Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение поведения человека с его индивидуальными и характерологическими особенностями.
Задачи курсовой работы:
1. Уточнить сущность и понятия невербального общения и его особенности.
2. Обобщить существенные подходы средств коммуникации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1. Сущность и роль невербального общения …………………………..6
1.2. История изучения невербального общения …………………………9
1.3. Обмен невербальной информацией ………………………………...12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
2.1. Средства невербальной коммуникации ……………………………15
2.2. Восприимчивость, интуиция и предчувствия ……………………...19
2.3. Невербальные средства повышения делового статуса ……………21
2.4. Особенности невербального общения в разных странах …………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
1.1. Сущность и роль невербального общения …………………………..6
1.2. История изучения
1.3. Обмен невербальной информацией ………………………………...12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
2.1. Средства невербальной коммуникации ……………………………15
2.2. Восприимчивость, интуиция и предчувствия ……………………...19
2.3. Невербальные средства
повышения делового статуса ………
2.4. Особенности невербального
общения в разных странах …………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства [1].
Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (например, эмоциональном) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Целью общения является причина, по которой существо вступает в контакт. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Целью курсовой работы является изучение поведения человека с его индивидуальными и характерологическими особенностями.
Задачи курсовой работы:
1. Уточнить сущность и понятия невербального общения и его особенности.
2. Обобщить существенные подходы средств коммуникации.
Структура курсовой работы включает:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Невербальное общение – это общение без помощи слов, часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.
Часть невербального языка
универсальна: все младенцы одинаково
плачут и смеются. Другая часть, например
жесты, различается от культуры к
культуре. Невербальное общение обычно
возникает спонтанно. Мы обычно формулируем
свои мысли в виде слов, наши же поза,
мимика и жесты возникают
Роль невербального общения
Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально. Согласно оценка ученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.
Невербальное общение трудно контролируется, поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов.
Невербальное общение, как
правило, спонтанно и непреднамеренно.
Его нам подарила природа как
продукт многих тысячелетий естественного
отбора. Поэтому невербальное общение
– очень емко и компактно. Овладевая
языком невербального общения, мы приобретаем
эффективный и экономичный
Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:
· подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;
· передаем
информацию сознательно или
· выражаем свои эмоции и чувства;
· регулируем ход разговора;
· контролируем и воздействуем на других лиц;
· восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.
Управляя своим невербальным
языком, мы можем вызывать желаемый
для нас образ. Выступая перед
аудиторией в качестве эксперта, нам
следует вызвать образ
Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.
Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватное мнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствует о нервном напряжении. Сжатые в замок руки – о закрытости [16].
Когда общение рассматривают как обмен информацией, имеют в виду его коммуникативную сторону. Передача любой информации происходит посредством знаковых систем, знаков. Коммуникатор (тот, кто передает информацию) сознательно ориентирует свои действия на смысловое восприятие кодированной информации реципиентами (теми, кто воспринимает информацию).
Для того чтобы партнеры
по переговорам понимали друг друга,
должна быть выработана единая система
знаков, позволяющий партнерам
1.2. История изучения невербального общения
Невербальный язык был
известен и использовался еще
с древних времен. Один из ярких
примеров - древнегреческий театр
масок, в котором внешнему выражению
внутренних состояний придавалось
большое значение. Актеры по ходу пьесы
меняли маски, которые изображали различные
застывшие эмоциональные
В период расцвета древнегреческого театра к изучению внешних проявлений внутренних состояний человека обратился Аристотель, посвятив этому свой труд “Физиогномика”. Это стало первой попыткой систематизировать знания о внешности человека и ее связи с чертами характера.
Среди признаков, по которым,
по мнению Аристотеля, можно распознать
характер человека, преобладают: тип
тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость,
мясистость и т.п. Он же писал, что
“искусство физиономиста требует тонкой
наблюдательности и глубокого ума,
умения анализировать и помощи всевышнего”
то есть указывал на границы получения
и использования
Существует мнение, что физиогномикой еще до Аристотеля занимался Пифагор. Правда история не донесла до нас эти труды. Сохранились также исторические данные, что искусством читать человеческое лицо обладали бедуины на Дальнем Востоке - это искусство называлось “кийяфа”.
У Аристотеля было множество
последователей, среди которых такие
выдающиеся ученые, врачи и мыслители
как Цельс, Цицерон, Квинтилиан. В
средние века развитием физиогномики
занимался Ибн Сина, а в эпоху
Возрождения Леонардо да Винчи и
И.Скотт, а еще позже Ф. Бэкон
и один из самых заметных физиономистов
XVI-XVIII столетий Иоганн Гаспар Лафатер.
И хотя физиогномику нельзя причислять
к системе знаний, которая занимается
невербальным поведением как таковым,
но она оказала существенное влияние
на развитие знаний о невербальных
проявлениях в поведении
На рубеже XVIII-XIX веков
из физиогномики выделилось первое самостоятельное
направление - френология. Создателем
его является Ф. Галь, который считал,
что “по форме и
Однако физиогномика как таковая так и не стала наукой, оставшись скорее искусством. Но знания, накопленные физиогномикой, легли в основу некоторых научных направлений. Например, френология легла в основу биокриминалистики: создание фотороботов преступников - ее заслуга. Еще одним направлением физиогномики, которое в XX столетии получило статус самостоятельного и признанного медицинского метода, является иридодиагностика - диагностика состояния здоровья человека по радужной оболочке глаза. Одним из основных достоинств иридодиагностики является ее эффективность в выявлении скрыто протекающих заболеваний.