Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:01, курсовая работа
Цель нашего исследования – изучить межличностные отношения единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников.
Объектом исследования являются единственные и неединственные в семье дети дошкольного возраста.
Предметом нашего исследования являются межличностные отношения единственных и неединственных в семье детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретическое изучение межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста.
Виды отношений в группах. Методы изучения межличностных отношений………………………………………………..6
Изучение межличностных отношений в современной отечественной психологии……………………………..10
Факторы влияющие на межличностные отношения дошкольников…………………………..……………….17
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в зависимости от состава семьи.
2.1. Программа исследования…………………………………..20
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение……..23
Выводы……………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………..36
Литература
Различные психологические исследования свидетельствуют, что число детей в семье, интервал между их появлением на свет и порядковый номер рождения, начиная с первого, самого старшего ребенка, - все это оказывает влияние на психическое развитие ребенка в многодетной семье. В частности, чем больше детей в семье, чем выше порядковый номер рождения малыша, чем меньше интервал между появлениями детей на свет, тем, как правило, ниже интеллект ребенка [6; С.77].
Появление в семье каждого нового ребенка изменяет ее структуру и взаимодействие между ее членами. Так, снижается качество общения детей с родителями: общение с родителями заменяется общением со старшими братьями и сестрами.
Основной круг общения единственного ребенка - взрослые. А это означает, что у малыша изначально формируется определенный стереотип, под который, увы, не подпадают его сверстники. И когда ребенок оказывается в обществе других детей (а рано или поздно это происходит - либо детский сад, либо школа), он просто теряется. Единственный ребенок не умеет знакомиться с другими детьми, он даже не умеет с ними играть - ведь игры со взрослыми и игры между детьми - две большие разницы. Дети гораздо более агрессивны в игре, а единственного ребенка приучили, что игра - безопасна, безболезненна, и никто не толкнет, не ударит.
Обычно единственные дети отличаются более развитым интеллектом, более широким кругозором, чем дети из многодетных семей. Естественно, ведь все силы родителей, все их воспитательные, развивающие и образовательные порывы направлены на одного ребенка, а не на нескольких. Это, конечно, плюс.
Но с плюсом
неразрывно связан минус - единственному
ребенку сложно общаться со сверстниками,
они буквально говорят на разных
языках. А то, что к этому прибавляются
проблемы с завязыванием знакомства
и дружбы со сверстниками, лишь
добавляет единственному ребенку одиночества.
Более развитый интеллект шутит с ребенком
еще более жестоко. Ведь в обществе родителей,
которые гордятся достижением своего
потомка, он привык, что этот интеллект
нужно проявлять постоянно. Однако подобное
поведение в обществе сверстников приводит
к тому, что его начинают считать зазнайкой.
Для того, чтобы добиться уважения в среде
сверстников, единственному ребенку приходится
долго и упорно трудиться. И все равно
он чувствует себя одиноким, даже когда
его усилия приносят плоды.
Единственный ребенок отличается авторитарным
стилем общения, что не добавляет ему популярности
среди сверстников. Авторитарность обусловлена
тем, что в своей семье он обычно является
номером один - ведь он единственный! Неповторимый!
Он автоматически стремится к роли лидера
- он привык к ней в семье, но среди сверстников
его вовсе не считают эксклюзивом, и это
приводит к определенной растерянности
(не срабатывает привычный поведенческий
стереотип!) и усугубляет одиночество.
Если же в
семье более одного ребенка, многие
проблемы, от которых страдают единственные
дети, устраняются. Об излишней опеке
уже и речи быть не может, ведь родители
должны делить свое внимание между
несколькими детьми. Также нет
проблем в общении со сверстниками, в межличностных
отношениях - дети обучаются этому еще
в семье.
Слишком тяжкого давления родительских
мечтаний тоже нет - ведь эти мечтания
размазываются на нескольких детей, и
каждому из них гораздо легче перенести
тот кусочек хореографии, который выпал
на его долю. В целом дети из семей с несколькими
детьми, счастливее и свободнее, чем единственные
дети.
Таким образом, теоретическое изучение межличностных взаимоотношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников позволяет сформулировать следующие выводы:
Глава 2. Эмпирическое изучение межличностных отношений единственных и неединственных детей дошкольного возраста в группе сверстников.
Исследования были проведены на базе ДОУ «Детский сад» №47, г. Сыктывкар, в старшей и подготовительной группах.
В данном ДОУ имеется всего две группы детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная), с явным преобладанием в обеих единственных в семье детей. Для чистоты эксперимента мы объединили две дошкольные группы и разделили их, условно, на единственных и неединственных. Далее мы определили количество принимающих в исследовании детей. Таким образом, мы получили: 16 пар детей 5-7 лет.
В группу № 1 вошли девочки и мальчики старшей и подготовительной групп, являющиеся единственным ребенком в семье, в количестве 16 человек. В группу № 2 вошли девочки и мальчики старшей и подготовительной групп, имеющие брата или сестру, в количестве 16 человек. (Приложение 1)
Затем нами было проведено исследование, с целью выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в зависимости от состава семьи.
