Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:53, курсовая работа
Целью работы является изучение возможностей воображения дошкольников.
Объектом исследования является развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности развития творческого воображения у дошкольников.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;
2. Провести диагностику воображения детей дошкольного возраста;
3. Определить возможные пути развития воображения у детей дошкольного возраста;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Определение и сущность воображения 5
1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов 7
1.3. Особенности воображения у детей дошкольного возраста 11
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1 Констатирующий эксперимент 16
2.2 Формирующий эксперимент 18
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 22
Выводы по второй главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность. В современный период развития общества существует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности.
Проблемой исследования является развитие воображения как основы творческой деятельности дошкольников.
Целью работы является изучение возможностей воображения дошкольников.
Объектом исследования является развитие
воображения у детей дошкольног
Предметом исследования являются особенности развития творческого воображения у дошкольников.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;
2. Провести диагностику воображения детей дошкольного возраста;
3. Определить возможные пути развития воображения у детей дошкольного возраста;
4. Разработать рекомендации по развитию воображения у детей.
Гипотеза исследования. Целенаправленное развитие воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности будет способствовать повышению уровня развития воображения, а также остальных психических процессов (в частности, мышления, внимания).
Методы исследования. В данной работе использовались общетеоретические (методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения) и практические методы (наблюдение, эксперимент).
База исследования. Исследования проводятся на базе МОУ ДО"Центр развития ребенка – д/с №345", общеразвивающего вида. Продолжительность исследования 2 месяца. Количество испытуемых 30 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использовать в своей деятельности как педагоги дошкольных учреждений, так и родители.
Деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности человеческого мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой1. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он "видит" цель своей деятельности, ее результат. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает "образ" того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выготский отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что воображение связано со способностью и необходимостью человека творить новое2. Исследователь Е.И. Игнатьев указывает, что основной признак процесса воображения заключается в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления. "Философская энциклопедия" определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
Исследователь Дж. Гилфорд понимает под воображение систему качественно различных факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора воображения:
1.Оригинальность –
2.Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;
3.Образная адаптивная
4.Семантическая спонтанная
Таким образом, можно отметить, что существуют разнообразные трактовки понятия "воображение". Различные исследователи отмечают отдельные его стороны, признаки.
Существуют несколько
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Образы творческого
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству "примысливается" целостная структура образа.
Имеется способ – аглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
Прием замещения – это замена одних элементов другими.
Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.
Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме4.
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, "кристаллизованное" воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.
Основная масса исследователей отмечает, что в дошкольный период начинается формирование личности ребенка. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Информация о работе Особенности воображения в дошкольном возрасте