Особенности памяти младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Более точно память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда - то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

Содержание

§1. Теоретическая часть

Введение
Определение памяти
Сущность и развитие процесса
Виды памяти и их особенности
- По способу хранения материала
- По преобладающему анализатору
- По характеру участия воли
- Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти
Возрастные особенности памяти младших школьников

§2 Практическая часть

Описание методик исследования
2. Обработка данных

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности памяти младших школьников.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Оборудование: десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи

шум-вода                                               путь-дорога

год-месяц                                               стол-обед

нож-вилка                                              сад цветы

мост-река                                               час-время

глаз-ухо                                                  снег-зима

 

Вначале читаем детям  каждую пару слов. Тестируемые стараются установить связь между словами пары. Потом называем только первое слово пары, а учащиеся должны воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

 

 

2. Обработка  данных

 

Методика N 1

Слуховая память

Количество тестируемых

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16


 

Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда

70

60

60

50

70

40

70

50

60

40

30

20

60

40

50

20


       

20 - 50%    -   9 человек

60 – 80%   -  7 человек

90 – 100%  -  0 человек

 

Зрительная  память

Количество человек  в классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16


Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда

30

50

60

50

50

60

70

80

20

60

70

20

60

30

20

60


20 - 50%    -   8 человек

60 – 80%   -  8  человек

90 – 100%  -  0 человек

 

Моторно-слуховая память

Количество человек  в классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16


 

Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда

60

30

30

60

50

40

70

40

80

60

30

80

70

30

20

60


 

20 - 50%    -  8 человек

60 – 80%   -  8 человек

90 – 100%  -  0 человек

 

 Комбинированная память

Количество человек  в классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16


Объём памяти, С=(а/в)*100%, где а- запомнившиеся слова, в- количество слов ряда

80

80

100

80

80

40

70

100

50

50

60

90

30

100

80

70


 

20 - 50%    -   4 человек

60 – 80%   -  9 человек

90 – 100%  -  3 человек

 

 

 

Итоговая таблица

 

Объём памяти

Слуховая

Зрительная

Моторно-слуховая

комбинированная

до 50%

9 чел

8 чел

8 чел

4 чел

до 80%

7 чел

8 чел

8 чел

9 чел

До 100%

----------

----------

----------

3 чел


 

 Можно сделать вывод, что у младших школьников преобладает комбинированный тип памяти, так как количество запоминаемых слов возрастает до 100%, чего нет у других типов памяти.

 

Методика N 2

 

При поведении методики на выявление  влияния смысловых связей на запоминание  и воспроизведение получили следующие данные.

Количество человек  в классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16


Коэффициент смысловой  памяти       С=(а/в)*100%

70

80

60

40

80

30

40

70

60

70

60

90

70

80

60

60


А – количество слов ряда (постоянное количество – 10 слов)

В – количество запомнившихся  слов

до  50% - 3 человека

больше  50% - 13 человек

Исходя из полученных данных видно, что у подавляющего большинства  класса преобладает смысловое (логическое) запоминание, основой которого является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им более понятен.

Библиография

 

      1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. Томск, 1993.
      2. Голубева. Индивидуальные особенности памяти человека. М., «Педагогика», 1980 г.
      3. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.
      4. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М., 1985.
      5. Журналы «Начальная школа», № 5 1986г., № 4 1994г.
      6. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976.
      7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 книгах: Книга 2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
      8. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.
      9. Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.
      10. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и  памяти   школьников  // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.

 




Информация о работе Особенности памяти младших школьников