Особенности познавательной и учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:49, реферат

Краткое описание

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат псих6.docx

— 44.12 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее  время заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда. По сути, происходит переход от обучения, как преподнесения системы знаний,  от освоения отдельных учебных предметов -  к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реального жизни,  к сотрудничеству учителя и учащихся,  к активному участию обучаемых в выборе содержания и методов обучения.

Теоретико-методологической основой  для  начального общего образования в рамках создания Государственных  стандартов общего образования становится культурно-исторический деятельностный подход, разработанный в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования  картины мира, общую структуру учебной деятельности.

Деятельностная парадигма образования исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной.

Практика показала, что  последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствует более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учению,  возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,  значительно сокращается время обучения, наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося  на возраст 7 лет. Это означает, что  кардинальное изменение в системе  социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций  организма, что требует большого напряжения и мобилизации его  резервов.

Начало обучения в школе  ведет к коренному изменению  социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом  и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система  жизненных отношений ребенка  перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется  с новыми требованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические новообразования в младшем школьном возрасте.

 

Развитие психики младших  школьников происходит главным образом  на основе ведущей для них деятельности учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности.

          Организация фронтальных занятий  в классе возможна лишь в  том случае, если все дети одновременно  слушают учителя, следуют его  указаниям. Управление своим поведением  на основе задаваемых образцов  способствует развитию у детей  произвольности как особого качества  психических процессов. Она проявляется  в умении сознательно ставить  цели действия и преднамеренно  искать и находить средства  их достижения, преодолевая трудности  и препятствия.

          При выполнении тех или иных  заданий дети обычно отыскивают  наилучшие пути их решения,  выбирают и сопоставляют варианты  действий, планируют их порядок  и средства реализации. Чем больше "шагов" своих действий может  предусмотреть ребенок и чем  тщательнее он может сопоставить  их разные варианты, тем более  успешно он будет контролировать  фактическое решение задачи. Необходимость  контроля и самоконтроля в  учебной деятельности создают  благоприятные условия для формирования  у младших школьников способности  к планированию и выполнению  действий про себя, во внутреннем  плане.

          Одно из важных требований  учебной деятельности состоит  в том, что дети должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий, что предполагает формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

          Произвольность, внутренний план  действия и рефлексия - основные  новообразования ребенка младшего  школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических процессов и самой учебной деятельности.

 

Младший школьный возраст  является сенситивным (чувствительным  к освоению) для :

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

 

Полноценное проживание этого  возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного  субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий  для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

 

 

 

Развитие познавательных процессов у младших школьников.

 

Развитие  восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста.

Восприятие -  сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной  реальности и ориентировку в окружающем мире.

 

Хотя дети приходят в школу  с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается  высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на различные  формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию  формы и цвета. Сначала ребенка  привлекает сам предмет, и в первую очередь его внешние яркие  признаки. Сосредоточиться и тщательно  рассмотреть все особенности  предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Обучаясь математике, ученики не могут проанализировать и правильно воспринять цифры 6 и 9, в русском алфавите — буквы Э и 3 и т.п. Работа учителя должна быть постоянно направлена на обучение учащегося анализу, сравнению свойств предметов, выделению существенного и выражению его в слове. Необходимо учить сосредоточивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности, а вместе с этим и к иной избирательности восприятия: избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности. Уже к концу I класса ученик умеет воспринимать предметы в соответствии с потребностями и интересами, возникающими в процессе обучения, и своим прошлым опытом. Учитель продолжает учить его технике восприятия, показывает приемы осмотра или прослушивания, порядок выявления свойств. Все это стимулирует дальнейшее развитие восприятия, появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

 

Развитие  внимания. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу - важное приобретение младшего школьного возраста.

          Как показывает опыт, большое  значение в формировании произвольного  внимания имеет четкая внешняя  организация действий ребенка,  сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств,  пользуясь которыми он может  руководить собственным сознанием.  Например, при фонетическом анализе  большую роль играет применение  картонных фишек. Точная последовательность  их выкладывания организует внимание  детей, помогает им сосредоточиться  на работе со сложным, тонким  и "летучим" звуковым материалом.

          Самоорганизация ребенка есть  следствие организации, первоначально  создаваемой и направляемой взрослыми,  учителем. Общее направление развития  внимания состоит в том, что  от достижения цели, которую ставит  учитель, ребенок переходит к  контролируемому решению задач,  поставленных им самим.

