Особенности изменения личностных отношений подростков под воздействием рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:01, реферат

Краткое описание

Рекламу по праву считают одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. В условиях социокультурной трансформации казахстанского общества изучение рекламы с точки зрения психологии приобретает все большое значение, так как сегодня реклама становится частью повседневной общедоступной культуры, информационной составляющей коммуникационных процессов и выступает одним из показателей развития общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности изменения личностных отношений подростков под воздействием рекламы.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Особенности изменения  личностных отношений подростков под воздействием рекламы 
 
Рекламу по праву считают одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. В условиях социокультурной трансформации казахстанского общества изучение рекламы с точки зрения психологии приобретает все большое значение, так как сегодня реклама становится частью повседневной общедоступной культуры, информационной составляющей коммуникационных процессов и выступает одним из показателей развития общества. При этом реклама постоянно выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений.

Особенно сильное влияние реклама  в средствах массовой информации оказывает в последнее десятилетие на формирование системы ценности подростков, что порождает ряд проблем, которые нашли отражение в подростково-молодежной среде в виде различных девиаций: наркомании, алкоголизме, ранней проституции, венерических и психоневрологических заболеваний, резкому ухудшению состояния физического и нравственного здоровья подрастающего поколения. При этом среди методов психологического воздействия рекламы на подростков в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние оказывают психологическое заражение, подражание, внушение, т.к. с точки зрения психологической защиты подростки по сравнению с взрослыми еще не в состоянии противопоставлять воздействию собственные установки, взгляды, волевые и нравственные критерии.

В психолого-педагогической науке проблема воздействия рекламы на человека, включая детей и подростков, разрабатывалась Н.Н. Авдеевой, А.К. Боковиковым, Л.Ю. Гермогеновой, Г.М. Зараковским, В.Г. Зазыкиным, С.Г. Кара-Мурзой, А.Н. Лебедевым, Н.А. Лещук, Р.И. Мокшанцевым, Д.Я. Райгородским, Г.М. Розиным, О.С. Савельевой, Г.А. Смолян, Н.А. Фоминых и другими, однако специальных исследований изучения воздействия рекламы на эмоционально-волевую сферу подростка практически не проводилось.

На сегодняшний день в науке сложилось противоречие между растущим негативным влиянием рекламы на развитие личности подростков и недостаточной разработанностью психолого-педагогических технологий коррекции влияния рекламы на эмоционально-волевую сферу подростка.

В связи с этим проблема исследования заключается в том, чтобы выяснить каковы возможности психолого-педагогической коррекции влияния рекламы на эмоционально-волевую сферу личности подростков в условиях общеобразовательного учреждения. Реклама товаров и услуг в средствах массовой информации способна как положительно, так и отрицательно влиять на личностные отношения подростков, изменяя компоненты этих отношений. Под личностными отношениями мы понимаем отношения, отражающие личностные черты характера, личностную направленность, в которых проявляется личностная позиция. Психологи, педагоги, родители должны знать и уметь влиять на способности подростков защититься от воздействия рекламы, способствовать формированию объективного отношения школьников 12-17 лет к ней. С этой целью необходимо разработать психокоррекционную программу по формированию объективного отношения к рекламе и актуализации защитных механизмов подростков от манипулятивного воздействия рекламы.

 

Цель исследования: изучить изменение  личностных отношений-подростков 12-17 лет  под воздействием рекламы.

Объект исследования: особенности  личностных отношений подростков.

 Гипотеза исследования: реализация  специально организованной программы  психолого-педагогической коррекции  способна снизить влияние рекламы  на эмоционально-волевую сферу личности подростков. В исследовании выдвинуты следующие гипотезы:

1. Современная реклама в средствах  массовой информации может оказывать  неоднозначное влияние на личностные  отношения подростков; изменяя содержание  их компонентов.

2. Специально организованная целенаправленная психолого-педагогическая поддержка осознанного восприятия рекламы может способствовать позитивному становлению личностных отношений подростков.

 

 В соответствии с целью  и гипотезой исследования в  выпускной квалификационной работе  определены следующие задачи:

 1. Изучить особенности воздействия рекламы на личностные отношения и их компоненты у подростков 12-17 лет.

2. Описать специфику возрастной динамики личностных отношений подростков 12-17 лет (седьмой, восьмой, девятый, десятый классы) под воздействием рекламы.

