Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:01, реферат
Рекламу по праву считают одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. В условиях социокультурной трансформации казахстанского общества изучение рекламы с точки зрения психологии приобретает все большое значение, так как сегодня реклама становится частью повседневной общедоступной культуры, информационной составляющей коммуникационных процессов и выступает одним из показателей развития общества.
Особенности изменения
личностных отношений подростков под воздействием рекламы
Рекламу по праву считают одним из
мощнейших средств воздействия на массовое
сознание. В условиях социокультурной
трансформации казахстанского общества
изучение рекламы с точки зрения психологии
приобретает все большое значение, так
как сегодня реклама становится частью
повседневной общедоступной культуры,
информационной составляющей коммуникационных
процессов и выступает одним из показателей
развития общества. При этом реклама постоянно
выходит за рамки коммерческих интересов
и навязывает потребителям систему определенных
стандартов, точку отсчета жизненных ценностей,
мировоззренческих идей и представлений.
Особенно сильное влияние
В психолого-педагогической науке проблема воздействия рекламы на человека, включая детей и подростков, разрабатывалась Н.Н. Авдеевой, А.К. Боковиковым, Л.Ю. Гермогеновой, Г.М. Зараковским, В.Г. Зазыкиным, С.Г. Кара-Мурзой, А.Н. Лебедевым, Н.А. Лещук, Р.И. Мокшанцевым, Д.Я. Райгородским, Г.М. Розиным, О.С. Савельевой, Г.А. Смолян, Н.А. Фоминых и другими, однако специальных исследований изучения воздействия рекламы на эмоционально-волевую сферу подростка практически не проводилось.
На сегодняшний день в науке сложилось противоречие между растущим негативным влиянием рекламы на развитие личности подростков и недостаточной разработанностью психолого-педагогических технологий коррекции влияния рекламы на эмоционально-волевую сферу подростка.
В связи с этим проблема исследования
заключается в том, чтобы выяснить каковы
возможности психолого-педагогической
коррекции влияния рекламы на эмоционально-волевую
сферу личности подростков в условиях
общеобразовательного учреждения. Реклама
товаров и услуг в средствах массовой
информации способна как положительно,
так и отрицательно влиять на личностные
отношения подростков, изменяя компоненты
этих отношений. Под личностными отношениями
мы понимаем отношения, отражающие личностные
черты характера, личностную направленность,
в которых проявляется личностная позиция. Психологи,
педагоги, родители должны знать и уметь
влиять на способности подростков защититься
от воздействия рекламы, способствовать
формированию объективного отношения
школьников 12-17 лет к ней. С этой целью
необходимо разработать психокоррекционную
Цель исследования: изучить изменение личностных отношений-подростков 12-17 лет под воздействием рекламы.
Объект исследования: особенности личностных отношений подростков.
Гипотеза исследования: реализация
специально организованной
1. Современная реклама в
2. Специально организованная целенаправленная психолого-педагогическая поддержка осознанного восприятия рекламы может способствовать позитивному становлению личностных отношений подростков.
В соответствии с целью
и гипотезой исследования в
выпускной квалификационной
1. Изучить особенности воздействия рекламы на личностные отношения и их компоненты у подростков 12-17 лет.
2. Описать специфику возрастной динамики личностных отношений подростков 12-17 лет (седьмой, восьмой, девятый, десятый классы) под воздействием рекламы.
3. Разработать и апробировать психокоррекционную программу по формированию объективного отношения и актуализации защитных механизмов к рекламному воздействию у подростков 12-17 лет.
4. Выявить изменения личностных отношений
и их компонентов у подростков под воздействием
рекламы после внедрения психокоррекционной п
В исследовании стояла задача определить
особенности изменения
Исследование, опиралось на теорию личностных отношений В.Н. Мясищева. Было выделено три основных компонента личностных отношений: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе. Познавательный компонент способствует восприятию и оценке, пониманию, объяснению, осознанию объектов действительности, среды, среды и самого себя. Поведенческий компонент способствует осуществлению выбора стратегии поведения личности по отношению к значимым, ценным для нее объектам среды, людям и самому себе.
В проведенном исследовании подростковый возраст рассматривается как важный период в развитии личности взрослого человека. От того, какие изменения произойдут в этот возрастной период, будет во многом зависеть жизненный сценарий человека: благоприятный или неблагоприятный. В подростковом возрасте формируются такие важные новообразования как «чувства взрослости», социального сознания, самосознания, самоопределение и т.д. Помимо этого данный возрастной период характеризуется; повышенной внушаемостью и комформностью, недостаточным уровнем развития критического мышления и способности к рассуждениям, сложными и неоднозначными отношениями с взрослыми и т.д.
В работе установлено, что, несмотря на обилие и: разнообразие определений рекламы, на сегодняшний день отсутствует акцентуациям в существующих дефинициях на само понятие рекламы, ее функциональность, цель и основные; способы деятельности в рамках психолого-педагогической деятельности; Современная реклама очень тесно соседствует с, понятием манипуляция.
