Особенности переживания женщинами кризиса 30 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы я поставила для себя следующий ряд задач:

Дать краткую характеристику термину возрастной кризис и его этапам;

Рассмотреть предпосылки возникновения кризиса тридцати лет у женщин;

Распознать проявления кризиса тридцати лет;

Понять его значение.

Также эта тема полезна и для меня самой, поскольку в процессе её изучения, я надеюсь вынести полезные уроки и для своего будущего.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы изучения кризиса тридцати лет у женщин

1.1 Понятие возрастного кризиса

1.2 Этапы возрастного кризиса

1.3 Предпосылки возникновения кризиса тридцати лет у женщин

1.4 Проявления кризиса тридцати лет у женщин

1.5 Значение кризиса тридцати лет

1.6 Выводы

2 Исследование переживания кризиса тридцати лет у женщин

2.1 База и методы исследования

2.2 Исследование проявлений и значения кризиса тридцати лет у женщин.

2.3 Выводы

Заключение

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа..doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

9)   Замужняя женщина тридцати лет, которая не имеет собственной карьеры, ощущает дискомфорт, связанный с желанием стать чем-то  большим. Пока такая женщина не делает попыток для развития своей личности, она верит иллюзорным представлениям, внушённым ей матерью, так как они дают ей чувство безопасности. Ей кажутся опасными те женщины, которые выбирают другой путь. Чтобы отвлечься от проблем, она переключает враждебную энергию в жёсткое руководство домом, поскольку управлять в другом месте она боится. Переход к тридцатилетию даёт замужней женщине внутренний толчок к расширению, из-за чего у неё начинается серьёзная внутренняя борьба. Внутри неё, с одной стороны, борется реальная потребность иметь и воспитывать детей, а с другой – зависть со стороны женщин (иногда даже родственниц), которые сами не решаются изменить свою жизнь. Но некоторые женщины не желают расширять свою личность и отступают при первых же неудачах в работе, стремясь занять нишу жертвы. Представления о настоящей жизни они черпают из книг, газет и фильмов и совершенно не хотят меняться (Шихи,1999).

10) Женщина тридцати лет обнаруживает, что при сложившейся внешне благополучной жизни  личность её несовершенна, много сил потрачено впустую, что она сделала мало по сравнению с тем, что могла бы сделать. Представления о жизни, которые сложились в период между двадцатью и тридцатью годами уже не удовлетворяют её. В результате критического пересмотра своего Я, женщина обнаруживает, что многое уже не может изменить в своей жизни: семью, профессию, образ жизни. Она вдруг осознаёт, что как - будто опять стоит перед той же задачей – поиска и самоопределения в новых обстоятельствах жизни с учётом реальных возможностей и ограничений, которые ранее не замечались. Кризис проявляет себя в необходимости что-то поменять и предпринять и говорит о вступлении человека в фазу взрослости. У женщин во время кризиса тридцати лет меняются приоритеты, которые она установила в начале ранней взрослости. В тридцать лет женщина хочет подтвердить свой статус взрослого человека: то есть хочет иметь хорошую работу, стремится к безопасности и стабильности. Она ещё верит, что возможно полностью осуществить свои мечты и надежды и усердно трудится для этого.

11) В. Франкл считает, что кризис тридцати лет возникает в результате нереализованности жизненного замысла. А если при этом переоцениваются ценности, значит, жизненный замысел вообще оказался неверным. Кризис тридцати нередко называют кризисом смысла жизни. Эти поиски ознаменовывают собой переход от юности к зрелости. В. Франкл пишет, что сегодня люди страдают не столько от «чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты». Чтобы не потерять смысл жизни, нужно уметь жить в согласии с миром и самим собой. Полностью можно потерять смысл жизни лишь тогда, когда в ней нет ни одного значимого сущностного мотива. 

Проявления  кризиса тридцати лет у женщин 

     Психологи отмечают, что кризис тридцати лет  у женщин протекает более незаметно для окружающих, чем, например, кризисы детства, поскольку основная борьба идёт внутри человека на психологическом уровне.

     Специальные исследования протекания у женщин кризиса  тридцати лет показали, что в эмоциональной  сфере у них могут наблюдаться  такие три явления, как депрессия, деструктивные чувства и одиночество.

