Особенности личности детей со слухом в норме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 06:06, контрольная работа

Краткое описание

К сожалению, на сегодняшний день многочисленную группу представляют дети, обучавшиеся в специальном дошкольном учреждении в течение одного года, двух лет. Они приходят, как правило, из районных, логопедических, вспомогательных детских садов, в которых не всегда правильно ставится диагноз, или из семей, где родители не понимают проблемы ребенка со снижением слуха. Самая распространенная ошибка, когда нарушения речи у детей рассматривают вне связи с состоянием слуха, не в качестве вторичного нарушения, а как самостоятельное проявление.

Содержание

Введение 3
Особенности личности детей со слухом в норме 4
2. Диагностика нарушений слуха у детей 8
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика развития личности детей с нарушением слуха.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

   Были обследованы 204 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих детские сады. При регистрации ЗВОАЭ на системе ILO 88/92 тест прошли 195 детей. У 9 человек (4,4%) ответ полностью отсутствовал во всех частотных полосах: у 5 ответ отсутствовал на одно ухо, у 4 – на оба. При проведении тимпанометрии у 7 человек из указанных 9 была обнаружена тимпанограмма типа В: у 5 – с одной стороны и у 2 – с двух сторон. У всех 7 детей были диагностированы аденоиды II-III степени. У этих детей зарегистрировать акустический рефлекс не удалось. При проведении тональной пороговой аудиометрии диагностировано наличие кондуктивной формы тугоухости (пороги воздушного звукопроведения были повышены на речевых частотах до 30-45 дБ).

Указанным детям был  поставлен диагноз: аденоиды II-III степени, экссудативный средний отит. Всем проведено лечение с положительными результатами (восстановление слуха), что было подтверждено повторными объективными методами исследованиями.

  У двух детей, у которых не удалось зарегистрировать ЗВОАЭ, была определена тимпанограмма типа А и регистрация акустического рефлекса. При проведении тональной пороговой аудиометрии диагностирована двусторонняя сенсоневральная тугоухость. Пороги воздушного и костного звукопроведения были повышены на речевых частотах до 30-56 дБ. Дети поставлены на диспансерный учет в детский сурдологопедический кабинет; рекомендована поддерживающая терапия, при показаниях - слухопротезирование.

Нужно отметить, что родители этих детей не знали об имеющемся  у детей снижении слуха.

При обследовании 200 школьников – учащихся 6-11 классов в возрасте от 11 до 17 лет у 22 (11%) из них диагностировано  снижение слуха:

у 5 школьников диагностирован евстахиит, аденоиды I степени, аденоидит, пороги воздушного звукопроведения были повышены на речевых частотах до 20-25 дБ. При тимпанометрии регистрировалась тимпанограмма типа С, акустический рефлекс регистрировался непостоянно;

у 4 школьников диагностирован односторонний экссудативный средний отит, пороги воздушного звукопроведения были повышены на речевых частотах до 35-50 дБ. При тимпанометрии регистрировалась тимпанограмма типа В, акустический рефлекс  не регистрировался;

у 1 школьника диагностирован односторонний адгезивный отит как результат не выявленного и вовремя не леченного экссудативного среднего отита. Пороги воздушного звукопроведения были повышены на речевых частотах до 40-56 дБ. Акустический рефлекс не регистрировался.

У 12 детей диагностирована  сенсоневральная тугоухость: у 8 – односторонняя и у 4 - двусторонняя. Из 8 человек с односторонним снижением слуха у 4 диагностирована высокочастотная тугоухость (30-40дБ.) и у 4 – низкочастотная тугоухость в том же диапазоне порогов слышимости. Из 12 человек с двусторонним снижением слуха у 2 диагностирована высокочастотная тугоухость (25-40 дБ.) и у 2 –во всем частотном диапазоне (у одного – 20-25 дБ, а у другого –56-60 дБ.) Последнему было проведено слухопротезирование. Примечательно, что только этот ребенок знал о своем снижении слуха.

Нужно отметить, что из указанных 12 детей 6 систематически слушали  плеер, причем 2 из них в метро, т.е. в шумной обстановке и при наличии  вибрации, что несомненно пагубно  влияет на слуховой анализатор.

Обращает на себя внимание, что из 8 детей с односторонней формой тугоухости 4 являлись плохо успевающими. Проведенные исследования убедительно показали, что односторонняя тугоухость оказывает серьезное влияние на способность ребенка к обучению, общению и поведению в классе.

Число детей с односторонней формой тугоухости растет и составляет 13:1000 населения (учитывалось понижение слуха от 26 дБ). Авторы обращают внимание на то, что у ряда больных при невыясненной причине одностороннего снижения слуха через несколько лет развивается постепенное снижение слуха на другое ухо. При иммунологическом обследовании этих больных у части из них обнаружены аутоиммунные процессы.

