Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 18:21, реферат
Краткое описание
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Работе механизмов памяти, различным эффектам ее функционирования посвящено огромное количество психологической литературы.
В основе запоминания лежит
концентрация внимания. Мы должны сосредоточить
внимание на запоминаемом предмете и уделить
ему достаточно времени. Если мы разовьем
нашу зрительную память, то будем легко
воспроизводить очень яркие мысленные
образы того, что хотим запечатлеть в памяти.
В создании таких образов участвуют все
наши чувства. А как часто мы фактически
не воспринимаем то, что видят наши глаза,
слышим краем уха, не слушая, не осознаём
полностью своих ощущений! Развивая внимание,
мы одновременно активизируем свои чувственные
и интеллектуальные способности. Создание
мысленных образов требует как воображения,
так и интеллекта. Ассоциируя с наличным
чувственным восприятием некоторый образ,
мы улучшим качество записи информации
в памяти: ассоциация – третья ключевая
предпосылка хорошего запоминания.
Хорошую запись обеспечивают
три условия: концентрация
(внимания), образ, ассоциация.
Формирование мысленных образов и их ассоциаций
облегчают процессы запоминания.Чтобы
улучшить свою память, необходимо понять,
как действует ее механизм, что ему препятствует,
а что облегчает работу. Этот механизм
можно представить в виде цепи, между звеньями
которой иногда происходят разрывы, приводящие
к ухудшению памяти.
Потребности или
интерес – Мотивация – Внимание – Концентрация
– Организация.
Внимание – центральное звено
в цепи процессов памяти – это необходимая
предпосылка запоминания. Невозможно
поддерживать достаточный уровень внимания,
когда ум занят чем-то иным. Так бывает
при всякого рода помехах: отвлекающих
событиях, отклонениях от темы, сильных
переживаниях, усталости, беспокойстве,
депрессии или необходимости совершать
автоматизированные действия.
При обретении контроля над
вниманием спонтанное, случайное запоминание
уступает место намеренному запоминанию
с участием сознания.Для записи информации
необходимо сосредоточенное внимание:
оно позволяет отбирать то, что нужно запомнить,
и придавать мысли упорядоченную структуру.
Любого рода организация запоминаемого
материала облегчает работу памяти, но
особенно эффективны мнемонические приемы,
так как снабжение образующихся следов
памяти «опознавательными знаками», или
«адресами», намного упрощает доступ к
ним. Искусство хорошего использования
памяти состоит в умении удачно выбирать
такие знаки, желательно в форме зрительных
образов.
Для улучшения обработки новой
информации очень важно устанавливать
мысленные связи и структурировать новые
сведения. Для большей уверенности в запоминании
информации чаще всего прибегают к повторению.
Однако этот метод воздействует на память
механически и поверхностно, и плоды его
ощутимы лишь короткое время, если не дополнить
его более сложными мысленными операциями,
оставляющими более глубокие и упорядоченные
следы
Чтобы подвергнуть информацию
основательной обработке и закодировать
ее для длительного хранения, важно произвести
целый ряд мысленных операций: прокомментировать
новые данные, оценить их значение, поставить
вопросы, с чем-то сопоставить и сравнить.
Такое развитие сети ассоциаций, как эмоциональных,
так и интеллектуальных, повышает эффективность
запоминания.
При желании вспомнить побольше
деталей свободно отдавайтесь пробуждающимся
чувствам – и воспоминания будут последовательно
всплывать перед вашим взором. Пробужденное
сознание – прекрасный помощник памяти,
и к тому же оно дает более глубокое удовлетворение
от контактов с окружающим вас миром.
Хотя невозможно претендовать
на безупречную память, ибо она частично
зависит от бессознательных процессов,
ее можно улучшить, развивая свое внимание.
Память субъективна, она часть нашей личности.
Мы можем научиться контролировать ее
хотя бы в той ограниченной степени, в
какой поддается контролю сама наша жизнь.
В памяти удивительно то, что она примиряет
в нас эмоциональное и рациональное начала,
и мы только выиграем, если будем активно
влиять на их объединение. Концентрируйте
внимание только на одном деле, и вы его
хорошо сделаете.
С возрастом наша память ослабевает
на 20 – 40%. В этом отношении существуют
большие индивидуальные различия, и некоторые
из них обусловлены наследственностью.
Иногда в наш ум внедряется какое-то глубинное
беспокойство – источник гнетущих и навязчивых
мыслей. Если это так, то освобождение
от таких подспудных тревог, несомненно,
приведет к восстановлению достаточной
эффективности памяти. Первой задачей
при любой тренировке памяти должно стать
освобождение интеллекта с тем, чтобы
он мог свободно мыслить.
Страх перед забыванием – одна
из главных причин сбоев в работе памяти.
Быть внимательным – это значит
хорошо воспринимать то, что происходит
как в нас самих, так и вокруг нас. Когда
мы ощущаем внутреннее смятение, то это,
естественно, отвлекает наше внимание.