3. Разработать и апробировать психокоррекционную программу по формированию объективного отношения и актуализации защитных механизмов к рекламному воздействию у подростков 12-17 лет.

4. Выявить изменения личностных отношений и их компонентов у подростков под воздействием рекламы после внедрения психокоррекционной программы.

 

В исследовании стояла задача определить особенности изменения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов  личностных отношений подростков 12-17 лет и выявить возрастную динамику этих изменений.

Исследование, опиралось на теорию личностных отношений В.Н. Мясищева. Было выделено три основных компонента личностных отношений: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе. Познавательный компонент способствует восприятию и оценке, пониманию, объяснению, осознанию объектов действительности, среды, среды и самого себя. Поведенческий компонент способствует осуществлению выбора стратегии поведения личности по отношению к значимым, ценным для нее объектам среды, людям и самому себе.

В проведенном исследовании подростковый возраст рассматривается как важный период в развитии личности взрослого человека. От того, какие изменения произойдут в этот возрастной период, будет во многом зависеть жизненный сценарий человека: благоприятный или неблагоприятный. В подростковом возрасте формируются такие важные новообразования как «чувства взрослости», социального сознания, самосознания, самоопределение и т.д. Помимо этого данный возрастной период характеризуется; повышенной внушаемостью и комформностью, недостаточным уровнем развития критического мышления и способности к рассуждениям, сложными и неоднозначными отношениями с взрослыми и т.д.

В работе установлено, что, несмотря на обилие и: разнообразие определений рекламы, на сегодняшний день отсутствует акцентуациям в существующих дефинициях на само понятие рекламы, ее функциональность, цель и основные; способы деятельности в рамках психолого-педагогической деятельности; Современная реклама очень тесно соседствует с, понятием манипуляция.

В-результате теоретического анализа определено; что в последнее время реклама играет роль не столько информатора; оповестителя, как это было на протяжении многих веков; развития; рекламного дела; а становится; диктатором, который; стремится к- стереотипизации поведения, формирует морально-нравственные; нормы, поведения; расходящиеся с общепринятыми, изменяет традиционную ^ картину мира; навязывает нёобходимую систему определенных, стандартов; точку отчета жизненных ценностей, мировоззренческих идейипредставлений:

В результате выявлено; что реклама: способна повлиять на, восприятие подростками; рекламной; информации; и вызвать психогенные нарушения поведения, общения, сознания, восприятия себя и окружающей действительности, то есть личностные: отношения подростков; их. эмоциональную,- когнитивную и поведенческие сферы, действительности:: В? ходе проведенного эксперимента' установлено, что под воздействием1 рекламы, эмоциональный, компонент личностных отношений; подростков!; менее всего подвержен изменениям: Для* подростков;-12-17 лет характерно позитивное эмоциональное отношение к рекламе. Выявлено, что изменения под действием рекламы когнитивного компонента личностных отношений носит амбивалентный характер. С одной; стороны, негативное отношение к рекламе, недоверие к получаемой: из нее информации, отрицание необходимости ее существования, определение ее отрицательного значения в жизни человека, признание наличия определенного воздействия на психику и поведение человека, которое способно повлиять на все его функционирование в целом, выявление скрытой способности формировать установки и ценностные ориентации, признание отрицательного характера влияния на человека и осознание несовместимости «идеальной» и «реально существующей» рекламы. С другой стороны, выявлен повышенный уровень слуховой внушаемости, подсознательное позитивное отношение к рекламе, признание функциональности современной российской рекламы, ее информативности и полезности, положительное отношение к ее героям, стремление быть похожими-на них, скопировать не только их внешний вид, но и стиль поведения, ценностные ориентации, психологическую структуру личности.

Проведенное исследование позволило установить, что изменение поведенческого компонента личностных отношений подростков < под воздействием рекламы носит амбивалентный характер. С одной стороны, признание- негативных характеристик рекламного героя, стремление продемонстрировать свою с ним непохожесть, различия в ценностных ориентациях личности. С другой, схожесть стереотипов психической активности личности, которые являются доминантами личностных отношений, идеализированное представление о герое рекламы, на фоне критичного отношения к себе.

Выявлена специфика возрастной динамики личностных отношений подростков 12-17 лет под воздействием рекламы. Установлено, что с возрастом  у школьников улучшается отношение  к рекламе, признается информационный характер ее существования, увеличивается степень доверия к ней, увеличивается осознание ее полезности и функциональности. Чем старше школьники, тем больше они обладают знаниями о способах воздействия в рекламе, тем сознательнее их представления о последствиях данного влияния.

