Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:56, реферат

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является изучение нравственного сознания умственно отсталого школьника подросткового возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень нравственного сознания связан с умственным развитием

Содержание

Введение……………………………………………………. с.2



2. Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка………………………………………………………… с.3



3. Психолого-медико-социальный статус умственно отсталых детей, воспитывающихся в Уруссинской специальной (коррекционной общеобразовательной школе-интернат……………………………………………………….. с.10



4. Заключение………………………………………………. с.12



5. Использованная литература…………………………… с.13

Вложенные файлы: 1 файл

osobennosti_nravstvennogo_soznaniya_umstvenno_otstalogo_shkolnika.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

                                СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Введение……………………………………………………. с.2

 

 

 

2.      Особенности нравственного  сознания умственно отсталого  ребенка…………………………………………………………  с.3

 

 

 

3.      Психолого-медико-социальный  статус умственно отсталых               детей, воспитывающихся в Уруссинской  специальной (коррекционной общеобразовательной  школе-интернат……………………………………………………….. с.10

 

 

 

4.    Заключение………………………………………………. с.12

 

 

 

5.    Использованная литература……………………………  с.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

 

 

Психологическая наука и практика подтверждает важность формирования нравственных идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой духовной  направленности в психологии развития является одной из причин  деструктивного поведения детей и задержки в формировании личности. Данное положение актуализирует проблему совершенствования подходов к нравственному развитию детей, особенно при явных проявлениях умственной отсталости.

            Нравственная сфера личности  и моральные суждения, являющиеся ее составной частью, как и чувства, мышление, восприятие и некоторые другие проявления  психической деятельности человека, подвержены развитию. В процессе развития в детском возрасте складываются определенные нравственные отношения, которые обусловлены стадией развития ребенка и динамикой совокупности ценностных ориентаций личности. Нравственные проявления отражают систему  межличностных отношений и способы самоутверждения. Они никогда не  возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло. Нравственное взросление человека проходит несколько  стадий. Некоторые  индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, тогда как другие проявляют моральную зрелость уже в отрочестве. Скорость прохождения этих стадий зависит от многих внешних и внутренних факторов: от уровня интеллекта, нравственных установок общества, от принятых в этом обществе традиций воспитания детей.

        Нравственные  проявления подтягивают к социальным  образцам и вносят вклад в  процесс саморегуляции и адаптации деятельности ребенка с умственной отсталостью. Современная и адекватная их диагностика дает возможность эффективно осуществлять профилактику нарушений и социальной реабилитации детей. Анализ нравственных проявлений в процессе развития ребенка обнаруживает взаимосвязь функционирования  мотивов, потребностей, ценностных установок, которые  обусловлены возрастом и успешностью формирования личности в целом.

        Изменение  образовательной парадигмы требует  поиска совокупности классических и инновационных подходов к психологии нравственного развития школьников. В теории  необходимы качественные преобразования, способствующие изучению нравственного мира школьников при умственной отсталости.

          В философии  нравственно-эстетические проблемы рассматривались в трудах классиков  философии- Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, В.О. Соловьева и др.

         В общепедагогических  трудах нравственному воспитанию уделяли внимание О.С. Богданова, Г.Н. Волков, И.С. Марьенко,   И. Ф. Харламова и др.

         Клинические  проявления умственной отсталости  изучены отечественными детскими  психиатрами  Г Е Сухаревой. В. В. Ковалевым, М.В. Вроно, С.С. Корсаковым, М.О. Гуревичем, В. А. Гиляровским, Т. П. Симсон, Е.Н. Кудрявцевой, А.Ф. Мельниковой М.С. Певзнер и др.

       Таким образом, целью данной работы является  изучение  нравственного сознания  умственно отсталого школьника  подросткового возраста.

       Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень нравственного сознания связан  с умственным развитием

 

     Особенности  нравственного сознания умственно  отсталого ребенка.

 

 

     В чрезвычайно сложной  проблеме умственной отсталости  вопрос о возможностях развития детей –   олигофренов является весьма важным как  для понимания проблемы и теоретической ее разработки, так и для практики воспитания, обучения  и подготовки, учащихся к социально-трудовой адаптации. Одним из главных положений отечественной олигофренопсихологии является утверждение, что дети-олигофрены способны к развитию, т.е. у них могут возникать качественно новые, более сложные психические образования, в том числе и нравственное развитие.

Это положение подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями и наблюдениями. Вместе с тем, не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты  и существенные отклонения от нормального развития.

       Олигофрения ( от  греч. «oligos»- малый, незначительный, и «phren» - ум, то есть малоумие) – патологические  состояния, обусловленные главным образом экзогенными поражениями мозга, расстройствами метаболизма, врожденными уродствами, а также  хромосомными аномалиями, в клинике которых проявляется  синдром относительно стабильного интеллектуального недоразвития, ведущей к большим затруднениями в социально- трудовой адаптации.

        Термин «Олигофрен»  впервые введен Э Крепелином.

Принято выделять по этиологическим факторам три группы олигофрении.

 

Первая группа- олигофрении эндогенной природы (в связи с неполноценностью генеративных клеток родителей), наследственно обусловленные (болезнь Дауна, энзимопатические формы олигофрений, истинная микроцефалия и др.)

 

Вторая группа- олигофрении, возникшие в результате внутриутробного действия на зародыш и плод различных вредностей (вирусные заболевания и интоксикации, в том числе алкоголизм матери, токсоплазмоз) , уродства развития головного мозга, чаще  возникающие в ранние периоды эмбриогенеза и т.д.

 

Третья  группа – олигофрении, вызванные асфиксией и родовой травмой, ранними черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями.

