Особенности зависимости от компьютерных игр у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - зависимость от компьютерных игр.
Предмет исследования - особенности способов коррекции от компьютерных игр у подростков
Целью данной работы является выявление формирования причин появления и развития зависимости от компьютерных игр
Задачи работы:
Рассмотреть понятие зависимости от компьютерных игр.
Охарактеризовать причины и особенности зависимости от компьютерных игр.
Провести эмпирическое исследование и на его основе найти способы коррекции зависимости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I……………………………………………………………………………..5
1.1 Что такое игровая зависимость………………………………….………...5
1.2 Формирование зависимости от компьютерных игр………….……..…..8
1.3 Причины зависимости от компьютерных игр………………………....11
Вывод по Главе I………………………………………………………………..17
Глава II…………………………………………………………………………..18
2.1 Практическая часть………………………………………..………………18
2.2 Психологические способы коррекции зависимости от компьютерных игр………………………………………………………………………………...22
Вывод по Главе II………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_ROSSIJSKOJ_FED.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Калужский государственный университет  им. К.Э.Циолковского

Факультет психологии

 

Курсовая работа

ТЕМА:

Особенности зависимости от компьютерных игр

у подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Посыпанова Ольга Сергеевна

Студент: Лебедев Илья

Курс 2, группа 21

 

 

 

 

 

                                              Калуга 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I……………………………………………………………………………..5

1.1 Что такое игровая зависимость………………………………….………...5

1.2 Формирование зависимости от компьютерных игр………….……..…..8

1.3 Причины зависимости от компьютерных игр………………………....11

Вывод по Главе I………………………………………………………………..17

Глава II…………………………………………………………………………..18

2.1 Практическая часть………………………………………..………………18

2.2 Психологические способы коррекции зависимости от компьютерных игр………………………………………………………………………………...22

Вывод по Главе II………………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………...28

Список литературы…………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной работы обусловлена тем, что сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. На сегодняшний день в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от английского «game» — игра).

Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное — на удовлетворение потребности в игре на компьютере.

  Объект исследования -  зависимость от компьютерных игр.

          Предмет исследования - особенности способов коррекции от компьютерных игр у подростков  

          Целью данной работы является выявление формирования причин появления и развития зависимости от компьютерных игр

          Задачи работы:

  1. Рассмотреть понятие зависимости от компьютерных игр.
  2. Охарактеризовать причины и особенности зависимости от компьютерных игр.
  3. Провести эмпирическое исследование и на его основе найти способы коррекции зависимости.

           

          Практическая значимость данной работы, состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в деятельности психолога в сфере психокоррекции, поскольку позволяют раскрыть не только возможные причины зависимости от компьютерных игр, но и эффективные способы борьбы с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

1.1 Что такое игровая зависимость и ее выявление

 

 Игровая зависимость  — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

 Впервые эта зависимость была описана в 1995 году доктором Иваном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами.

В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны согласно выбранному критерию зависимыми. Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности.[25]

В России данный феномен с 2005-го года изучают психологи-гностики проекта "OmegaGnosis XXI"

 

Для нашего времени данная проблема приобретает все большую актуальность. По мнению Сергея Анатольевича Шапкина и Ольги Сергеевны Мартыновой, зависимость от компьютерных игр в большей степени определяется не полом или родом занятия человека, а определенным складом личности. В реальной жизни игроманы испытывают серьезные проблемы в общении с другими людьми, эти люди неуверенные в себе, со сниженной самооценкой. Внутреннее одиночество и стремление к утверждению себя становятся мостом в виртуальную реальность. Уход в виртуальную реальность - легкий способ решения проблемы, и часто иллюзорный. Еще одной причиной возможного втягивания в виртуальную реальность может являться непереносимая обстановка в семье, на работе. И опять человек сбегает от реальности в игру.

Также к причинам возникновения компьютерной игромании можно отнести азартность человека, высокую возбудимость нервной системы, слабость волевых процессов.[3;10]

Наиболее опасными ситуациями для возникновения компьютерной игромании являются возрастные кризисы, особенно подростковый. Поэтому подростков-игроманов больше, чем взрослых. Основной задачей подросткового возраста является эмоциональное отделение от родителей и наработка нового социального опыта, социальных ролей. Поэтому Интернет для подростка становиться территорией, на которую доступ взрослому запрещен или ограничен. Компьютерные игры предлагают широкий спектр ролей, которые можно безопасно примерить на себя. В реальной жизни получать новый опыта не всегда приятно, можно испытать боль, обиду, разочарование, нужно учиться находить компромисс другими, конструктивно отстаивать свою точку зрения. Т.е вкладывать свои силы, душевные и физические.

 

В 2003-2004 Кулаков и Фридман выявили признаки по которым, можно обнаружить зависимость[11;8]:

Психологические признаки:

  • Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или при ожидании оного
  • Перестановка жизненных приоритетов в пользу компьютера
  • Отсутствие контроля над временем, проводимым за играми
  • Желание увеличивать время, проводимое в игре
  • Появление чувства раздражения, гнева, либо пустоты, депрессии при отсутствии возможности поиграть или попытках оторвать от игры
  • Возникновение проблем в общении с близкими, в школе или на работе

Физические признаки:

  • Сухость глаз
  • Неряшливость
  • Отсутствие аппетита
  • Нарушение сна
  • Нарушение зрения
  • Снижение иммунитета
  • Головные боли
  • Повышенная утомляемость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формирование зависимости от компьютерных игр:

Проблемы формирования засимости от компьтерных игр, рассматривали в в своих работах Иванов Михаил Федорович и Коссрецкая Виктория Сергеевна.[5;7]

Они выделили следующие стадии формирования данной зависимости:

 

1. Стадия легкой увлеченности.

После того как подросток впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Подросток начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность, теперь все в его руках. Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребенок и даже подросток, к сожалению, этого не осознает.

Однако эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.

 

2. Стадия увлеченности.

Для перехода на эту стадию необходимо появление у подростка новой потребности — потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если подросток не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

 

3. Стадия зависимости.

Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере подростка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости подросток поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику подростка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.

 

4. Стадия привязанности.

Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.

 

 

 

 

1.3 Причины зависимости от компьютерных игр:

Прежде чем рассматривать способы коррекции надо более подробно разобрать истоки проблемы:

 

1) Соициально-психологический аспект формирования был рассмотрен Юдиным Владимиром Дмитриевичем. Он выделил следующие особенности данного аспекта:

-) Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.

-) Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

-) Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

-) Наличие тяжелого заболевания или инвалидности, не позволяющий полноценных контактов с окружающим миром.

-) Неуверенность в себе, невозможность реализовать себя в повседневной жизни и своем кругу общения.

-) Подверженность влиянию большинства, желание следовать моде большинства.

 

2) Также одной из главных причин зависимости, можно назвать жанровое отношение игры. Данная причина была выделена Раковым Станиславом Васильевичем:

I. Ролевые компьютерные  игры. Основная их особенность — наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени «глубины» психологической зависимости.  
 

Информация о работе Особенности зависимости от компьютерных игр у подростков