Особенности личностного становления молодежи в условиях современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

В данной работе раскрываются возрастные особенности молодежи, рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается молодежь в процессе социализации и личностного становления.
Динамичность и нестабильность сегодняшней жизни, ускоренный темп развития индустрии, информационных технологий, кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах нашего общества – все это не могло не сказаться на психологическом состоянии современной молодежи. Становление личности современных молодых людей проходит в новой, довольно сложной и противоречивой экономической и социальной ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.docx

— 22.39 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


кафедра философии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по теме: 
«ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

 

 

 

Выполнила:

 

Студентка ФЭУТ

гр. № 13 ЗГС-1

А. И. Коваленок

 

Проверил:

 

Кандидат философских  наук,

доцент кафедры философии БГЭУ

И. Е. Киселев

 

 

 

МИНСК 2013

 

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО  СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

В данной работе раскрываются возрастные особенности молодежи, рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается молодежь в процессе социализации и личностного становления.

Динамичность и нестабильность сегодняшней жизни, ускоренный темп развития индустрии, информационных технологий, кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах нашего общества – все это не могло не сказаться на психологическом состоянии современной молодежи. Становление личности современных молодых людей проходит в новой, довольно сложной и противоречивой экономической и социальной ситуации.

Для начала попытаемся определить возрастные границы периода «молодости».

Это достаточно непростая  задача, поскольку возрастные границы  периода «молодости» достаточно подвижны и в значительной степени  обусловлены факторами социума: экономическим развитием общества, состоянием рынка труда, профессиональным образованием и т. п.

В различных сферах жизнедеятельности  молодого человека как нижняя, так  и верхняя границы молодежного  возраста определяются неодинаково.

Нижняя граница возраста устанавливается в соответствии с биопсихическими параметрами: половое созревание, физический рост, становление устойчивости психики. Верхняя граница связана с  наступлением социальной взрослости, которая характеризуется умением  человека принимать самостоятельные  решения, брать на себя ответственность, обладать правом свободы выбора [2, 116].

Еще одной сложностью при  определении данного возраста является то, что молодежь выступает в качестве объекта исследования для многих социальных наук. И каждая научная дисциплина рассматривает молодежь в своем аспекте, поэтому содержание данного понятия будет соответствовать его определению в рамках отдельной науки.

Так, например, в экономической среде молодость рассматривается как период профессионального самоопределения, получения специальности, освоения профессиональной деятельности. Однако для разных социально- профессиональных групп верхняя граница этого периода будет различной. Самый низкий уровень у рабочих специальностей. В сфере науки граница молодежного возраста достигает самого высокого уровня (до 35 лет).

С позиции психологии определение  периода молодости связано, в  первую очередь, с фазовым подходом, в котором период развития личности характеризуется наличием переломных, критических моментов в едином жизненном цикле.

Границы молодежного возраста соотносятся с кризисными периодами  возрастного развития. Нижняя граница  определяется первым кризисом личностного  развития, связанным с попыткой самоопределения  и выбора дальнейшего жизненного пути (15-17 лет). Верхняя граница определяется кризисом в духовно-мировоззренческом аспекте, завершающим молодость. Он происходит в возрасте 27-28 лет, когда у молодого человека уже сформированы система ценностных ориентаций, мировоззренческие позиции, жизненные цели, когда закончился период профессионального самоопределения и молодой человек ощущает себя в обществе самостоятельной личностью [1, 25].

Сужение возрастных границ приводит к тому, что молодой человек  не успевает реализовать процесс  самопознания, накопления потенциала, раскрытия способностей и личность не может реализовать все свои возможности. С другой стороны, излишнее расширение границ может привести к  инфантилизму, утрате ответственности, потере социальной активности, к снижению жизнеспособности и жизнестойкости личности.

Таким образом, возрастные границы  молодости весьма подвижны и зачастую устанавливаются обществом, исходя из целей его развития и социально-экономических  возможностей. Поэтому, рассматривая молодежь как социальную группу, не стоит  ориентироваться лишь на возрастные рамки.

Еще одним определяющим фактором данного периода можно назвать  процесс социализации молодежи, поскольку  он охватывает практически все сферы  жизнедеятельности молодого человека. Социализация молодежи – это период наиболее интенсивного социокультурного и психологического становления личности. Именно на этом этапе решаются две основные группы проблем молодежи.

Первая группа проблем связана с такими проблемами личностного становления, как:

    • Взросление;
    • Саморазвитие;
    • Самопознание;
    • Самоопределение в социальном мире.

Решение данных проблем зависит, прежде всего, от самой личности, от ее активности, силы воли, способности  принимать самостоятельные решения  и психологической устойчивости. В этот момент происходит внутренняя самореализация, становление творческого  потенциала личности, формируются жизненные  цели.

Вторую группу проблем для молодежи определяет общество. Для эффективной жизнедеятельности и продуктивной самореализации в социальной среде необходимо освоение социальных ролей и достижение определенного социального статуса.

Наряду с этим важной особенностью современного отношения общества к  молодежи является то, что с одной  стороны, молодые люди до определенного  возраста или достижения социального  статуса ограничиваются в правах, а с другой стороны – для них создаются особые, более мягкие условия их социального и личностного развития. То есть общество создает как бы тепличные условия для полноценного развития и социализации молодого поколения, снимая с него часть социальной ответственности [3, 287].

Исходя из этого, можно  определить понятие молодежь как  социально- возрастную группу населения, которая находится в стадии своего становления и освоения социальных ролей. При этом молодежь имеет некоторую ограниченность в своих действиях и пользуется определенными социальными поблажками в период своего становления.

 

ВЫВОДЫ

 

Подводя итоги, следует отметить, что молодежь как особая социальная группа чутко чувствует происходящие перемены в обществе и во многом определяет будущее его развития. От того, насколько изучены ценностные ориентиры современной молодежи, ее жизненные планы, установки, во многом зависит эффективность разрабатываемых  мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости. Знания о проблемах, с которыми сталкивается современная молодежь, об особенностях процесса социализации, о возрастной специфике позволяют прогнозировать дальнейшее развитие молодого поколения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Быков, А. Становление волевой регуляции в кризисные периоды развития личности / А. Быков // Прикладная психология и психоанализ. - 2002. - № 4. - С. 25.
  2. Кон, И. С. Психология ранней юности. / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 136 с.
  3. Молодежь России: социальное развитие. Под ред. В. И. Чупрова. М. : Наука, 1992. - 347 с.
  4. Ручкин, Б. А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин // Социологические исследования. - 1998. - № 5. - С. 93.

Информация о работе Особенности личностного становления молодежи в условиях современного общества