Особенности детского восприятия и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 22:37, реферат

Краткое описание

«Восприятие – это процесс обнаружения, распознавания и интерпретации сенсорных стимулов».(с 181 2) Выглядывая в окно, ребенок видит определенное сочетание света, цвета и тени. Из этой мозаики он выбирает информацию, воспринимая не отдельные детали, а улицу, людей, машины, дома. Человеческое восприятие организует получение информации таким образом, что какая-то ее часть воспринимается, а какая-то игнорируется. Причем то, что игнорируется разнится от возраста, психологических и интеллектуальных особенностей людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (12).docx

— 24.84 Кб (Скачать файл)
  1. Особенности детского восприятия и психологии
  2. Образное мышление у детей

«Восприятие – это процесс обнаружения, распознавания и интерпретации сенсорных стимулов».(с 181 2) Выглядывая в окно, ребенок видит определенное сочетание света, цвета и тени. Из этой мозаики он выбирает информацию, воспринимая не отдельные детали, а улицу, людей, машины, дома. Человеческое восприятие организует получение информации таким образом, что какая-то ее часть воспринимается, а какая-то игнорируется. Причем то, что игнорируется разнится от возраста, психологических и интеллектуальных особенностей людей.

Неоспоримым является тот факт, что у детей с самого рождения до подросткового возраста преобладает визуально-образное мышление. С самых первых дней жизни ребенок реагирует на яркие вещи и игрушки, разглядывая с интересом ковры и другие примечательные предметы интерьера. Само по себе зарождения мультфильма как особого жанра кинематографии также свидетельствует об этом, потому как, помимо семантической наполненности языковых средств, главной отличительной чертой мультфильма является его форма – яркий, красочный и отличающийся от реальной жизни. Цель мультфильма – привлечь внимание, заинтересовать. Ребенка возможно заинтересовать лишь броскими и необычными для него вещами.

Многие авторы( 5, 6, 9) высказывали свое мнение по поводу эгоцентричного перцептивного мира маленького ребенка. Для детей характерно неумение видеть мир с точки зрения, отличной от его собственной. Посмотреть на себя «со стороны» в плане социальном, перцептивном и интеллектуальном для него одинаково трудно. Если ребенка просят сосчитать членов его семьи, себя он в это число попросту не включает, так как его исходная позиция лежит не «вне семьи», а «внутри нее».

Мы рассмотрели восприятие в раннем детстве с целью выяснить на этой основе характер детского представления о мире. Ему присущи негибкость, зависимость от мельчайших деталей, сосредоточенность на себе как на центре, его зависимость от действий и его отвлекаемость. «По-видимому, маленький ребенок, «создавший» перцептивный мир, уже не связанный прямо с действием, фиксирует внимание на внешней видимости вещей, которая сама бросается в глаза, а не на более глубоких структурах, базирующихся на неизменных свойствах объектов». (  с 211  )

В своей книге «  4   с 214» приводит в пример Наполеона, который утверждал, что человек, мыслящий образами, не способен командовать. Возможно Наполеон имел в виду лишь поверхностные свойства образов. Может быть правильно, что одна картина стоит тысячи слов, или «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наполеоновский образно мыслящий генерал походил бы на ребенка, над которым доминирует восприятие.

  1. Стадии интеллектуального развития ребенка

Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид, который не знает себя в качестве субъекта, не понимает своих собственных действий и приписывает реальности свои субъективные ощущения, даже не подозревая об этом. «Конструкция представления об окружающем мире, о реальности у ребенка в первые годы жизни состоит в переходе от одного состояние, где вещи центрированы вокруг «Я», которое управляет всем, не осознавая себя в качестве субъекта, в другое состояние, где «Я» занимает свое место в устойчивом мире и рассматривается как активный субъект среди других в этом мире». ( с 164 2) В этот период меняется отношение ребенка к вещам – происходит переход от эгоцентризма к объективности. Следует признать, что абсолютной объективности не существует в силу ряда причин. Субъективный опыт каждого человека определяет его собственную позицию, относительно которой он будет судить о вещах и событиях. Это и называется «точкой зрения», которая складывается из определенных понятий. По мере роста ребенка развивается его понятийный аппарат. Как отмечают авторы (2, стр 120) изменение системы понятий происходит, в основном, по трем направлениям. Во-первых, содержание понятия ребенка начинает соответствовать тому, что в это понятие вкладывают большинство взрослых людей. Так, например, ребенок может относить к понятию «конфета» любое кондитерское изделие. Примерно к пяти годам ребенок начинает понимать, что конфету отличает размер, форма, вкус. Во-вторых, с возрастом дети начинают лучше оперировать понятиями в уме. Например, трехлетнему ребенку гораздо труднее отличить понятия «день» и «час». Поэтому часто можно слышать вопрос из серии: «А час это больше чем день?»  В-третьих, с возрастом дети учатся описывать одни понятия через другие. Трехлетний ребенок не сможет объяснить, что такое любовь, хотя и будет понимать значение этого слова. В подростковом возрасте любой человек сможет дать вам развернутое определение, причем с легкостью отличая любовь от таких понятий как дружба, привязанность, верность и так далее. Система понятий динамична, она никогда не стоит на месте и развивается по мере того, как человек приобретает новый опыт.

  1. Роль воспитания и обучения в психическом развитии

Передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в особом процессе воспитания и обучения. Взрослые являются посредниками между ребенком и идеальными формами культуры. Процесс этого посредничества в широком смысле и является процессом обучения. Далеко не всегда этот процесс осуществляется организованно и целенаправленно. Очень часто обучение происходит стихийно: ребенок учится играть, говорить, рассуждать или слушать музыку, вовсе не подозревая, что он учится. Но во всех случаях он не просто действует с предметами или воспринимает сенсорные стимулы, но с помощью взрослого открывает для себя их человеческий смысл и тем самым приобщается к человеческому способу жизни.

