Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:02, реферат
Дошкольное детство - это период с трех до шести-семи лет, то есть до поступления ребенка в школу. Этот возраст называют периодом формирования базовых свойств личности. Ребенок впервые выходит за пределы своей семьи и начинает устанавливать отношения с миром взрослых людей.
Введение.
1.Общая характеристика периода дошкольного детства.
2.Кризис трех лет.
3.Кризис семи лет.
Литература
Дошкольное детство - это период с трех до шести-семи лет, то есть до поступления ребенка в школу. Этот возраст называют периодом формирования базовых свойств личности. Ребенок впервые выходит за пределы своей семьи и начинает устанавливать отношения с миром взрослых людей.
Школой социальных отношений, в которых будут смоделированы формы поведения ребенка, является игра. Это ведущая деятельность дошкольника, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений и становится личностью.
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности.
Переход от периода раннего детства к дошкольному сопровождается кризисом, который получил название - кризис трех лет. Происходит осознание ребенком своей индивидуальности и развитие самостоятельности.
Еще один возрастной кризис конца периода дошкольного детства – кризис семи лет. Один из главных его симптомов – это кривляние, манерность.
С этими двумя кризисами, в основном, и связаны особенности поведения дошкольника.
Общая характеристика периода дошкольного детства.
Ведущая деятельность.
Дошкольное детство это период
от трех до семи лет. Ведущая деятельность
этого возраста это игра. Характер игры меняется
вместе с развитием ребенка, она тоже проходит
этапы.
Если до трех лет игра представляет
собой манипулирование предметами, то
собственно игра возникает в 3 года, когда
ребенок начинает мыслить целостными
образами – символами реальных предметов,
явлений и действий. На первом этапе она
представляет собой копирование действий
и поведения взрослых. Игрушки в это время
являются моделями предметов, с которыми
"играют" взрослые. Это так называемая
сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит
сюжеты действий. В центре внимания не
роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие
действия врача. К правилам ребенок еще
не чувствителен.
В среднем дошкольном возрасте – ролевая
игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет.
Самое главное для ребенка – ролевая идентификация,
сюжет отходит на задний план. Смысл игры
заключается в разделении ролей. В игре
он имеет возможность прожить то, что является
для него недоступным в жизни взрослых.
В старшем дошкольном возрасте появляется
игра по правилам. Ролевая идентификация
утрачивает привлекательность, роли становятся
чисто игровыми.
Игра имеет важное значение и для эмоционального
развития детей. Она помогает справиться
со страхами, порожденными травмирующими
ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории,
долгое пребывание в больнице).
Главное, что ребенок получает в игре,
– возможность взять на себя роль. В ходе
проигрывания этой роли преобразуются
действия ребенка и его отношение к действительности.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка
все большее место начинают занимать другие
дети. Примерно к 4 годам сверстник является
более предпочитаемым партнером по общению,
чем взрослый. Общение с взрослым отличает
ряд специфических особенностей, среди
которых:
• богатство и разнообразие коммуникативных
действий;
• чрезвычайная эмоциональная насыщенность;
• нестандартность и нерегламентированность;
• преобладание инициативных действий
над ответными;
• небольшая чувствительность к воздействиям
сверстника.
Развитие общения со сверстниками в дошкольном
возрасте проходит ряд этапов. На первом
этапе (2-4 года) сверстник является партнером
по эмоционально-практическому взаимодействию,
"невидимым зеркалом", в котором ребенок
видит, в основном, себя. На втором этапе
(4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом
сотрудничестве со сверстником; содержанием
общения становится совместная игровая
деятельность; параллельно возникает
потребность в признании и уважении сверстника.
На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками
приобретает черты внеситуативности;
складываются устойчивые избирательные
предпочтения. К 6 годам ребенок начинает
воспринимать и себя и другого как целостную
личность, несводимую к отдельным качествам,
благодаря чему становится возможным
личностное отношение к сверстнику.
Кризис может начаться уже с
2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года.
В период кризиса трех лет малыш осознает
себя и стремится к самостоятельности.
Он впервые открывает, что он - такой же
человек, как и другие, например, как и
его родители. Одним из проявлений этого
открытия является появление в его речи
местоимения «Я». До этого ребенок говорит
о себе только в третьем лице либо называет
себя по имени.Новое осознание себя проявляется
в стремлении подражать взрослым, имитировать
их поведение и пытаться различными способами
утвердить свое равенство с ними. Семь признаков кризиса трех лет. 1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию «нет!» не столько на действие, которое его просят выполнить, сколько на требование или просьбу определенного взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. При этом ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, но может слушаться других. При резком проявлении ребенком негативизма общение с взрослым может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Ешь суп!» - «Не буду!», «Пойдем гулять» - «Не пойду», «Молоко горячее» - «Нет, не горячее» и так далее.