   1) Депрессия может выражаться в виде различных состояний:

   а)  апатии;

   б)  равнодушия;

   в)  усталости;

   г)  тоски;

     д)  подавленности; 

     е)  безразличия.

   2)  Деструктивные чувства:

   а)  раздражительность;

   б)  злость;

   в)  обида;

   г)  агрессия;

   д)  ненависть;

   е)  досада;

   ж)  упрямство;

   з)   придирчивость;

   и)  мнительность;

   к)   зависть.

   3) Одиночество:

   а) чувство ненужности;

   б) чувство непонимания;

   в) чувство «тупика»

     Исследования показали, что женщины  в кризисе более склонны к   проявлению агрессии и деструктивных чувств, нежели мужчины. Кроме того, они часто прибегают к общению, чтобы быстрее выбраться из кризиса. В целом же, во время кризиса, женщины скорее склонны к уменьшению объёма общения, чем к его увеличению.

     Кризис  взрослости связан с расхождением между областью наличного и областью возможного и желаемого. Он переживается в виде беспокойства и сомнений, поскольку к этому периоду накапливается определённый опыт, и создания более рациональной структуры жизни в профессиональной деятельности и в семье. Во время кризиса человек переоценивает свой выбор супруга, карьеры, жизненной цели. В результате чего распадаются ранние браки, меняется профессиональная ориентация, что без личностной перестройки малоэффективно. Женщины, которые находятся в браке, проверяют свои чувства, спрашивая себя, желают ли они сохранить семейный союз? Им приходится расставаться со своими иллюзиями по поводу брачного союза.

         При вхождении в переходный период, женщина, которая сидела дома с детьми, стремится расширить горизонты, а женщина, активно строящая до этого карьеру, испытывает сильную потребность в эмоциональных привязанностях. Действуя, повинуясь этим импульсам, женщина иногда не осознаёт, что при этом она может упустить что-то важное.

            Женщина в тридцатилетнем возрасте начинает испытывать беспокойство и оживление. Женщина задаёт себе вопросы: « Какой я хочу видеть свою жизнь, что я делаю и что я хочу делать?» Это беспокойство является отголоском кризиса двадцати лет, времени, когда был сделан определённый выбор.        

      Появляется настойчивое чувство нехватки чего-то, а также стремление достичь чего-то большего. Кажется, что жизнь после двадцати лет строилась неправильно, что зачастую приводит к разводу семьи в этот период. Теперь женщина чувствует себя иначе, ей кажется, что какой-то аспект жизни до этого не принимался ей во внимание. А если до этого женщина наслаждалась одиночеством и независимостью, то теперь она стремится вступить в брак и завести детей.

     В это время у женщин можно наблюдать «эмоциональную оглушённость» - власть одного или нескольких чувств, которые определяют её положение среди близких людей. Обычно это чувство связано с эмоциональным освоением ролей жены и матери

       Иногда кризисы развития сопровождаются сильным психическим дискомфортом, который даже может поставить под угрозу выживание организма. Такие психологические переходы к более высокому уровню зрелости и благополучия редко протекают спокойно. Чаще они сопровождаются периодами смятения, острых вопросов или даже дезорганизацией и полным отчаянием. 

Значение  кризиса тридцати лет     

 
     
Задача кризиса заключается в том, чтобы освободить человека от всего ненужного и несоответствующего его реальным потребностям, помочь ему избавиться от изживших себя старых убеждений, целей и образа жизни, а также, чтобы истинное Я становилось более очевидным и действенным. Кризис тридцати лет необходим женщине для коррекции жизненного плана.

     Если  кризис тридцати лет успешно пройден  женщиной, она может принять более  перспективные жизненные стратегии.

       Переход к тридцати годам стимулирует психологический сдвиг на всех фронтах. Стремление к расширению пересиливает потребность в безопасности. Энергия для этого приходит изнутри. Хотя жизнь становится сложнее, но именно в этой сложности можно открыть для себя новое богатство.