В-результате теоретического анализа определено; что в последнее время реклама играет роль не столько информатора; оповестителя, как это было на протяжении многих веков; развития; рекламного дела; а становится; диктатором, который; стремится к- стереотипизации поведения, формирует морально-нравственные; нормы, поведения; расходящиеся с общепринятыми, изменяет традиционную ^ картину мира; навязывает нёобходимую систему определенных, стандартов; точку отчета жизненных ценностей, мировоззренческих идейипредставлений:
В результате выявлено; что реклама: способна повлиять на, восприятие подростками; рекламной; информации; и вызвать психогенные нарушения поведения, общения, сознания, восприятия себя и окружающей действительности, то есть личностные: отношения подростков; их. эмоциональную,- когнитивную и поведенческие сферы, действительности:: В? ходе проведенного эксперимента' установлено, что под воздействием1 рекламы, эмоциональный, компонент личностных отношений; подростков!; менее всего подвержен изменениям: Для* подростков;-12-17 лет характерно позитивное эмоциональное отношение к рекламе. Выявлено, что изменения под действием рекламы когнитивного компонента личностных отношений носит амбивалентный характер. С одной; стороны, негативное отношение к рекламе, недоверие к получаемой: из нее информации, отрицание необходимости ее существования, определение ее отрицательного значения в жизни человека, признание наличия определенного воздействия на психику и поведение человека, которое способно повлиять на все его функционирование в целом, выявление скрытой способности формировать установки и ценностные ориентации, признание отрицательного характера влияния на человека и осознание несовместимости «идеальной» и «реально существующей» рекламы. С другой стороны, выявлен повышенный уровень слуховой внушаемости, подсознательное позитивное отношение к рекламе, признание функциональности современной российской рекламы, ее информативности и полезности, положительное отношение к ее героям, стремление быть похожими-на них, скопировать не только их внешний вид, но и стиль поведения, ценностные ориентации, психологическую структуру личности.
Проведенное исследование позволило установить, что изменение поведенческого компонента личностных отношений подростков < под воздействием рекламы носит амбивалентный характер. С одной стороны, признание- негативных характеристик рекламного героя, стремление продемонстрировать свою с ним непохожесть, различия в ценностных ориентациях личности. С другой, схожесть стереотипов психической активности личности, которые являются доминантами личностных отношений, идеализированное представление о герое рекламы, на фоне критичного отношения к себе.
Выявлена специфика возрастной динамики личностных отношений подростков 12-17 лет под воздействием рекламы. Установлено, что с возрастом у школьников улучшается отношение к рекламе, признается информационный характер ее существования, увеличивается степень доверия к ней, увеличивается осознание ее полезности и функциональности. Чем старше школьники, тем больше они обладают знаниями о способах воздействия в рекламе, тем сознательнее их представления о последствиях данного влияния.
Экспериментальные и эмпирические
данные, полученные в исследовании, позволили
разработать психокоррекционную
Программа формирования психологической устойчивости к влиянию рекламы на поведенческую сферу подростков основана на принципе единства психодиагностики и психокоррекции, принципе системности, деятельностном подходе, принципе учета индивидуальных особенностей, принципе комплексности методов психологического воздействия.
Цели программы:
• формирование объективного отношения к современной рекламе;
• формирование психологической устойчивости к влиянию рекламы на личностные отношения подростков;
• воспитание адекватного восприятия
школьниками современной
• ознакомление со способами воздействия на потребителя и формирование защитных механизмов от манипулятивного воздействия.
Задачи программы.
• повысить уровень критического мышления к рекламе посредством развития умения выявить и противостоять манипулятивным приемам в рекламе;
• повысить устойчивость эмоциональных процессов посредством выработки у подростков навыков эмоциональной разрядки, развития навыков по преодолению эмоционального возбуждения, с заменой моторных импульсивных реакций на речевые;
• повышение уровня слуховой внушаемости, развитие интеллектуальных способностей (анализ поступающей информации, сомнения, поиск правильного решения);
• развитие самоконтроля и произвольной регуляции;
• формирование критического, абстрактно-логического и творческого мышления, развитие логики, памяти, внимания и наблюдательности.
В психологической работе использовались как прямое воздействие на подростков (уроки, беседы, консультации и т.д.), так и косвенные (игры, тренинги, дебаты, родительские собрания, рекомендации по работе учителей).
По результатам исследования был проведен формирующий эксперимент с группой подростков 12-17 лет, в количестве 48человек, в состав которых входили 9семиклассников, 7 восьмиклассников, 15 девятиклассников, 20 десятиклассников, который показал, что направленное воздействие на формирование критического отношения, защитных механизмов от манипулятивного воздействия и адекватного восприятия рекламы, на ознакомление со способами воздействия на потребителя помогает снизить последствия воздействия рекламы на эмоциональный, когнитивный и поведенческие компоненты личностных отношений подростков.
Под влиянием психокоррекционной пр
- Разработаны психолого-педагогические, рекомендации психологам, учителям, воспитателям, родителям по формированию у подростков объективного отношения, актуализации защитных механизмов от манипулятивного воздействия рекламы, на ознакомление со способами воздействия на потребителя.
Проведенный: теоретический анализ проблемы воздействия рекламы на личностные отношения; подростка и эмпирическое исследование по данной проблеме позволили сделать следующие выводы-.
1. В зарубежной психологии
2. В.Н. Мясищев выделяет три основных компонента личностных отношений: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе. Познавательный, компонент способствует восприятию и оценке, пониманию, объяснению, осознанию объектов действительности, среды, среды и самого себя. Поведенческий, компонент способствует осуществлению выбора стратегии поведения* личности по отношению к значимым, ценным для нее объектам среды, людям и самому себе.
Информация о работе Особенности изменения личностных отношений подростков под воздействием рекламы