У памяти есть парадоксальная особенность:
чем больше мы хотим что-то вспомнить,
тем больше оно ускользает от нас. Очевидная
причина этого – вмешательство в работу
внимания.
Мы должны освоить классические
приемы «последовательного мышечного
расслабления». Цель этого упражнения
– убедиться в том, что путем последовательного
снятия тонуса отдельных групп мышц можно
добиться полного расслабления.
1. Сядьте на удобный
стул, не скрещивая ног, ступни на
полу. Расстегните слишком тугую одежду
и не напрягайте ног.
2. Вытяните кончики ног
с пальцами вперед, напрягая мышцы
стоп и икр. Сохраняйте такое
положение 10 секунд, затем снимите
напряжение с мышц. Только внезапное
пассивное движение освободившейся
ноги (или иной части тела) позволяет
почувствовать снятие напряжения.
Во время напряжения мышц важно не
ослаблять усилия; потом, сбросив напряжение,
вы должны ощутить прилив крови к мышцам
и тепло. Наслаждайтесь этим ощущением
и дышите нормально примерно в течение
10 секунд до сокращения новой группы мышц.
3. Опираясь пятками на пол, отгибайте
пальцы ног вверх. Снова напрягите
мышцы ступней и голеней. Выдержите так
10 секунд, а затем на 10 секунд расслабьтесь.
При выполнении этих действий вы должны
чувствовать, как ваши мышцы сначала напрягаются,
а затем согреваются. Испытайте приятное
чувство расслабления после снятия напряжения.
4. Поднимите ноги параллельно
полу, отгибая пальцы ног к себе (как
вы это уже делали с пятками на полу). Теперь
будет включена новая группа мышц – мышцы
бедер. Оставайтесь в таком положении
10 секунд, а затем расслабьтесь, позволяя
ногам внезапно упасть. Ваши ступни, голени
и бедра должны согреться, и вы будете
испытывать приятное чувство.
5. Поднимите ноги параллельно
полу, отгибая пальцы на себя (как в
предыдущем случае). Напрягайте ноги в
течение 10 секунд, затем расслабьте. На
этой стадии мы заставляем работать мышцы
нижней части корпуса. Далее следуют упражнения
и для его верхней части.
6. Поднимите руки горизонтально
параллельно полу. Сожмите кулаки и с усилием
напрягайте всю руку. Делайте это в течение
10 секунд, затем расслабьте руки. Повторите
это упражнение с раскрытыми ладонями
и растопыренными пальцами; после 10 секунд
расслабьте руки.
7. Вытяните губы вперед в виде
буквы О и раскройте пошире глаза, как
в пантомиме карикатурно изображают удивление.
Не хмурьте бровей. Выдержите 10 секунд,
затем расслабьтесь. Мышцы лица и шеи будут
вам за это признательны. Попробуйте проделать
это маленькое упражнение, когда вы за
рулем и ждете у красного света.
8. Улыбнитесь как можно шире
и оставайтесь так 10 секунд, затем расслабьтесь.
Видите – вы подошли к концу этого упражнения
с улыбкой.
Можно еще больше расслабиться,
сконцентрировавшись на своем дыхании.
Дышать глубоко, сосредоточив мысль на
вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Придерживаться
медленного и равномерного ритма.
Так как беспокойство ослабляет
внимание и мешает работе памяти, очень
важно не допускать подобной внутренней
помехи.
1. Расслабление уменьшает внутреннее
беспокойство – одну из главных причин
плохой работы памяти.
2. Расслабление улучшает внимание.
Оно дает возможность оценить ситуацию
и сосредоточиться.
3. Последовательное мышечное
расслабление совместно с визуализацией
успокаивают тело и душу.
5. Упражнения, уменьшающие
беспокойство, тем самым облегчают
концентрацию внимания.
6. Расслабление помогает
подавить беспокойство и создает
таким образом благоприятные условия
для работы памяти.
7. Хорошее знание функций
памяти, их сознательный учет
и позитивная психологическая установка
тоже позволяют лучше преодолевать беспокойство
и делают возможной концентрацию внимания.
8. Размышления относительно
способов выполнения задачи освобождают
мозг от беспокойства, вытесняя негативные
установки, вместо того чтобы без конца
представлять себе возможные неудачи,
нужно обдумывать конкретные пути достижения
цели.
Мы способны мысленно воссоздавать
чувственные образы – это мы называем
«воображением». Одно из самых драгоценных
свойств памяти, очень важное как при извлечении
информации, так и при ее долговременной
записи,– это способность оперировать
образами, т е. организовать мысли в форме
зрительных представлений. Зрительные
образы всегда конкретны, что дает возможность
передать мысль четко и ясно. Чтобы развить
способность к воспроизведению образов,
необходимо как можно больше использовать
свое воображение. Мы можем улучшить свою
память, научившись прибегать к мысленному
воспроизведению зрительных образов.