Как отмечают многие авторы (1, 3, 6), одной из главных функций воспитания является социализация, то есть приобщение ребенка к окружающему миру и социуму. Социализация это своего рода познание законов человеческого общества о том, как все должно быть. Такие знания ребенок получает не только от родителей и воспитателей или учителей. Немаловажную роль здесь занимают игры, книги, телевидение, интернет.

  1. Эстетическое воспитание детей

Р. Кайл в своей работе высказал мысль о том, что современная ситуация в нашем обществе, культуре и науке обусловила переориентацию в предмете философского, психологического и педагогического знания с парадигмы «общество – личность» на парадигму «человек – человечество». Теперь ребенка как объект воспитания воспринимают как единство генетического и культурного, биологического и социального, а не только как личность – совокупность общественных отношений.

«В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении». (торшилова, морозова 8) Эстетическое образование необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Следует отметить, что и телевидение, в частности мультфильмы, также принимают участие как в воспитании и социализации детей, так и в развитии их эстетических принципов. Основным объектом нашего исследования выступает мультфильм, поэтому остановимся на его роли в воспитании поподробнее.

  1. Роль мультфильмов в воспитании детей

Герои мультфильмов также играть огромную роль в воспитании ребенка. Ведь герои мультиков для ребенка — главный авторитет (после родителей), своего рода пример для подражания, и как следствие мощное средство для воспитания. Любимые герои показывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Они будоражат воображение ребенка, учат его сопереживать другим, учат справедливости.

А. Белкин (2) сводит роль мультфильмов в воспитании ребенка к следующему:

Нравственное воспитание. В мультиках ребенок видит модели поведения. Он учится тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели. Многие мультики дают программу воспитания качеств настоящего человека. Они заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В мультиках со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить.

Эстетическое воспитание. В мультфильмах, как правило, показана красота природы, герои учат любить и беречь ее. Дети учатся ухаживать за животными и растениями. В мультипликационных фильмах показано, что если хорошо относиться к природе, то она угощает героев мультика вкусными фруктами, овощами и т.п.

Трудовое воспитание. Герои мультиков учат малыша помогать родителям, друзьям. Тот, кто ленится, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд – это полезное дело.

 

  1. Психология детского юмора

«Чувство юмора — способность человека относиться к происходящему с легкостью, делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%F3%E2%F1%F2%E2%EE_%FE%EC%EE%F0%E0)

Психологи-теоретики давно доказали, что степень развитости чувства юмора напрямую зависит от интеллектуальных показателей как у взрослых, так и у детей.

«Юмор, не зависимо от возраста его носителя, играет для него очень важную функцию и является своеобразным личностным маркером – человек может смеяться только над тем, что ему понятно, и что для него уже или еще не несет большого напряжения, но тем не менее актуально». (http://www.b17.ru/article/16806/ статья) Именно поэтому стоит различать детский юмор от юмора взрослых людей.

У детей трех-пяти лет значительная часть юмористического фольклора связана со способностями и навыками, которыми они овладели, но которые еще не воспринимаются как само разумеющееся действие. Дети с радостью сообщают окружающим об усвоенных ими навыками и подшучивают над теми, кто еще этот опыт только осваивает.

В целом же, закономерно, что у младших школьников и подростков чувство юмора приобретает более сложную форму и диапазон вещей его вызывающих существенно расширяется. Так их может рассмешить «то, чего на самом деле не случается». (4, с 47)

Это может быть ситуация, когда взрослый начинает вести себя намеренно глупо и, например, искать на новогоднем утреннике мешок с подарками под котелком одного из мальчиков в гусарской форме. Конечно, дети уже понимают, что действия эти создаются для комичности ситуации, но, вместе с тем, им греет душу то, что они тоже могут быть умнее взрослых, и, что очевидно, уж они-то точно искали бы подарки в другом месте. Подобные шутки, когда родители или учителя намеренно дают детям возможность на какое-то время превзойти их в интеллектуальном или физическом плане, помогают ребенку чувствовать себя самостоятельной личностью, что-то понимающим и умеющим в этом мире, а не только зависящим от воли взрослого маленьким ребенком.

Также детей может веселить чье-то неправильное поведение или несоответствие увиденного общепринятым нормам. Товарищ, который мастерски корчит рожицы, выглядит для них одновременно и смешным, и ярким примером того, каким быть лицо не должно. То есть это позволяет «усваивать эталоны и модели ожидаемого со стороны взрослых поведения, а с другой стороны показывает, что эти модели не единственные – расширяется представление об окружающем мире». (2, с 99)

Чувство юмора неразрывно связано и с ситуациями, где детям приходится проверять свои способности и возможности. В качестве примера А. Белкин приводит проверку на храбрость – «если получится не просто стащить газету у заснувшего в сквере дедушки, но еще при этом, отбежав на безопасное расстояние, радостно расхохотаться – для тебя это точно как раз плюнуть, и ничего тебе не страшно». (5, стр 142) Подобного рода шалости характерны для младших школьников и младшего подросткового возраста. На данном этапе – это важная часть в социализации ребенка.

Некоторые авторы (1,9) отмечают, что «развивать чувство юмора можно и нужно, используя качественную детскую литературу, видеофильмы и мультфильмы».

 


Информация о работе Особенности детского восприятия и психологии