     Итогом кризиса может быть либо восстановление прерванной кризисом жизни, либо её перерождение в другую жизнь. Но чаще всего, кризис имеет положительное значение, потому что человек, в результате кризиса начинает заниматься самосозиданием, то есть полезным творческим занятием. В первом случае, после кризиса жизнь восстанавливается, но в ней сохраняется лишь самое существенное, а во втором случае – замысел жизни оказывается основанным на ложных ценностях и дискредитируется вместе с ними самим опытом своего осуществления. (Василюк, 1984)

     Следовательно, психологический кризис – это  физическое и психическое страдание, с одной стороны, но трансформация, развитие и личностный рост, с другой.  
 
 
 
 
 

     Выводы

     В завершение, я хотела бы подвести основные итоги своей работы и сделать  некоторые выводы из неё. Кризис тридцати лет в жизни женщины является неизбежным явлением, потому что, как и все другие возрастные кризисы он знаменует собой переход на качественно новый этап её                                                                                                                                                                                                           развития. В качестве основных предпосылок развития кризиса тридцати лет можно назвать обострение противоречий между всеми проявлениями психической реальности, изменение ролевых отношений в семье, расхождение между областью наличного и  желаемого, чувство нереализованного жизненного замысла и стремление подтвердить свой статус взрослого человека.

     К основным проявлениям кризиса тридцати лет в эмоциональной сфере у женщин можно отнести депрессию (апатия, равнодушие, усталость, тоска, подавленность и безразличие); деструктивные чувства (раздражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть) и одиночество (чувство ненужности, непонимания и «тупика»).   Помимо того, признаками кризиса служат оживление, беспокойство и сомнение, чувство нехватки чего-то, иногда – сильный психологический дискомфорт, который может представлять угрозу для жизни. Нередко наблюдается состояние «эмоциональной оглушённости» - власти одного или нескольких чувств.

     Внешне, кризис часто проявляется в переоценке ценностей: женщина, до этого, сидящая дома с детьми, стремится расширить горизонты и сделать карьеру, а карьеристка ищет эмоциональные привязанности в браке и в семье. Часто, пересмотрев свои отношения,  супруги разводятся в этот период.

     Значение  кризиса тридцати лет можно свести к следующему: как и любой другой кризис, этот кризис помогает избавиться женщине от всего ненужного и изжившего себя, того, что уже не соответствует её реальным потребностям. Часто кризис приводит к серьёзной коррекции жизненного плана, изменению целей и образа жизни. Обновлённая после кризиса жизнь кажется богаче и ярче, хотя и несколько сложнее. Женщина после кризиса начинает активно заниматься самосозиданием. К отрицательным последствиям кризиса можно отнести то, что женщина иногда круто меняет свою жизнь, при этом, не очень задумываясь о последствиях, таких как, чувство вины перед домашними или сожаление о брошенной карьере.

     Кроме того, женщины часто сожалеют о  необдуманно расторгнутых в этот период браках. Следовательно, кризис тридцати лет имеет двоякое значение для женщин, так как он сопровождается физическими и психическими страданиями с одной стороны, но трансформацией, развитием и личностным ростом – с другой.  

   Список  литературы

1.  Абрамова Г.С.  –  Возрастная психология: М., 2003.

2. Василюк Ф.Е. -  Проблема критической ситуации/ Психология экстремальных ситуаций: Мн., 1999

3.  Выготский Л.С. – Проблема возраста: М., 1984

4. Выготский Л.С. – Собрание сочинений: М.,1981-1984

5. Г. Крайг,  Д.Бокум. Психология развития: СПб, 2004

6. Малкина-Пых И.Г. - Возрастные кризисы взрослости: Справочник

Практического психолога: М.,2005

7. Обухова  Л.Ф. – Возрастная психология,2001

8. Поливанова  К.И. – Психология возрастных кризисов: М, 2000

9. Толстых  А.В. – Возрасты жизни: М.,1988

10. Франкл  В. – Человек в поисках смысла: М., 1990

11. Шихи  Г. – Возрастные кризисы. Ступени  личностного роста: СПб., 1999

12. Эльконин  Д.Б.- К проблеме периодизации психического развития: М., 1989

13. Эриксон  Э. – Жизненный цикл: Эпигенез  идентичности/ Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Самара, 1996

14 Вспомогательный  источник литературы – глобальная  сеть Интернет, 2008.  

     Оглавление

Информация о работе Особенности переживания женщинами кризиса 30 лет