Образное мышление доставляет удовольствие
и облегчает процессы вспоминания.
1. Воссоздание в памяти
зрительных образов и образное
представление мыслей имеют большое
значение для хорошей памяти.
2. Все люди способны
развивать свое воображение.
3. Эмоционально окрашенные
и затрагивающие нас лично образы
сохраняются в памяти дольше.
4. Зрительное представление
(визуализация) какой-либо идеи состоит
в мысленном создании картины-иллюстрации,
т е. в построении соответствующего
образа. Это занимает не меньше 15 секунд,
но гарантирует великолепное извлечение
информации в будущем.Мы воспринимаем
внешний мир чувствами еще до того, как
наша мысль начинает обрабатывать поступающую
информацию и раскладывать ее по полочкам
нашей памяти. С помощью чувств мы улавливаем
тысячи стимулов, вызывающих у нас реакции
разного рода, как эмоциональные, так и
интеллектуальные. Учитывая этот механизм
реагирования, мы помогаем своей памяти.
Когда процесс восприятия происходит
осознанно, впечатления лучше закрепляются
в памяти. Слуховая память, один из наиболее
древних мнемонических средств, учит нас
использовать ритм и рифму. Как известно,
вербальная(словесная) память доминирует
у 40% людей. Это люди, восприимчивые к словам,
ритмам и звукам. Непроизвольно они мыслят
каламбурами, игрой слов и словесными
ассоциациями. Совершенствоваться в своей
речи посильно каждому.
1. Привлечение чувств –
первый шаг в стимуляции деятельности
мозга и развития памяти. Если нечего записать
в память, то нечего и вспомнить.
2. Смотрите, слушайте, трогайте,
пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь.
Сознательным использованием органов
чувств мы вовлекаем в процесс запоминания
чувственную (сенсорную) память и тем самым
компенсируем возрастные ухудшения в
сенсорных функциях.
3. Наилучший результат
дает сочетание всех видов
чувственного восприятия.
Термин «избирательное (селективное)
внимание» означает, что мы сами выбираем
предмет своей сосредоточенности. Этот
процесс отбора очень важен для развития
хорошей памяти. Подсознательно мы выбираем
из поступающей информации необходимое
для наших целей, а остальное предоставляем
случаю. Тщательно отбирая то, что с нашей
точки зрения достойно запоминания, мы
можем усилить контроль над своей памятью.
С возрастом становится все
труднее это реализовать из-за потери
способности к выделению наиболее существенного
и яркого в своих ощущениях. Мы начинаем
уделять одинаковое внимание каждой детали
или вещи и поэтому легче становимся рассеянными.
Если к этому добавляется неспособность
к расслаблению при стрессе, а также трудности
в выработке четких и ясных чувственных
впечатлений, тогда весьма вероятными
становятся нарушения внимания и его концентрации.
Внимание бывает нарушено больше чем в
половине случаев затруднений с памятью.
Тут могут помочь упражнения на концентрацию
внимания и на селективное внимание. Чтобы
эффективно управлять записью информации
в памяти, мы должны осознавать, что же
именно мы воспринимаем, какие чувства
пробуждает это восприятие и какие вызывает
мысли.
Селективное внимание позволяет
нам сознательно сосредоточиться на том,
что мы сочли достойным запоминания. Для
этого необходимо участие сознания как
в эмоциональном, так и в чисто логическом
плане. Чтобы сделать внимание более избирательным,
нужно отдавать себе отчет в следующем:
1.Какова сенсорная картина:
что воспринимают ваши органы чувств?
2.Примечательные детали:
что бросается нам в глаза?
3.Наши эмоции: что нас трогает?
4.Интеллектуальная оценка.
Дайте ответы по следующим пунктам:
–назначение или смысл воспринимаемого;
–структура, композиция;
–существенные, значимые детали;
–детали, иллюстрирующие содержание.
Всякий раз, когда мы рассматриваем
какую-нибудь вещь, нужно задавать себе
два главных вопроса: «Нравится она мне
или нет?» и «Что именно мне нравится, а
что не нравится?»
При записи одновременно по
двум каналам – эмоциональному и логическому
– с сопровождающими комментариями (как
импровизированными, так и целенаправленно
планируемыми) мы разбиваем информацию
на ряд категорий и тем самым снабжаем
ее опознавательными знаками, облегчающими
извлечение из памяти.
Если мы сознательно придумаем
какие-то ассоциации и будем их вновь отыскивать
в заранее предусмотренных случаях, то
тем самым мы усилим контроль над записью
информации в памяти и подкрепим нужные
мысленные связи, отчего наши шансы на
вспоминание возрастут. Чтобы запомнить
какой-нибудь список, нужно проанализировать
различные его пункты и найти подходящие
ассоциации. Когда мы анализируем какой-нибудь
предмет, мы можем смотреть на него под
разными углами.