Особенности детской психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Исследование детской психологии как науки о психическом развитии ребенка.
Задачи:
- исследовать основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка;
- рассмотреть особенности детской психологии как науки;
- проанализировать методы детской психологии.

Содержание

Введение. 3
1. Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка. 5
1.1Детская психология – наука о психическом развитии ребенка. 5
1.2Детская психология в системе наук. 7
2. Особенности детской психологии как науки. 12
2.1 Предмет детской психологии. 12
2.2 Методы детской психологии. 16
Заключение. 26
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Детская психология как наука.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание

    Введение.                                                                                                              3

1. Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка.                                                                                                                     5

1.1Детская психология – наука о психическом развитии ребенка.                 5

1.2Детская психология в системе наук.                                                                7

2. Особенности детской психологии как науки.                                                 12

2.1 Предмет детской психологии.                                                                       12

2.2 Методы детской психологии.                                                                         16

Заключение.                                                                                                            26

Список  использованной литературы.                                                                28 
 

 

     Введение 

     Издревле  люди задумывались, о том, что такое  человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного  строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или  с растением, предметом и наделял  этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами, после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжительное время, но затем, когда продвигаются в перед естественные науки, приходит понимание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемой психологической реальности, и осознание процессов психики, и уже в конце прошлого - нынешнем веке появляется научное описание психики человека и научное понимание протекающих в организме и разуме процессов. [1,c.658]

     Детская психология возникает с простого описания симптомов возникновения  и дальнейшего развития различных  психических процессов у детей.

     Детская психология - это одна из фундаментальных  психологических дисциплин, поскольку  она исследует возникновение, становление  и основные этапы развития деятельности, сознания и личности в детский  период жизни, а они, как известно, являются главными составляющими человеческой психики.

     Детская психология изучает личность и поведение  детей, обычно с того момента, как  родители дают жизнь ребенку, и до достижения им половой зрелости. В  прошлом детская психология имела  отношение и к нормальному, и к аномальному поведению, и за свою историю вобрала в себя как различные теории, так и результаты исследований в области развития, воспитания и обучения детей, а так же в сфере детской психотерапии и консультирования.[1,c.15]

     Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания - появились более демократические семьи. Задача понимания ребенка стала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно - только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

     Актуальность: Изучение детской психологии очень значимо в наше время, ее необходимо знать педагогам и воспитателям для того чтобы разбираться в психологии детей, уметь видеть в них личность, различать их характер и темперамент.

     Цель: Исследование детской психологии как науки о психическом развитии ребенка.

     Задачи:

     - исследовать основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка;

     - рассмотреть особенности детской психологии как науки;

     - проанализировать методы детской психологии.

     Предмет: Индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.

     Объект: В детской психологии это детская психика, которая требует особого изучения и внимания    
 
 
 

     Глава 1 Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка

     1.1 Детская психология - наука о психическом развитии ребенка 

     Детство - период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Ни в каком другом возрасте человек не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет жизни он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками, взглядами. Именно в эти годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, говорить, думать, общаться, воображать и пр. Этот огромный путь психического развития ребенка и является основным предметом детской психологии.

     Скорость  появления новых качеств ребенка  впечатляет взрослых. Постоянное движение ребенка вперед, возникновение все новых форм его самостоятельности и самодеятельности характеризуется фактами, присущими детскому развитию. Этими фактами и оперирует детская психология.

     Долгое  время ребенка рассматривали  как маленького взрослого: он многого  не знает, не умеет, не понимает. Он не может организовывать и контролировать себя, не может рассуждать, выполнять свои обещания и пр. Можно еще долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем, откуда возникают его способности, качества, поступки. Можно перечислить множество занятий, которые дети могут делать лучше, чем взрослые. Они могут часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в разные персонажи, страдать за судьбу бездомного котенка и пр. Все это обычно недоступно взрослому человеку. Поэтому важно искать не то, что дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, т.е. специфику их внутренней душевной жизни.

