Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 08:34, реферат
Москва, 2011г.
Особенности эмоционально-волевой сферы и личности
Задержку психического развития характеризует эмоциональная лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностная незрелость в целом.
Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра специальной психологии
Реферат
на тему «Особенности личности детей с задержкой психического развития»
Выполнил студент
группы СП III - 1
Комиссарова Анастасия Александровна
Москва, 2011г.
Особенности эмоционально-волевой сферы и личности
Задержку психического развития характеризует эмоциональная лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностная незрелость в целом.
Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.
Неадекватная веселость и
Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза выделяют группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости.
Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. Со взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубоки и кратковременны.
При психической тормозимости наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.
При значительных отличиях в проявлениях эмоций существенной разницы в понимании эмоциональных состояний по выражению лица другого человека у школьников с задержкой психического развития и нормально развивающихся не обнаружено . Затруднения при выполнении такого рода заданий отмечались только у детей с задержкой развития с выраженными эмоциональными нарушениями (эмоциональной скудностью , снижением потребности в общении).
Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, дети с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определенном недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.
Обследуя бывших выпускников школ
для детей с задержкой
Младшие школьники с задержкой психического развития отстают от нормально развивающихся по сформированности произвольного поведения. Гораздо чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, у них наблюдается импульсивное поведение.
По данным Л. В. Кузнецовой, уровень произвольной регуляции поведения зависит у них от сложности деятельности, особенно от сложности звена программирования и наличия конфликтной ситуации (например, при необходимости действовать в соответствии с мысленным планом, вопреки внешним условиям деятельности).
Наибольшие затруднения в
Значительным своеобразием отличается развитие личности детей рассматриваемой категории. Для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общего назначения).
В старшем школьном возрасте у школьников с задержкой психического развития обнаруживается ряд особенностей личности, общих с наблюдаемыми у нормально развивающихся подростков. Это слабость, уязвимость личности, высокая экстрапунитивность реакций с агрессией на окружение, ведущая к конфликтности; некорректность в отношениях с окружающими; выраженность самозащитных реакций; наличие признаков акцентуации характера. Но в отличие от нормально развивающихся сверстников у них слабо выражены реакции самоутверждения, самоопределения, характерные для этого возраста. Не проявляется острая потребность в объединении со сверстниками, взрослые остаются для них более значимыми.
Эти особенности установлены в исследовании Е.Г.Дзугкоевой (1999), которая также отмечает, что в благополучной ситуации, в частности в условиях специальной школы, подростки с задержкой психического развития достаточно послушны, управляемы и подчиняются общим правилам поведения. В наибольшей мере это относится к подросткам, с самого начала обучавшимся в специальной школе. Это объясняется их удовлетворенностью своим положением.
Характеристика личностных особенностей детей с ЗПР
1. Ребенок
с ЗПР уже на первый взгляд
не вписывается в атмосферу
класса массовой школы своей
наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью,
он часто конфликтует со
2. Не осознавая
себя учеником и не понимая
мотивов учебной деятельности
и ее целей, такой ребенок
затрудняется в организации
3. Информацию,
идущую от учителя, ученик
4. У детей
с ЗПР низкий уровень
5. Для них
недоступно обучение по
6. В массовой
школе такой ребенок впервые
начинает осознавать свою
По сравнению
с нормальными детьми дети
с ЗПР характеризуются
Известно,
что дети с ЗПР обучаются
на успехе. В свою очередь, успешность
их обучения зависит во многом
от своевременной и тактичной
помощи учителя, при этом
Школьники с задержкой психического развития отличаются крайней поверхностью ума. При знакомстве с новым материалом (слушая объяснения учителя, читая текст учебника) они выделяют в качестве существенных первые бросившиеся им в глаза признаки, яркие детали, лежащие на поверхности явления, не проникая в его суть. Поэтому для них оказывается трудным формирование содержательных обобщений, им свойственны ошибки смешения понятий, формализм в усвоении знаний.
У детей
данной категории нарушен и
необходимый поэтапный
У детей
рассматриваемой категории
К первой группе
были отнесены дети, у которых наблюдается
интерес к выполняемой работе;
вместе с тем при столкновении
с трудностями нарушается целенаправленность
деятельности, снижается активность,
действия становятся нерешительными.
В большинстве случаев внешняя
стимуляция и создание ситуации успеха
улучшают продуктивность работы. Результаты
деятельности во многом зависят от
того, насколько педагог поможет
ребенку мобилизировать свои усилия,
найти новые стимулы для
Ко второй
группе были отнесены дети
с менее выраженным интересом
к работе, невысокой активностью.
При возникновении трудностей
в решении задачи указанные
особенности становятся более
выраженными, и требуется
У детей с задержкой
психического развития снижена
потребность в общении как
со сверстниками, так и с взрослыми.
У большинства из них
В качестве ведущих в характеристике личности дошкольников с задержкой психического развития выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому, большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Дети с
ЗПР испытывают трудности при
необходимости сосредоточиться
для поиска решения проблемы,
что связано и со слабым
развитием у них эмоционально-
Информация о работе «Особенности личности детей с задержкой психического развития»