Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 18:36, курсовая работа
Целью данной работы является, изучение зрелости личности как явления и процесс становления.
Цель работы достигается посредством решения следующих задач:
• изучение зрелости личности;
• изучение процесса становления зрелости личности.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Зрелость личности………………………………………………………5
1.1 Зрелость личности как явление………………………………………….......5
1.2 Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека……..6
Глава 2. Процесс становления зрелости личности……………………...….....11
2.1 Закономерности развития стадии поздней зрелости ………………...……11
2.2.Психологические особенности развития личности в период старения….17
2.3 Внутриличностное противоречие как движущая сила и индикатор личностного развития пожилого человека...……………...……….…………..
Заключение……………………………………..………..……………………...30
Список использованной литературы………………...………………………...32
Определив тип сложившегося внутриличностного конфликта, можно корректировать своего психологического состояния, т.е. помогать разрешиться этому конфликту, искать оптимальные варианты его разрешения.
Период геронтогенеза очень благоприятен для развития внутриличностных противоречий, поэтому в этом периоде человек должен познавать себя, так как состояние его психологического здоровья зависит от него самого. Познание себя поможет выявить внутриличностные противоречия и способствовать их конструктивному решению. Одним из важных способов профилактики внутриличностных конфликтов является обращение к своему жизненному опыту с целью формирования стабильного внутреннего мира. А в период героногенеза жизненный опыт велик и может являться хорошей основой стабильности внутреннего состояния
В заключение можно отметить, что, безусловно, говоря о развитии, мы должны понимать, что внутриличностный конфликт управляем. Поэтому человек должен направлять конфликтную активность в нужное русло, в нужное время и в адекватных пропорциях. Кроме того, надо отводить конфликту соответствующее место (не драматизировать) и уметь извлекать из конфликтной ситуации определенную пользу. Особенно это актуально в пожилом возрасте, который является одним из самых благоприятных для возникновения внутриличностного конфликта.
Начало последнего периода жизни обычно связано с ускоряющимся биологическим старением. Начинает убывать физическая сила, ухудшается общее состояние здоровья, снижается уровень некоторых психических функций, прежде всего памяти, ухудшается функционирование органов чувств. Все эти регрессивные процессы проявляются у разных людей в разной степени, в зависимости от соотношения их хронологического и биологического возраста.
Мы рассмотрели психологические особенности развития личности в период поздней зрелости. Данный период, согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет 3 градации пожилой, старческий и долгожители. Старение рассматривается как заключительная стадия развития личности. Особенность этого периода по Д.Б. Бромлею заключается в компенсаторном характере развития. Краснова О.В. предполагает, что одним из механизмов жизненной активности пожилого человека может стать сосредоточение на собственной семье.
По данным К. Рощака особенность периода старения заключается в том, что перечень потребностей остается одним и тем же, что и в предыдущие периоды, но меняется их иерархия. Молчанова О.Н. показывает, что в пожилом возрасте человек имеет высокую самооценку по ряду определенных параметров. Несмотря на это до сих пор нет единого мнения относительно понятия «онтогенеза» и возможности его использования для пожилого возраста.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в период старения личность в большей мере подвержена возникновению и обострению внутриличностных противоречий, нежели в другие возрастные периоды. Следует подчеркнуть, что конструктивный внутриличностный конфликт помогает пожилому человеку развиваться дальше, а деструктивный является причиной различных депрессивных явлений.
По словам Фрома, человек не должен быть в равновесии, ему нужен конфликт для продолжения своего развития. Наличие внутриличностных противоречий в этом возрасте является своего рода индикатором психологического здоровья и развития человека. Одно из достоинств пожилых людей - это мудрость, наличие большого жизненного опыта. Применение этого опыта помогает человеку формировать и сохранять стабильность внутреннего состояния.
В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности.
Развитие взрослого человека можно рассматривать в контексте трех самостоятельных систем, связанных с различными аспектами его «Я»: «Я как индивидуума», «Я как члена семьи» и «Я как работника». В центре развития этих систем - развитие того, что было названо Э. Эриксоном близостью и генеративностью. Данное развитие связано с формированием идентичности.
1 |
Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М., 2008. |
2 |
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 2007. - 380 с. |
3 |
Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. - 104с. |
4 |
Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. / Л.И. Анцыферова – 1996. - №6. с.17. |
5 |
Валеева,
А. С «Внутриличностный конфликт как движущая
сила профессионального развития». [интернет-ресурс]
//http:// www.lomonosov-msu.ru/ 2007/20/Valeeva80@inbox.ru. |
6 |
Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с. |
7 |
Корсакова, Н.К., Балашова, Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология./ Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. – М.: Издательство Московского университета. 1995. №1, с. 18-23 |
8 |
Краснова, О.В Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии/ 1999. №2. |
9 |
Краткий
психологический словарь. [интернет-ресурсы]
//http://www. psyknown.com/37/202/1678869. |
10 |
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 464 с. |
11 |
Марцинковская, Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология зрелости и старения/ Т.Д. Марцинковская 1999. №3. |
12 |
Молчанова, О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии/ О. Н. Молчанова – 1999, №2. |
13 |
Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой - М: ЧеРо, 2005. - 524 с. |
14 |
Рощак, К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте // Автореф. дис. канд. психол. наук./ - М., 1990. |
15 |
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с. |
16 |
Слободчиков, В. И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии/ В. И Слободчиков., Г.А. Цукерман – 1996, №5. |
17 |
Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения. /Стюарт-Гамильтон Я. - СПб.: Питер, 2002. |
18 |
Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тесты/ Франкл В. – М.: МГУ, 1982. |
19 |
Эриксон, Э. Детство и общество. / Э Эриксон - СПб., Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, 1996. |
1 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. - 464 с.
2 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
3 Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой - М: ЧеРо, 2005. - 524 с.
4 Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с.
5 Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. - 104с.
6 Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. - 104с.
7 Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с.
8Рощак, К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте // Автореф. дис. канд. психол. наук./ - М., 1990.
9 Корсакова, Н.К., Балашова, Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология./ Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. – М.: Издательство Московского университета. 1995. №1, с. 18-23
10 Краснова, О.В Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии/ 1999. №2.
11 Марцинковская, Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте// Психология зрелости и старения/ Т.Д. Марцинковская 1999. №3.
12 Рощак, К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте// Автореф. дис. канд. психол. наук./ - М., 1990.
13 Молчанова, О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта// Мир психологии/ О. Н. Молчанова – 1999, №2.
14 Эриксон, Э. Детство и общество. / Э Эриксон - СПб., Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, 1996
15Слободчиков, В. И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии/ В. И Слободчиков., Г.А. Цукерман – 1996, №5.
16 Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. / Л.И. Анцыферова – 1996. - №6. с.17.
17 Корсакова, Н.К., Балашова, Е.Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология./ Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. – М.: Издательство Московского университета. 1995. №1, с. 18-23
18 Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения. /Стюарт-Гамильтон Я. - СПб.: Питер, 2002.
19 Валеева, А. С «Внутриличностный конфликт
как движущая сила профессионального
развития». [интернет-ресурс] //http:// www.lomonosov-msu.ru/ 2007/20/Valeeva80@inbox.ru.
20 Краткий психологический словарь. [интернет-ресурсы] // http://www.psyknown.com /37/202/ 1678869.html
21 Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тесты/ Франкл В. – М.: МГУ, 1982.