Экспериментальные и эмпирические данные, полученные в исследовании, позволили разработать психокоррекционную программу, направленную на формирование критического отношения, защитных механизмов от манипулятивного воздействия и адекватного восприятия рекламы, на ознакомление со способами воздействия на потребителя.

Программа формирования психологической  устойчивости к влиянию рекламы  на поведенческую сферу подростков основана на принципе единства психодиагностики и психокоррекции, принципе системности, деятельностном подходе, принципе учета индивидуальных особенностей, принципе комплексности методов психологического воздействия.

Цели программы:

• формирование объективного отношения  к современной рекламе;

• формирование психологической устойчивости к влиянию рекламы на личностные отношения подростков;

• воспитание адекватного восприятия школьниками современной рекламы;

• ознакомление со способами воздействия  на потребителя и формирование защитных механизмов от манипулятивного воздействия.

Задачи программы.

• повысить уровень критического мышления к рекламе посредством  развития умения выявить и противостоять  манипулятивным приемам в рекламе;

• повысить устойчивость эмоциональных  процессов посредством выработки у подростков навыков эмоциональной разрядки, развития навыков по преодолению эмоционального возбуждения, с заменой моторных импульсивных реакций на речевые;

• повышение уровня слуховой внушаемости, развитие интеллектуальных способностей (анализ поступающей информации, сомнения, поиск правильного решения);

• развитие самоконтроля и произвольной регуляции;

• формирование критического, абстрактно-логического  и творческого мышления, развитие логики, памяти, внимания и наблюдательности.

В психологической работе использовались как прямое воздействие на подростков (уроки, беседы, консультации и т.д.), так и косвенные (игры, тренинги, дебаты, родительские собрания, рекомендации по работе учителей).

По результатам исследования был  проведен формирующий эксперимент с группой подростков 12-17 лет, в количестве 48человек, в состав которых входили 9семиклассников, 7 восьмиклассников, 15 девятиклассников, 20 десятиклассников, который показал, что направленное воздействие на формирование критического отношения, защитных механизмов от манипулятивного воздействия и адекватного восприятия рекламы, на ознакомление со способами воздействия на потребителя помогает снизить последствия воздействия рекламы на эмоциональный, когнитивный и поведенческие компоненты личностных отношений подростков.

Под влиянием психокоррекционной программы произошли изменения в когнитивном и поведенческом компонентах личностных отношений подростков 12-17 лет. Эмоциональный компонент личностных отношений подростков остался практически без изменений: у школьники осталось позитивное отношение к рекламе. Изменения когнитивного компонента заключаются в следующем: подростки стали внимательнее относится к поступающей им информации и критичнее по отношению к шаблонам и установкам, научились задавать вопросы и проводить внутренний анализ перед тем, как принять соответствующее решение. Наибольшие изменения произошли в поведенческом компоненте: изменились предпочитаемые стереотипы поведения психической активности, которые являются детерминантами потребительского поведения. В результате проведенной психокоррекционной программы снизилось критическое отношение у школьников, и появились логические рассуждения о смысле, роли, функциях, приемах психологического воздействия в предложенной рекламе.

- Разработаны психолого-педагогические, рекомендации психологам, учителям, воспитателям, родителям по формированию у подростков объективного отношения, актуализации защитных механизмов от манипулятивного воздействия рекламы, на ознакомление со способами воздействия на потребителя.

 

Проведенный: теоретический анализ проблемы воздействия рекламы на личностные отношения; подростка и  эмпирическое исследование по данной проблеме позволили сделать следующие  выводы-.

1. В зарубежной психологии понятие  «отношение» рассматривается с точки зрения динамических характеристик, сводится к описанию мотивационных процессов, преувеличивая роль организации личности человека. В отечественной психологии вопрос отношений разрабатывается с позиции субъектно-личностных; контактов с окружающей; действительностью.

2. В.Н. Мясищев выделяет три основных компонента личностных отношений: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе. Познавательный, компонент способствует восприятию и оценке, пониманию, объяснению, осознанию объектов действительности, среды, среды и самого себя. Поведенческий, компонент способствует осуществлению выбора стратегии поведения* личности по отношению к значимым, ценным для нее объектам среды, людям и самому себе.

Информация о работе Особенности изменения личностных отношений подростков под воздействием рекламы