Нами были определены следующие задачи:
Для изучения особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста в группе сверстников мы использовали методики «Секрет»[50;С.201], «Мозаика» [49; С.20].
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение.
Проведение исследования. Исследование проводилось в виде игры «Секрет», которая организуется 2 раза с интервалом в две недели, в первую половину дня вместо занятий. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просили по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы.
Перед началом эксперимента ребенку сказали: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Далее ребенку давали 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». После того как ребенок делал свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку... (называлось имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорили: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывали, а на оборотной стороне картинки - имя сверстника, которому она подарена.
Анализировали критерии положительных и отрицательных выборов.
Далее мы разделили детей на две условные группы (Приложение 6) полученные результаты отражены в Рис.1, 2 (Приложение 7) и сопоставили их.
Таким образом, сравнивая полученные результаты первой серии видно, что в первой группе 25% предпочитаемых детей, а во второй - всего 6,3% , количество принятых детей одинаково в обеих группах, т.е. по 43,7%, количество непринятых детей во второй группе на 12,5% больше, чем в первой. Количество взаимных выборов во второй группе на 25% больше, чем в первой. Во второй серии, результаты претерпели незначительные изменения, а именно во второй группе непринятых детей стало на 6,3% меньше, а предпочитаемых на 6,3% больше. Сумма взаимных выборов не изменилась, однако в первой группе изменились выбираемые дети.
Следовательно, можно сделать вывод, что среди сверстников наибольшей популярностью пользуются дети, которые являются единственным ребенком в семье. Выборы детей, имеющих брата или сестру более устойчивы и взаимны. Дети, являющиеся единственным ребенком в семье, при выборе партнеров по общению основным критерием выделяют дружеские отношения, в то время как, дети, имеющие брата или сестру ориентируются на положительные качества сверстников: внешность, успешность выполнения той или иной деятельности и такие нравственные качества, как умение дружно играть, не драться, не ссориться, делиться игрушками.
Для решения следующих двух задач эмпирического изучения, мы провели методику «Мозаика» [49; С.20]. (Приложение 3)
Цель данной методики заключается в следующем: выявить эмоциональную вовлечённость в деятельность сверстника и реакцию на его поощрение и порицание взрослым.
Она позволяет, с одной стороны, выявить степень интереса к сверстнику и эмоционального соучастия в его действиях, а с другой - характер реакции на оценку партнера.
Также эта методика
позволяет выявить просоциально
Взаимоотношения детей в ситуации эксперимента были оценены с
помощью шкалы предложенной авторами методики. Полученные результаты отражены на рис. 3. (Приложение 8)
Итак, полученные показатели позволяют утверждать, что во взаимоотношениях детей являющихся, единственным ребенком в семье преобладает низкая степень эмоциональной вовлеченности, а у детей, имеющих брата или сестру - в равной степени высокая и средняя степень эмоционального отношения к сверстнику.
При проведении эксперимента было замечено, что дети не всегда проявляют свое отношение к сверстнику в позитивном ключе, встречались случаи негативного отношения к нему даже при высокой степени эмоциональной вовлеченности в деятельность товарища. Нами было отдельно подсчитано количество положительных, отрицательных и нейтральных проявлений во взаимодействиях детей. Эти данные отражены на рис. 4 (Приложение 9).
Такие результаты позволяют говорить нам об одинаково высоком показателе отицательного отношения в первой группе и положительного – во второй группе, т.е. дети первой группы чаще расстраивались из-за успеха другого, соглашались с отрицательной оценкой деятельности товариша, иронизировали, смеялись над его неудачами, хвастались, сравнивая, превозносили себя. Дети второй группы, напротив, чаще защищали своего товариша при порицании взрослого, радовались успеху другого, поддерживали его.
Для оценки характера отношения к сверстнику нами было выделено 2 типа:
1 - характер отношения по типу соучастия, сопереживания;
2 - характер отношения по типу конкурентности;
Результаты по данным показателям отражены на рис.5. (Приложение 10)
Как видно из рис.5, и в первой, и во второй группе преобладает конкурентный характер отношения к сверстнику, это значит, что дети чаще демонстрировали неадекватные реакции на похвалу и порицание другого, неоказание помощи и т.д. просоциальные действия подчас оказывались из-за опасения, что товарищ окажется успешнее (быстрее соберет). Однако во второй группе процент расхождения между характерами отношений достаточно невелик, из чего следует, что дети, имеющие брата или сестру, проявили способность к сопереживанию и сорадованию.
Просоциальность поведения выражается в умении ребёнка совершать действия в пользу другого. Такие действия направлены на сверстника, что говорит о приоритете интересов товарища, о восприятии его переживаний как собственных. Такой ребёнок уступает своему товарищу очередь, элементы и т.п., совершает инициативные действия в затруднительных ситуациях, оказывает помощь, поддержку.