         В настоящее  время проблема олигофрении интенсивно  изучается во многих направлениях. Исследуется генетические аспекты олигофрении, в результате полученных данных появляется возможность уточнения этиологии и патогенеза и воздействия на генетический аппарат для предотвращения возникновения умственной недостаточности.

        Психические расстройства при олигофрениях, прежде всего, выражены в недоразвитии психики в целом с преимущественной недостаточностью интеллекта. Дети, страдающие  олигофренией, отстают в развитии, у них поздно появляется, а иногда и вовсе не развивается речь, они начинают ходить только с  3-5 лет и позже, а в тяжелых случаях не в состоянии приобрести даже этого двигательного навыка. Движения их недостаточно координированы, мимика однообразна. Внешний вид довольно характерен и отличается неправильностью, непропорциональностью  телосложения, асимметрией лицевого скелета, мускулатуры лица, маленьким или чрезмерно большим черепом.

            Мышление резко нарушено, и выраженность  его расстройства зависит от  вида олигофрении. У больных отсутствует  способность к аналитической  мыслительной  деятельности. Лишь при легкой  форме олигофрении может иметь место крайне ограниченная способность к аналитическому мышлению.

 

          В эмоциональной  сфере преобладают низшие эмоции, аффекты недифференцированны и  неполноценны. Волевые процессы проявляются в элементарынх влечениях, в неспособности или недостаточности выполнения целенаправленной деятельности. Психические нарушения при олигофрениях довольно стабильны и сохраняются  на протяжении всей жизни.

             Различают три степени психического недоразвития(по глубине и тяжести психических расстройств) –идиотию, имбецильность и дебильность.  Все эти формы олигофрении объединяются глобальным характером психического  недоразвития с акцентом  поражения человеческих функций – мышления и относительной сохранностью более филогенетических древних инстинктивных особенностей человека.

      Умственно отсталым  под силу простейшие обобщения, но более высокий уровень абстрактных  понятий им не удается. Словарный  запас у умственно отсталых может быть достаточно большим, но речь их однообразна, бедна, мышление малопродуктивно. Они иногда неплохо ориентируются в простейших жизненных, чаще  бытовых вопросах и  способны самостоятельно жизни. Они могут  закончить начальную или вспомогательную школу, устраиваться на простую работу.

     Эмоциональные или  волевые особенности личности  при умственной отсталости более  развиты и выражены ярче, чем  при имбецильности, характерологические  особенности их разнообразны, но  отличаются и общими чертами – недостаточной способностью к самообладанию, к подавлению влечений, повышенной внушаемостью, в связи с чем они легко могут попадать под влияние других. Двигательная сфера у умственно отсталых детей значительно совершеннее, чем у имбецилов, но движения их все же отличаются размашистостью, неуклюжестью.

     У умственно отсталых  детей отмечаются аномалии физического  развития, неврологические расстройства. Дети с пограничными формами  интеллектуальной недостаточности  отличаются недоразвитием личности: наивностью, недостаточной критикой, снижением познавательной деятельности, недифференцированностью эмоций. Особую группу составляют дети с нарушением целенаправленной деятельности, построения и выполнения задач. Для них характерны двигательная расторможенность, нарушения концентрации внимания, они склонны к фантазии.

    Основная трудность для  умственно отсталого человека  состоит в изменении привычного  стереотипа. При решении любых  проблем он старается использовать  известные ему приемы и шаблоны. Так, умственно отсталый бездумно заучивает различные правила, инструкции и строго придерживается их, не будучи в состоянии как-то перерабатывать, корректировать и видоизменять их при перемене ситуации. Среди умственно отсталых часто встречаются лица с расторможенностью примитивных влечений. Не будучи способными удовлетворять свои повышенные сексуальные потребности естественным путем, многие из них прибегают к сексуальным извращениям – эксгибиционизму, гомосексуализму и другим.

       Темперамент и  характер  у умственно отсталых различны. Некоторые из них уравновешены , общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным  действиям. Умственно отсталые могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным  способностям и своей несостоятельности

Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они  легко попадают под чужое влияние и могут  стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда умственно отсталый ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю,но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок (особенно малолетние).

           Наиболее  заметно отставание в развитии  в раннем детском возрасте. Такие дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить и говорить. В детстве речь неразвита, может быть односложной. Но с годами, особенно при легкой и умеренной  умственной отсталости, они многому обучаются, и психическое недоразвитие становится менее  заметным. Среди умственно отсталых могут быть дети, у которых на фоне общего психического недоразвития выявляются заметные способности в какой-либо области, например, они могут отличаться прекрасной механической памятью без осмысления повторяемого, абсолютным музыкальным слухом, способностями в рисовании, могут запоминать и перемножать в уме большие цифры без объяснения последовательности математических действий и так далее.

          Очень  важна для умственно отсталых  личностей правильная организация труда и быта. При  благоприятной ситуации и разумном руководстве их поведением умственно  отсталые  могут в достаточной степени приспособиться к окружающему. Не будучи способными к тонкому анализу и обобщениями, умственно отсталые( особенно в легкой степени) могут довольно ловко ориентироваться в обычных житейских ситуациях, обнаруживая достаточную хитрость, пронырливость и практическую осведомленность, и поэтому могут неплохо устроиться в жизни.

Они способны жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве и поддержке. Они могут сами себя обслуживать, получить определенную профессиональную подготовку, где  не требуется интеллектуальной деятельности, и этим в определенной мере маскируют недостатки мышления. Они могут иметь семью, детей.  Но риск рождения умственно отсталого ребенка в таких случаях значительно повышается.

Нравственное поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения. Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно  действовать для реализации этих целей . Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания, самостоятельности и нравственности имеют большое значение в воспитании личности.

Информация о работе Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка