Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:58, реферат
Данная проблема является актуальной и присущей всем предприятиям, ведь для хорошего руководителя очень важно при принятии каких-либо управленческих решений учитывать именно психологические особенности управляемого им персонала по многим причинам, в частности для того, чтобы принятое решение было максимально реализовано и благодаря этому были достигнуты желаемые результаты.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Принятие решений как основное связующее звено управления…………….4
1.1 Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………...5
1.2 Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений……………………………………………………………………………6
1.3 Методы оптимизации управленческих решений…………………………...8
2. Психологические особенности принятия решений…………………………10
2.1 Мотивация принятия управленческих решений…………………………...10
2.2 Психология интуитивных и рациональных решений………………..……12
2.3 Альтернативы выбора решений…………………………………...………..14
2.4 Влияние на принятие решений стилей руководства и стилей взаимодействия с должностными лицами…………………………….……….16
2.5.Психологические особенности принятия коллективных решений………17
Заключение……………………………………………………………………….21
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт управленческих кадров
Кафедра психологии управления
Специальность: Государственное управление и экономика
Реферат
на тему: Особенности принятия управленческих решений
Студент 2 курса, группа 1
Научный руководитель
(старший преподаватель кафедры)
Минск 2011
Введение…………………………………………………………
1.Принятие решений как
1.1 Требования, предъявляемые к
управленческим решениям……………….
1.2 Подготовка, принятие и организация
выполнения управленческих
1.3 Методы оптимизации
2. Психологические особенности принятия решений…………………………10
2.1 Мотивация принятия
2.2 Психология интуитивных и
рациональных решений………………..……
2.3 Альтернативы выбора решений………
2.4 Влияние на принятие решений стилей руководства и стилей взаимодействия с должностными лицами…………………………….……….16
Заключение……………………………………………………
Данная проблема является актуальной и присущей всем предприятиям, ведь для хорошего руководителя очень важно при принятии каких-либо управленческих решений учитывать именно психологические особенности управляемого им персонала по многим причинам, в частности для того, чтобы принятое решение было максимально реализовано и благодаря этому были достигнуты желаемые результаты. К сожалению на многих предприятиях руководство упускает данный аспект из управления, что негативно сказывается на общем состоянии фирмы. При подобного рода упущениях могут происходить такие нежелательные для предприятия процессы, как рост текучести кадров, преобладание неблагоприятного социально-психологического климата в коллективе работников и так далее.
Центральное место в процессе управления принадлежит управленческому решению. Решение – это выбор альтернативы. Вместе с тем решение – это результат управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия. Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам:
1. По уровню управления различают решения, принимаемые на уровне: заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора; министра.
2. По масштабу воздействия управленческие решения делят на:
– Общие решения, которые затрагивают систему в целом
– Частные (локальные) решения, которые касаются отдельных текущих вопросов работы производственной системы
3. По содержанию выделяют научно-технические решения (установка нового оборудования), экономические (премирование работника), организационные (создание новой секции в магазине)
4. По характеру принято различать следующие решения:
– Оперативно-распорядительные решения, принимаются на уровне секции, отдела
– Хозяйственно-руководящие решения, принимаются на уровне директора предприятия или министра.
– Нормативные решения, принимают центральные органы управления (Верховный Совет Российской Федерации или СМ республики)
5. По форме подготовки и принятия различают:
– Единоличные решения принимает руководитель предприятия, подразделения
– Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а так же учитывать различные мнения при обосновании решений. Их принимает весь коллектив. Они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива.
6. По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены:
– Стандартные решения. Их принимают в повторяющихся ситуациях, когда изменяются лишь количественные параметры.
– Творческие решения. Они возникают в неординарных ситуациях и требуют творческого подхода. Принятию творческих решений предшествуют анализ ситуации, привлечение материалов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т.п.
7.В зависимости
от степени полноты и
– Детерминированные решения, которые принимают при наличии полной и достоверной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ
– Вероятностные решения приходится принимать в условиях недостаточной и неполной информации. Такие решения часто приходится принимать в торговле, что обусловлено колебаниями спроса, предложения и цен.
Классификация управленческих решений носит во многом условный характер. Однако набор требований, предъявляемых к качеству управленческих решений, обычно постоянен.
1.1 Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Существует ряд общих требований, которым должны соответствовать решения, принимаемые в процессе управления. К таким требованиям можно отнести:
– Минимальное число корректировок
– Сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение
– Единство распорядительства, то есть решение должно исходить от непосредственного руководителя.
– Строгая ответственность, то есть управленческие решения не должны противоречить друг другу
– Обоснованность – это означает, что управленческое решение должно быть принято на основе достоверной информации о состоянии объекта с учетом тенденций его развития.
– Конкретность
– Полномочность – управленческое решение должно быть полномочным, то есть должно быть принято органом или лицом, имеющим право принять его
– Своевременность – управленческое решение должно быть своевременным, ибо задержка решения резко снижает эффективность управления.
Таковы основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений. Эти требования следует в полной мере учитывать в процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений.
Процесс решения включает три основные фазы: подготовку, принятие и организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные этапы.
Фаза подготовки управленческого решения подразделяется на следующие этапы: уяснение проблемы, анализ исходной ситуации, постановка задачи, разработка вариантов решения.
На этапе уяснения проблемы необходимо четко представить желаемую ситуацию и трудности, которые связаны с ее достижением.
Следующий этап предполагает анализ исходной ситуации. На этом этапе анализируют потенциал организации и состояние окружающей среды на момент принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или получения желаемого результата.
Постановка задачи – это этап, в ходе которого конечную цель подразделяют на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные с конечной целью
Разработка
вариантов решения –
Фаза принятия решения включает анализ предлагаемых вариантов и выбор оптимального варианта.
Анализ предлагаемых вариантов решения осуществляется обычно руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критериальных показателей с аналогичными показателями по каждому варианту.
Выбор оптимального
варианта осуществляется обычно руководителем
по результатам анализа
Организация выполнения – это заключительная фаза принятия управленческого решения. Она включает доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение организационного плана и организацию контроля.
Доведение заданий до исполнителей предполагает, что смысл принятого решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции в исполнении решения.
Этап формирования организационного плана предусматривает четкое определение объема работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и сроков выполнения заданий каждым исполнителем
Организация контроля за исполнением решения – заключительный этап исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль. Текущий контроль осуществляется на протяжении всей работы по исполнению решения, а заключительный проводится по результатам исполнения и позволяет, с одной стороны, соизмерять цели и результаты, а с другой – осуществлять вознаграждение по результатам исполнения.
Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются: математическое моделирование, метод экспертных оценок, метод мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.
Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Оно позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.
Основными
этапами оптимизации
2. Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели
3. Анализ
и измерение переменных
4. Построение математической модели
5. Математическое решение модели
6. Логическая и экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью решения.
7. Разработка рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.
Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами. Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок.
Метод мозгового штурма применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила: все высказываются по очереди; говорят, лишь, когда могут предложить новую идею; высказывания не критикуются и не обсуждаются; все предложения фиксируются. Разновидностью метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой.
Одним из
методов оптимизации
Информация о работе Особенности принятия управленческих решений