 Кроме того, при проведении массового скрингового обследования необходимо обращать внимание на детей с минимальной сенсоневральной тугоухостью (11-25 дБ).

    Из сказанного следует, что дети с односторонней формой тугоухости и МСНТ составляют группу риска, в связи с чем должны состоять на диспансерном учете у сурдолога и обследоваться ежегодно даже, если у них не появились новые жалобы. Необходимо информировать учителей в школе о наличии тугоухости у ребенка, так как его необходимо сажать на первую парту лучше слышащим ухом к учителю.

    По данным сурдологопедических кабинетов России в 2004 году 6,6% детей с врожденной глухотой имели близких родственники с врожденными нарушениями слуха. Данный факт еще раз свидетельствует о том, что лица, имеющие родственников с сенсоневральной тугоухостью и глухотой, при вступлении в брак должны направляться для генетического обследования.

   В России ежегодно проводятся профилактические осмотры детей и подростков с целью выявления нарушений слуха. В 2004 году детей и подростков в возрасте от 0 до 17 лет включительно насчитывалось 31,6 млн. человек. Из них было осмотрено 25,7 млн. Выявлено 64,7 тысяч детей с нарушениями слуха, а направлено в сурдологопедические кабинеты в 2004 году только 8634 человек. Нужно отметить, что среди обследованных в сурдологопедических кабинетах тугоухость I-II степени диагностирована у 69,7% человек. Ранняя диагностика нарушений слуха и вовремя оказанная помощь могли бы предупредить развитие тугоухости у подавляющего большинства детей и обеспечить им возможность им получить полноценное академическое образование.

    Решение данной проблемы во многом зависит от информированности врачей неонатологов, педиатров и оториноларингологов, для чего необходимо в программы курсов переподготовки и повышения квалификации указанных специалистов включить лекции по эпидемиологии нарушений слуха.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, изучая слабослышащих детей, мы опирались на теоретическую модель этого развития, отражающую его закономерности в соответствии с возрастными этапами с присущими им новообразованиями.

 Основным показателем  умственной готовности слабослышащих  детей к школе является уровень развития речи. Включение в диагностику нескольких параметров (уровень овладения словарным запасом, понимания обращенной речи, развития связной речи), характеризующих речевую готовность к школе, позволяет получить наиболее объективные данные.

 Уровень развития  восприятия слабослышащих дошкольников  имеет ряд характерных особенностей  и является более низким в  сравнении с уровнем развития  этого познавательного действия  у слышащих сверстников.

 Изучение наглядно-образного  мышления показало, что большинство слабослышащих имеют недостаточный уровень развития наглядно-образного мышления. Анализ видов помощи, оказываемой детям при диагностике позволяет выявить потенциальные возможности развития их мышления в условиях специально организованного обучения и воспитания.

 Диагностика уровня  развития мыслительных операций  слабослышащих выявила ряд характерных  особенностей этой группы детей.  Значительное отставание слабослышащих  детей в сравнении с их слышащими  сверстниками, объясняется недостаточной степенью участия речи в процессе мышления, зависит от уровня развития речи и сроков обучения.

 Изучение потенциальных  возможностей мыслительной деятельности  слабослышащих детей позволяет  определить особенности их обучаемости,  наметить пути и способы формирования мыслительных операций.

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.:АРКТИ, 1999.
  2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М. Просвещение, 1999
  3. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М.: Просвещение, 1991
  4. Гавриленко С.А. Экссудативный средний отит у детей (эпидемиология, диагностика): Автореф. дис. канд. мед. наук / М.,1988.-21с.
  5. Григорьева И.Ф. Значение профилактических осмотров и ранней диагностики в реабилитации детей с тугоухостью: Метод рекомендации / Григорьева И.Ф.. – СПб.,1995. – 12с.
  6. Загорянская М.Е. Эпидемиология нарушений слуха у детей / М.Е. Загорянская, М.Г. Румянцева// Дефектология.-2005.-№6.-С.14-20.
  7. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения/ Под ред. Проф. Р. М. Боскис. – М.: Педагогика, 1990.
  8. Л.М. Ковалева / Выявление тугоухости при профилактических осмотрах детских учреждений Санкт-Петербурга / Л.М. Ковалева. А.М. Ковалева, С.М. Петров и др. Нарушение слуховой и вестибулярной функции (диагностика, прогноз, лечение): Сб. тр.СПб НИИ уха, горла, носа и речи.- СПб.,1993.-С. 10-17.
  9. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.
  10. Ясинская А.А. Возможность повышения эффективности аудиологического скрининга у детей раннего возраста/ А.А. Ясинская. Современные вопросы диагностики и реабилитации больных с тугоухостью и глухотой: Сб.тр./ Научно-практич. Конференции с международным участием.-М., 2006.-249-250.



Информация о работе Особенности личности детей со слухом в норме