались в адресации детей не к «субъектным» ее качествам, а к «объектным». В результате дети не владели средствами, позволяющими преодолевать с помощью взрослого страх, не получали стимула к активной познавательной деятельности, не умели разделять свои переживания с взрослым и не стремились к этому. Отсюда могут, как следствие, происходить задержки в их личностном и познавательном развитии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для воспитанников закрытых
детских учреждений каждой возрастной
ступени характерны специфические
и различные комплексы
Чем младше ребёнок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. Наиболее тесно психическое благополучие связано с условиями воспитания ребёнка (с типом детского учреждения) в младенческом и раннем возрасте.
Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.,2004 Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. №4 |
Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2005. – 628 с. |
Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с. |
Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д.Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 395 с. – (Серия «Высшее образование»). |
Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; Научн.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССр.- М.: Педагогика, 1990. – 264 с.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.,1986