Особенности межличностных отношений подростков, проживающих в школе-интернат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Для развития человека важен каждый возраст, и все же именно подростковый возраст представляет собой период становления личности. К началу подросткового возраста ведущим видом деятельности, по мнению Драгуновой Т.В., Кона Н.С., становится межличностное взаимодействие и общение.
Наилучшим возрастным периодом для развития межличностных отношений будет подростковый возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

межл.отн.подр.в шк.интн к 3 курсу курсовая.docx

— 72.08 Кб (Скачать файл)

Подражает подросток чаще всего своему более колоритному или «удачливому» сверстнику, копирует с него формы поведения, которые по общечеловеческим понятиям могут быть отнюдь не желательными (курение, употребление спиртных напитков, жаргон и т. п.).

Таким образом, группа сверстников для подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят эмоциональный настоящий контакт и понимание, потому что её членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя с себе подобными. Группа во многом диктует подростку формы поведения и формирует определенные позиции и отношение к себе и окружающим.

Появляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, что бы, освоить новые для себя виды взаимоотношений. Этому естественно, способствуют бурное физиологическое развитие и, следовательно, идентификация подростка с взрослыми. Отмеченные факторы существенно влияют на изменения отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола.

Изменяются взаимоотношения между мальчиками и девочками, которые обусловлены возникновением интереса к противоположному полу. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, причёска, фигура, манера держать себя соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Особенно тяжело переживаются рост, худоба, полнота и др.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется в начале в неадекватных, зачастую негативных формах проявления чувств. Позднее взаимоотношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении. В то же время подростки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. Наступает этап, когда интерес к другому полу ещё более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведёт к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к самоидентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

В отрочестве как известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии.

Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Что бы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т. п.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «МЫ», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «МЫ» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально- личностного характера.

С переходом во вторую половину подростничества (примерно с 6 класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела.

Стремление жить групповой жизнью в старшем подростковом возрасте является характерной чертой, причём она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении - аффилативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма.

Для того что бы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать всё возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личностного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждается эгоистичность, жадность, нарушение слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнением товарищей. Такое поведение в группах сверстников подростков не только отвергается, но нередко приводит и к применению санкций (например, бойкот).

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнёров или лидеров.

Для подростка характерным является наличие потребности быть нужным своим сверстникам, наличие потребности в дружеских отношениях со сверстниками. И именно в этих дружеских взаимоотношениях происходит овладение нравственными нормами, которое составляет одно из важнейших личностных приобретений подросткового возраста.

 

.3 Влияние условий проживания  в учреждении интернатного типа на процесс развития взаимоотношений подростков

 

Проблема отрицательного влияния длительного пребывания ребенка в детском закрытом учреждении на его психическое развитие является одной из важнейших. Педагоги и психологи у нас в стране и за рубежом занимаются этой проблемой достаточно длительное время, но, как показывает анализ литературы, их исследования касаются в основном интеллектуальных, эмоциональных, личностных особенностей, а также сферы общения воспитанников учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В хо же время практически полностью отсутствуют работы, посвященные характеру межличностных отношений в группах учащихся школ-интернатов и детских донов, хотя не выказывает сомнении тот факт, что коллектив воспитанников этих учреждений имеет свою специфику.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению этой проблемы, мы сделали краткий обзор работ, характеризующий детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях типа детских домов и школ-интернатов. Было показано, что исследователями зафиксированы нарушения в эмоциональной, интеллектуальной, личностной сферах воспитанников этих учреждений (Л.Н. Галигузова, И.В. Дубровина, И.А. Залысина, И.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, А.Г. Рузская, И.Н. Толстых, Н.Н. Слуцкий, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Царегородцева и др.). Среди зарубежных авторов на это указывает А. Фрейд, Дж. Боулби, Й. Лангмейер и З. Матейчик, Р. Липтон и др.

Были зафиксированы также нарушение в сфере общения, чему мы уделили особое вникание, так как это тесно связано с изучаемой нами темой. Нарушения в сфере общения воспитанников детских закрытых учреждений фиксируются уже в домах ребенка - у младенцев тормозится развитие потребности в общении и соответственно - сроки появления коммуникативной деятельности (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева и др.). Такие нарушения замечены и у детей раннего возраста, дошкольников (И.А. Залысина, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.), нередко другие дети являются лишь монотонным фоном их жизни (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева). У младших школьников обращает на себя внимание неспособность выходить из конфликтной ситуации, враждебность, агрессивность по отношению к окружающим (A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых), а у подростков - "слабая выраженность дружеских связей для детей из интерната" (A.M. Прихожан), отсутствие постоянных триад как у девочек, так и у мальчиков (В.П. Шумейко). У выпускников школы-интерната общение как правило, не направлено на согласование позиций с партнером по общении (A.M. Аралова).

Чехосовацкие психологи Н. Лангместер и З. Матейчек на основе обобщения данных, имеющихся в мировой науке и практике, а также своего многолетнего изучения физического развития детей, воспитывающихся в детских домах и школах интернатах, ввели понятие психических лишений, или психической депривации, которую они определяют как психическое состояние, возникающее в результате таких жизненны ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени[1].

Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье[1].

Исследователь Л. Ярроу выявил помимо «материнской допривации» множество разнообразных причин отставания воспитанников детских учреждений. Он установил серьёзное обеднение среды в подобных учреждениях за счёт резкого снижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальная допривация), уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная допривация) и по роду других линий.

Эти особенности не могут не отразиться на формировании межличностных отношений в группах воспитанников детских учреждений закрытого типа. В то же время мы встречаем лишь единичные работы психологов по этой проблеме, причем изучавших ее отдельные аспекты (Тагамлицкая, А.Л. Шнирмак, В.Л. Тихомирова,). Изучению собственно межличностных отношений воспитанников детского дома младшего школьного возраста была посвящена работа Н.В. Репиной. Автор исследовала положение этих учащихся в классной коллективе и зафиксировала их низкостатусную позицию в групповой структуре класса, а также неадекватность восприятия воспитанниками своего положения[1].

В отечественной психологии наиболее полно и многоаспектно изучение детей в школе интернате раскрыто в исследованиях, проведенных под руководством Л.И. Божович. В них разработаны методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них.

Особенности межличностного восприятия детей и подростков, находящихся в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, освещены в работах И.П. Башкатова, М.Ю. Кондратьева, В.Н. Кунициной, Л.И. Рюмшиной и др. Отмечаемся, что воспитанникам этих учреждений в большей степени, чем их сверстникам из семьи, характерны узость, недифференцированность, меньшая глубина образов воспринимаемых людей (В.Н. Куницина, Л.И. Рюмшина).

В качестве одной из характерных черт, влияющих на развитие взаимоотношений подростка в детских учреждениях закрытого типа, выступает взаимодействие подростка с одной к той же, достаточно узкой группой сверстников. При этом он не только ограничен (а в условиях школы-интерната попросту лишен) возможности иной группы принадлежащей, но и изначально не участвует в выборе данного сообществе сверстников. Таким образом, принадлежность ребенка к определенной группе воспитанников оказывается в этой ситуации "безусловной", что порождает, несомненно, ряд трудностей. Как показывает педагогическая практика, нередко такая "безусловная" принадлежность ребенка или подростка к группе не гарантирует ему эмоциональной стабильности и становления чувства защищенности, не обеспечивает формирования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе. Кроне того, характерный для членов таких групп ограниченный круг контактов, как правило, не способствует выработке у воспитанников навыков общения со сверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира, что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме. Наблюдения и специальные исследования показали, что ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отвергает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя так, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию[29].

Информация о работе Особенности межличностных отношений подростков, проживающих в школе-интернат