Особенности проведения проективныхх психологических методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:35, реферат

Краткое описание

Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями.

Вложенные файлы: 1 файл

проективные.docx

— 19.63 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Ставропольский государственный  университет» 
 
 
 

РЕФЕРАТИВНОЕ  СООБЩЕНИЕ

ТЕМА: «Специфические характеристики проективных методик» 
 
 
 

Выполнила:

студентка II курса

Факультета  психологии

Специальности: Клиническая психология

Группы А

Новикова М.И. 

Проверила:

доцент кафедры  клинической психологии

Козлова Элла Михайловна 
 
 
 
 

Ставрополь, 2011 год

Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. В основе действия данных методик  лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Непосредственно сам термин «проективные» был введен Л.Френком (L.K.Frank, американский психолог) в 1939 для обозначения целого ряда методик, уже известных к тому времени. Ему удалось также на основании выделенных свойств построить их классификацию, которая с некоторыми дополнениями используется и в наше время. Проективные методы, ориентированные на изучение личности в целом, постижение ее уникальности, отражали общую тенденцию, существовавшую в культуре того времени, когда подобные виды исследования только стали появляться.

Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.

Проективные методики исследования личности широко используются во многих областях психологической  практики, они ориентированы на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и в этом своем  качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом  проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Однако реальность бессознательного значительно богаче по своей феноменологии, а также и по возможности ее содержательной интерпретации. Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Если большинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных “субъективных отклонений”, личностных “интерпретаций”, причем последние далеко не всегда объективны, но всегда, как правило, личностно значимы.

Проективные методики направлены на измерение свойств  личности и особенностей интеллекта.

Они обладают рядом  особенностей, благодаря которым  существенно отличаются от стандартизованных  методов, а именно:

особенностями стимульного  материала;

особенностями поставленной перед респондентом задачи;

особенностями обработки  и интерпретации результатов.

Отличительной особенностью стимульного материала проективных  методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

Относительно неструктурированная  задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, –  одна из основных особенностей проективных  методик. Тестирование с помощью  проективных методик – замаскированное  тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом  интерпретации экспериментатора. Проективные  методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях  об индивиде. В таких видах психологического исследования, как тестирование, опрос  очень сложно определить проблему, являющуюся актуальной для человека, именно в связи с тем, что бессознательное (в широком смысле этого слова) не может полноценно проявить себя, поэтому получаемые результаты ограничиваются исключительно сознательными убеждениями  – как собственными, так и социально обусловленными. Эта проблема решается в проективных методиках благодаря особой организации используемого в них материала и подхода к проведению диагностики.

Стимульный материал, используемый в проективных методиках, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции  к прошлому опыту приобретает  тот или иной личностный смысл. Изображения  драматичных жизненных ситуаций, лица людей, предметы, ассоциирующиеся с аффектогенными ситуациями (например, пистолет, могильные плиты), эмоционально окрашенные слова или предложения обращены к тем или иным индивидуально значимым переживаниям личности. Неопределенность, составляющая одно из основных условий деятельности испытуемого, способствует тому, что поведение более чем когда-либо детерминируется не конвенциональными нормативами, а собственной системой мотивов, ценностей, диспозиций человека.

Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического  аппарата для объективной обработки  полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках  разработаны параллельные формы (Метод  чернильных пятен Хольцмана), как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Можно выделить несколько  характеристик, описывающих специфику  проективных методик:

Неоднозначность предлагаемого  стимульного материала или инструкции. Испытуемый наделяет объективно бессмысленный  материал тем смыслом, который близок ему. Так, мать, недавно поссорившаяся  с дочерью и переживающая это, на размытой картинке вероятней всего  увидит близкую к этому ситуацию. При этом очевидно, что стимульный материал не должен быть безразличен  испытуемому: нашей героине было бы бесполезно предлагать проинтерпретировать карточку, на которой изображены, например, работающие строители.

Отсутствие оценки со стороны экспериментатора и, вследствии неопределенности материала, невозможность оценить свои действия как «правильные» или «неправильные». Испытуемый оказывается свободным от необходимости соответствовать требованиям социума, экспериментатора, даже своим собственным, что приводит к бóльшей его открытости и создает необходимые условия для возникновения механизма проекции.

Направленность на целостное изучение личности. Проективные методики не описывают какую-то отдельную функцию личности, потому их нельзя, подобно тестам, разделить на исследующие мотивационную или, например, интеллектуальную, сферу. Хотя некоторые современные варианты, модификации оригинальных методик претендуют на это в связи с тем, что изучать личность в целом не всегда представляется необходимым.

Наряду с указанными ранее достоинствами, которыми обладают проективные методики, есть у них  и свои минусы. В числе первых стоит недостаточная стандартизованность данного типа исследований. Качество и содержание интерпретации методики во многом зависят от профессионализма психодиагноста, от концепции, лежащей в основе его интерпретации.

Вызывает сомнение и надежность информации, полученной таким образом. Проективные методики ориентированы на качественную, а  не на количественную оценку; они могут  показать отклонение от нормы, но о  величине этого отклонения почти  никогда не смогут сказать что-либо конкретное. Поэтому для повышения  достоверности результатов диагностики  необходимо сочетать данный метод с  тестовым, позволяющим получить более четкие и строгие данные. 

1 - ((Справочник по проективным методикам / Под ред. Бернарда И. Марштейна.))

2 - ((Бурлачук А.Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоровье, 1989.))

Информация о работе Особенности проведения проективныхх психологических методик