Когда ребенку говорят «да», а он твердит «нет», малыш дает понять, что он имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ними считались. Ребенок ведет борьбу за свою автономию, борьбу за свое право выбора, являющуюся совершенно необходимым условием для личностного развития. Наталкиваясь на категорическое неприятие такого поведения со стороны родителей, малыш оказывается в условиях, неблагоприятных для обретения опыта, жизненно необходимого для формирования его личности. Негативизм очень быстро может исчезнуть, если взрослые не будут пускаться в длительные споры с малышом и настаивать на своем. При этом негативизм можно превратить в игру, обучающую малыша выражать свои желания и намерения иначе. Можно, например, сыграть в игру «Не хочу». Причем роль непослушного ребенка могла бы сыграть мама. И тогда ребенку самому придется найти правильное решение для «капризной маленькой мамы», подсказав тем самым, как лучше всего себя вести. 2. Упрямство. Упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему это очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым. Он требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Взрослые, которые находятся рядом с ребенком в такой момент, должны научить малыша, как можно поступить в этом случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Как правильно вести себя с упрямым ребенком? Проявлять чуткость. Поменьше вмешиваться в действия ребенка, не торопить его. Порой маме бывает что-то удобнее сделать за ребенка, например, одеть, накормить, убрать и т.д., но не надо спешить. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие, убирает рассыпанные игрушки и причесывает себя перед зеркалом.
Быть более гибкими и находчивыми. К примеру, ребенок отказывается кушать, хотя вы точно знаете, что он уже должен порядком проголодаться. Не надо упрашивать его. А можно, например, накрыть на стол и посадить рядом игрушку. Изобразить, будто она пришла на обед, и просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и покормить ее. Результат бывает потрясающий: многие дети, увлекшись игрой, садятся рядом с игрушкой и как-то незаметно для себя вместе с ней съедают содержимое тарелки. Или еще пример: «Не буду надевать варежки (снимать пижаму, мыть руки и т.д.!» Родитель может спокойным голосом сказать: «Да, конечно, я тебе НЕ РАЗРЕШАЮ надевать варежки на прогулку (снимать пижаму до обеда, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем)». Ребенок обычно сразу начинает надевать варежки, снимать пижаму и т.д. 3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, одеваться. Например, ребенок уже умеет кушать ложкой, но он может наотрез отказываться есть самостоятельно. В отличие от негативизма, строптивость направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Строптивость выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем реакцию, которой ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости. 4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое, до боли знакомое, «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…
5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку: - Подними, я не могу! - командует маме. - Нет уж, сам подними. - Не могу-у! Ты подними! - и истерика. 6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки может обзываться, ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. Трехлетний ребенок может отбросить или даже сломать обожаемую игрушку (обесцениваются любимые в прошлом вещи). Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
7. Деспотизм и ревность.
В семье с единственным ребенком часто может проявляться деспотизм сына или дочери. В этом случае малыш, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать «господином положения». Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть, самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.Если в семье несколько детей, этот же симптом можно назвать ревностью. Ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или с сестрой. Такое положение его не устраивает, и он борется за власть изо всех сил. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся, пытаются подчинить себе соперника, показать, что один из них лучше.
Чтобы не произошло подобного, родители должны более чутко относиться к потребностям каждого ребенка в семье. Иногда лучше отложить какие-то домашние дела, но обязательно в течение дня уделить хотя бы несколько минут безраздельного внимания каждому из детей, какого бы возраста они ни были. Любой ребенок нуждается в том, чтобы мама или папа в течение, пусть самого непродолжительного, времени «принадлежали» только ему одному, когда не надо делить родительскую любовь с кем бы то ни было. Кризис трех лет (как, впрочем, и любой другой кризис) будет протекать остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать изменений, происходящих в ребенке, если родители, во что бы то ни стало, стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, который ребенок уже перерос. В этом случае взрослые пытаются сдержать активность и самостоятельность своего чада. Результатом же может стать только нарастающее взаимное непонимание, частые конфликты. Что делать, чтобы кризис протекал менее болезненно? Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну, почти), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну, развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому он научится и как сможет самоутвердится! Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: В черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или с машинкой? Ложкой или вилкой?).
Не заставлять, а просить помочь:
«Сережа, переведи меня за руку через дорогу,
а то мне страшно». И вот уже сынок крепко
цепляет маму за руку - ситуация под контролем
и без конфликта. |
Симптомы кризиса. Непослушание. Этот симптом
составляют невыполнение привычных требований
или установлений, отказ от участия в привычных
делах, противопоставление своих дел или
намерений требованиям родителе.
Нормальное разрешение кризиса
семи лет.
Другой
важный принцип, который признается и
отечественными, и зарубежными психологами,
- это то, что в жизни каждого ребенка обязательно
должны быть правила (ограничения, требования,
запреты). Но их не должно быть слишком
много, и они должны быть гибкими. Автор
российского бестселлера "Общаться
с ребенком. Как?" Ю. Б. Гиппенрейтер
предлагает использовать образ четырех
цветовых зон поведения ребенка: |
Информация о работе Особенности поведения и его коррекция в дошкольном детстве