Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:56, реферат
Таким образом, целью данной работы является изучение нравственного сознания умственно отсталого школьника подросткового возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень нравственного сознания связан с умственным развитием
Введение……………………………………………………. с.2
2. Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка………………………………………………………… с.3
3. Психолого-медико-социальный статус умственно отсталых детей, воспитывающихся в Уруссинской специальной (коррекционной общеобразовательной школе-интернат……………………………………………………….. с.10
4. Заключение………………………………………………. с.12
5. Использованная литература…………………………… с.13
2. Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка………………………………………………………… с.3
3. Психолого-медико-социальный
статус умственно отсталых
4. Заключение………………………………………………. с.12
5. Использованная литература……………
Введение
Психологическая наука и практика подтверждает важность формирования нравственных идеалов, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой духовной направленности в психологии развития является одной из причин деструктивного поведения детей и задержки в формировании личности. Данное положение актуализирует проблему совершенствования подходов к нравственному развитию детей, особенно при явных проявлениях умственной отсталости.
Нравственная сфера личности и моральные суждения, являющиеся ее составной частью, как и чувства, мышление, восприятие и некоторые другие проявления психической деятельности человека, подвержены развитию. В процессе развития в детском возрасте складываются определенные нравственные отношения, которые обусловлены стадией развития ребенка и динамикой совокупности ценностных ориентаций личности. Нравственные проявления отражают систему межличностных отношений и способы самоутверждения. Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло. Нравственное взросление человека проходит несколько стадий. Некоторые индивиды так и не достигают взрослого уровня нравственности, тогда как другие проявляют моральную зрелость уже в отрочестве. Скорость прохождения этих стадий зависит от многих внешних и внутренних факторов: от уровня интеллекта, нравственных установок общества, от принятых в этом обществе традиций воспитания детей.
Нравственные
проявления подтягивают к
Изменение
образовательной парадигмы
В философии нравственно-эстетические проблемы рассматривались в трудах классиков философии- Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, В.О. Соловьева и др.
В общепедагогических
трудах нравственному воспитани
Клинические
проявления умственной
Таким образом, целью данной работы является изучение нравственного сознания умственно отсталого школьника подросткового возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень нравственного сознания связан с умственным развитием
Особенности
нравственного сознания
В чрезвычайно сложной
проблеме умственной
Это положение подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями и наблюдениями. Вместе с тем, не снимается со счета и тот факт, что развитие умственно отсталого ребенка осуществляется на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и существенные отклонения от нормального развития.
Олигофрения ( от греч. «oligos»- малый, незначительный, и «phren» - ум, то есть малоумие) – патологические состояния, обусловленные главным образом экзогенными поражениями мозга, расстройствами метаболизма, врожденными уродствами, а также хромосомными аномалиями, в клинике которых проявляется синдром относительно стабильного интеллектуального недоразвития, ведущей к большим затруднениями в социально- трудовой адаптации.
Термин «Олигофрен» впервые введен Э Крепелином.
Принято выделять по этиологическим факторам три группы олигофрении.
Первая группа- олигофрении эндогенной природы (в связи с неполноценностью генеративных клеток родителей), наследственно обусловленные (болезнь Дауна, энзимопатические формы олигофрений, истинная микроцефалия и др.)
Вторая группа- олигофрении, возникшие в результате внутриутробного действия на зародыш и плод различных вредностей (вирусные заболевания и интоксикации, в том числе алкоголизм матери, токсоплазмоз) , уродства развития головного мозга, чаще возникающие в ранние периоды эмбриогенеза и т.д.
Третья группа – олигофрении, вызванные асфиксией и родовой травмой, ранними черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями.
В настоящее
время проблема олигофрении
Психические расстройства при олигофрениях, прежде всего, выражены в недоразвитии психики в целом с преимущественной недостаточностью интеллекта. Дети, страдающие олигофренией, отстают в развитии, у них поздно появляется, а иногда и вовсе не развивается речь, они начинают ходить только с 3-5 лет и позже, а в тяжелых случаях не в состоянии приобрести даже этого двигательного навыка. Движения их недостаточно координированы, мимика однообразна. Внешний вид довольно характерен и отличается неправильностью, непропорциональностью телосложения, асимметрией лицевого скелета, мускулатуры лица, маленьким или чрезмерно большим черепом.
Мышление резко нарушено, и выраженность его расстройства зависит от вида олигофрении. У больных отсутствует способность к аналитической мыслительной деятельности. Лишь при легкой форме олигофрении может иметь место крайне ограниченная способность к аналитическому мышлению.
В эмоциональной
сфере преобладают низшие
Различают три степени психического недоразвития(по глубине и тяжести психических расстройств) –идиотию, имбецильность и дебильность. Все эти формы олигофрении объединяются глобальным характером психического недоразвития с акцентом поражения человеческих функций – мышления и относительной сохранностью более филогенетических древних инстинктивных особенностей человека.
Умственно отсталым
под силу простейшие обобщения,
но более высокий уровень
Эмоциональные или
волевые особенности личности
при умственной отсталости
У умственно отсталых
детей отмечаются аномалии
Основная трудность для
умственно отсталого человека
состоит в изменении
Темперамент и характер у умственно отсталых различны. Некоторые из них уравновешены , общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Умственно отсталые могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным способностям и своей несостоятельности
Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда умственно отсталый ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю,но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок (особенно малолетние).
Наиболее заметно отставание в развитии в раннем детском возрасте. Такие дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить и говорить. В детстве речь неразвита, может быть односложной. Но с годами, особенно при легкой и умеренной умственной отсталости, они многому обучаются, и психическое недоразвитие становится менее заметным. Среди умственно отсталых могут быть дети, у которых на фоне общего психического недоразвития выявляются заметные способности в какой-либо области, например, они могут отличаться прекрасной механической памятью без осмысления повторяемого, абсолютным музыкальным слухом, способностями в рисовании, могут запоминать и перемножать в уме большие цифры без объяснения последовательности математических действий и так далее.
Очень важна для умственно отсталых личностей правильная организация труда и быта. При благоприятной ситуации и разумном руководстве их поведением умственно отсталые могут в достаточной степени приспособиться к окружающему. Не будучи способными к тонкому анализу и обобщениями, умственно отсталые( особенно в легкой степени) могут довольно ловко ориентироваться в обычных житейских ситуациях, обнаруживая достаточную хитрость, пронырливость и практическую осведомленность, и поэтому могут неплохо устроиться в жизни.
Они способны жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве и поддержке. Они могут сами себя обслуживать, получить определенную профессиональную подготовку, где не требуется интеллектуальной деятельности, и этим в определенной мере маскируют недостатки мышления. Они могут иметь семью, детей. Но риск рождения умственно отсталого ребенка в таких случаях значительно повышается.
Нравственное поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения. Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей . Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания, самостоятельности и нравственности имеют большое значение в воспитании личности.
Информация о работе Особенности нравственного сознания умственно отсталого ребенка