     Основная  трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь находится в постоянном развитии, и чем младше ребенок, тем более интенсивно происходит это развитие. Он не только растет, но и развивается. Понятия «рост» и «развитие» следует различать.[1,c.25]

     Рост  - это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции. Увеличиваются вес и рост ребенка, он все лучше действует с предметами, говорит, ходит и пр. Это количественное накопление. Если мы будем рассматривать ребенка как неполноценного взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям - т.е. к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового не образуется.

     В отличие от этого, развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками, а сегодня тянется к ним и постоянно требует их от взрослого. Раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т.е. изменилась структура его психических процессов. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие «забегают вперед» [1, c. 53].

     Несмотря  на различия, которые, безусловно, существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3-4 месяца все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, а около двух лет начинают говорить и пр. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в их психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин - важнейшая задача детской психологии [2, c. 7].

     Все дети проходят в своем развитии определенные стадии или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача – описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе. 

     1.2 Детская психология в системе наук 

     Детская психология - наука относительно молодая. Она зародилась в конце XIX в., и ее началом принято считать появление книги ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер приводит записи ежедневных наблюдений за развитием собственного сына. Несмотря на явную биологическую ориентацию этих наблюдений, Прейер впервые осуществил объективное исследование психики ребенка, поэтому он традиционно считается основателем детской психологии [3, c. 44].

     На  протяжении XX в. детская психология развивалась достаточно бурно и  интенсивно. Однако, выделившись в  отдельную область знаний, она имеет прочные связи с другими науками. Рассмотрим место детской психологии в системе других наук.

     Изучение  психического развития ребенка возможно только при определенных общих представлениях о том, что такое человек и  в чем состоят его сущностные характеристики. Такие представления  дает философия. Можно напомнить, что психология первоначально возникла в рамках философии и долгое время существовала как ее составная часть. В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область знания и сама разделилась на множество отдельных дисциплин. Но все же каждый ученый, пытающийся изучать человека, хочет он того или нет, обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущности человека. Поэтому философия, или философская антропология, является фундаментом психологии вообще и детской психологии в частности. С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являются центральными для философов, конкретно и детально разрабатываются в детской психологии. Многие известные философы (В.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов и др.) постоянно обращались к материалам детской психологии и во многом строили на них свои философские концепции. Поэтому можно сказать, что детская психология, с одной стороны, опирается на философию, а с другой - дает ей необходимый эмпирический материал.

     Психология  современного человека, в том числе  и ребенка, коренным образом отличается от психологии человека средних веков  или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным развитием человечества, филогенезом, занимаются другие науки - история, культурология, антропология. Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза. Детскому психологу необходимо учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие. Вместе с тем онтогенетическое развитие имеет свои глубоко специфические закономерности [4, c. 6].

     Качественные  изменения в психической жизни, т.е. развитие, происходит не только в детстве, но и на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление новых потребностей и новых форм деятельности. Все эти изменения имеют свои психологические механизмы и закономерности. Они составляют предмет особой научной дисциплины - психологии развития, или генетической психологии. Конечно, детская и генетическая психологии имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффективно психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология в основном строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психологии. В свою очередь, детская психология использует закономерности психического развития человека, открытые в психологии развития. Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ребенком на протяжении детства [5, c. 92].

     Детская психология опирается на понятия  и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жизни ребенка, как деятельность, психические процессы, личность и др., стало возможным благодаря тому, что эти аспекты были выделены и описаны в общей психологии. Вместе с тем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психической жизни взрослого нельзя понять без анализа их происхождения. Психика взрослого человека очень сложна, в ней одновременно существует в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно без обращения к их генезису. Детская психология в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начинается, и все процессы зарождения новых форм деятельности, сознания, мышления можно проследить в открытом, развернутом виде. Поэтому детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить становление сложнейших форм психической жизни взрослого человека.

Информация о работе Особенности детской психологии как науки