          У первоклассников произвольное  внимание неустойчиво, так как  они еще не имеют внутренних  средств саморегуляции. Поэтому  учитель прибегает к разнообразным  видам учебной работы, сменяющим  друг друга на уроке и не  утомляющим детей (устный счет  разными способами, решение задач  и проверка результатов и т.д.). У учащихся 1-2-х классов внимание  более устойчиво при выполнении  внешних, чем собственно умственных  действий. Эту особенность важно  использовать на уроках, чередуя  умственные занятия с составлением  графических схем, рисунков, макетов, созданием аппликаций. При выполнении простых, но однообразных занятий младшие школьники отвлекаются чаще, чем при решении более сложных заданий, требующих применения разных способов и приемов работы.

          Развитие внимания связано также  с расширением объема внимания  и умением распределять его  между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно  ставить так, чтобы ребенок,  выполняя свои действия, мог и  должен был следить за работой  товарищей. Например, читая заданный  текст, школьник обязан следить  за работой других учеников. Некоторые  дети бывают "рассеянными" в  классе именно потому, что не  умеют распределять свое внимание: занимаясь одним делом, они  теряют из виду другие. Учителю  нужно так организовывать разные  виды учебной работы, чтобы дети  приучались к одновременному  контролю за несколькими действиями (вначале, конечно, относительно  простыми), подготавливаясь к общей фронтальной работе класса.

Итак, объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого  человека, менее развито у него и умение распределять внимание. Особенно ярко неумение распределить внимание проявляется во время написания  диктантов, когда надо одновременно слушать, припоминать правила, применять  их и писать. Но уже ко II классу у  детей наблюдаются заметные сдвиги в совершенствовании этого свойства, если учитель так организует учебную  работу учащихся дома, на уроке и  их общественные дела, чтобы они  учились контролировать свою деятельность и одновременно следить за выполнением  нескольких действий. В начале обучения проявляется и большая неустойчивость внимания. Развивая устойчивость внимания младших школьников, учителю следует  помнить, что в I и II классах устойчивость внимания выше при выполнении ими  внешних действий и ниже при выполнении умственных. Вот почему методисты  рекомендуют чередовать умственные занятия и занятия по составлению  схем, рисунков, чертежей.

         Несовершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания , как переключение. В начале обучения у них е щ е не сформированы учебные умения и навыки, что и мешает им быстро перейти от одного вида учебных занятий к другому, однако совершенствование деятельности учения уже ко II классу приводит к формированию у детей умения переключаться от одного этапа урока к другому, от одной учебной работы к другой. Вместе с развитием произвольного внимания развивается и непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, т.е. с развитием их личности, когда чувства, интересы, мотивы и потребности постоянно определяют направленность его внимания. Итак, развитие внимания учащихся связано с овладением ими учебной деятельностью и развитием их личности.

 

 Воспроизведение — трудная для младшего школьника деятельность, требующая постановки цели, включения процессов мышления, самоконтроля.

        В самом начале обучения самоконтроль у детей слабо развит и его совершенствование проходит несколько этапов. Сначала учен и к может только многократно повторять материал при заучивании, далее он пытается проконтролировать себя, заглядывая в учебник, т.е. используя узнавание, затем в процессе обучения формируется потребность в воспроизведении. Исследования психологов показывают, что такая потребность возникает в первую очередь при заучивания стихотворений, а к III классу развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность учащихся: учебный материал обрабатывается в процессе мышления (обобщается, систематизируется), что позволяет затем младшим школьникам более связно воспроизвести его содержание. В ряде исследований подчеркивается особая роль отсроченного воспроизведения в осмысливании учебного материала, который запоминается учащимися. В процессе запоминания и особенно воспроизведения интенсивно развивается произвольная память, и ко 2—3 классу ее продуктивность у детей, по сравнению с непроизвольной, резко возрастает. Однако ряд психологических исследований показывает, что в дальнейшем оба вида памяти развиваются вместе и взаимосвязанно. Это объясняется тем, что развитие произвольного запоминания и соответственно умения применять его приемы помогает затем анализу содержания учебного материала и его лучшему запоминанию. Как видно из вышеизложенного, процессы памяти характеризуются возрастными особенностями, знание и учет которых необходимы учителю для организации успешного обучения и умственного развития учащихся.

Информация о работе Особенности познавательной и учебной деятельности младших школьников