Особенности взаимоотношений взрослых с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:05, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение форм и видов сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на современном этапе развития общества.
Задачи:
- рассмотреть особенности взаимодействия взрослых с детьми;
- изучить современные формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей.
- подвести итог исследования по изучению сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей.

Содержание

Введение 3
Основная часть 4
1 Особенности взаимоотношений взрослых с детьми 4
2 Взаимоотношения с семьей 5
3 Трудные семьи. Как быть? 7
4 Формы и методы работы с семьей 8
Заключение 10
Список литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ(РАСКРЫТЬ ФОРМЫ РОДИТЕЛЕЙ).doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

В современном обществе все более заметной стала тенденция  разделения функций воспитания в  семье и образовательном учреждении.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей заключается  в разных целях, которые ставят перед  собой обе стороны и как  они понимают особенности деятельности другой стороны. Педагоги говорят о том, что родители очень неохотно идут на контакт и взаимодействие с дошкольным учреждением. Родители говорят, что их ребенок недополучает положенных услуг и внимания со стороны педагога, его учат не по тем методикам или не теми методами, которые бы ожидали родители.

Однако, на фоне этих разногласий отмечается все возрастающее стремление родителей дать своему ребенку все самое лучшее. В ДОУ же отмечается рост инновационных процессов, способствующих совершенствованию системы дошкольного образования.

Целью работы является изучение форм и видов сотрудничества семьи  и дошкольного учреждения в воспитании детей на современном этапе развития общества.

Задачи:

- рассмотреть особенности взаимодействия взрослых с детьми;

- изучить современные  формы сотрудничества семьи и  дошкольного учреждения в воспитании  детей.

- подвести итог исследования  по изучению сотрудничества семьи  и дошкольного учреждения в  воспитании детей.

Методы исследования: теоретический анализ литературы.

 

Основная часть

1 Особенности взаимоотношений  взрослых с детьми

 

Важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера  родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям  эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования и были получены данные, позволяющие  углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Исследователи семейных отношений  выделяют следующие факторы семейного  воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими воспитательными  институтами (детский сад, школа и др.):

    • глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания
    • постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей
    • наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи

Одним из важнейших условий  развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольных учреждений и семей воспитанников. Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми дома и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.

2 Взаимоотношения с семьей

 

Проблемой работы с родителями в  системе ДОУ занимались Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, О.Н. Урбанская, Я.И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка изучали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье - В.М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье – Д.О. Дзинтере. Данными учеными исследовалось взаимодействие образовательного учреждения и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось.

В 80 - 90 г. в связи с изменениями  в обществе происходят изменения  и в работе с семьей. Повышается ответственность родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. В это время исследуются проблемы взаимодействия детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками1, специфика педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям2, работа детского сада с молодой семьей3.

В соответствии с этим изменяется и позиция ДОУ в работе с  семьей. Становится очевидной важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка. Если раньше говорилось о сотрудничестве ДОУ с семьей, а в 80 – 90г. просматривалась тенденция к индивидуальной работе с семьей, с детьми, не посещающими ДОУ, определялось положение ребенка в семье, психологический климат семьи, стиль и фон семейной жизни, социальный статус, воспитательный климат, то закон «Об образовании» (2004г.) определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие  у родителей ответственности, а  у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников4.

В программе воспитания и обучения в детском саду подчеркивается, что перед педагогическим коллективом  дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей  педагогические знания, повседневно  помогать семье правильно воспитывать  детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

3 Трудные семьи. Как быть?

 

Посещение семьи ребенка  много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи5.

Педагог должен использовать не только наблюдение со стороны, но и  включённое наблюдение, т.е. создавать  специальные ситуации:

-совместный труд;

-досуг; 

-занятия с родителями  и детьми.

В процессе включённого  наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.

Следует помнить, что  в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется  вовлекать родителей, других членов семьи:

- в подготовку и  проведение праздников, развлечений;

- в организацию экскурсии. 

Обычно в таких ситуациях  все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются  активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.

4 Формы и методы работы с  семьей

 

Рассмотрим традиционные формы работы ДОУ с семьей и семьи с ДОУ под углом компетентностного подхода. Постараемся определить их потенциал для реализации целевых установок такого подхода. Выразить их можно в виде формулы; активность + осознанность + самостоятельность + компетенций. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, И характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции. Важно то, что тем самым обеспечивается индивидуальность общения семьи с педагогом с опорой на знание как собственных прав, так и обязанностей воспитателя. Важно также и то, что это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержания деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка. Для иллюстрации указанных установок проанализированы позиции традиционного и компетентностного подходов6.

Современное взаимодействие семьи с дошкольным образовательным  учреждением предлагает различные  формы, как традиционные, так и  оригинальные (рис.1)

 

 

 

Далеко не все семьи  в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят  воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время  актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

 

 

 

Заключение

 

Проблема сотрудничества воспитателей и родителей в настоящее время является актуальной для многих ученых. Разрабатываются различные программы и новые способы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, возрастает число научных и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.

Эффективность взаимодействия родителей и детского сада строится не на поиске новых форм совместной деятельности, а на изменении самосознания обеих взаимодействующих сторон и целеполагания планируемых мероприятий.

В настоящее время  актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Положительными моментами  в организации взаимодействия является меняющееся сознание родителей, переход  их группы пассивного наблюдателя в  активного участника воспитательного  процесса.

 

Список литературы

 

  1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. - С. 52-58
  2. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 66-70
  3. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. Управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6.
  4. Безлюдная В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками / В.И Безлюдная. -М.: Педагогика, 1988.- 144 с.
  5. Давыдова О., Майер А. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода//Дошкольное воспитание. – 2011. - №5. – С.17-22.
  6. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

1 Безлюдная В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками / В.И Безлюдная. -М.: Педагогика, 1988.- 144 с.

2 Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. - С. 52-58

3 Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

4 Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. Управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6.

5 Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 66-70

6 Давыдова О., Майер А. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода//Дошкольное воспитание. – 2011. - №5. – С.17-22.

 


Информация о работе Особенности взаимоотношений взрослых с детьми