Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:18, курсовая работа
Актуальность. Ограниченность возможностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает целесообразность максимальной опоры на потенциал относительно сохранного образного мышления. Резервом для этого выступают специфически детские виды продуктивной деятельности. Становление изобразительной и конструктивной деятельности у разных категорий детей с нарушением развития неоднократно изучалось отечественными психологами (Гаврилушкина О.П., Стребелева Е.А., Головина Т.Н.) Продуктивные виды деятельности, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в общий уровень психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В процессе занятиями продуктивными видами деятельности ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов. Одновременно дети знакомятся с пространственным расположением частей внутри одного предмета с целью последующего практического конструирования. Они учатся анализировать строение предмета, взятого в качестве образца, связывать все обнаруженные в ходе анализа пространственные свойства с функциональными. Ребенок учится связывать зрительно воспринимаемые признаки с функциональными особенностями предмета.
Благодаря этому у умственно отсталых детей оказывается возможным сформировать достаточно полные представления о форме, величине, расположении предметов, а также научить их осуществлять более сложные действия с опорой на эти представления. Ребенок учится связывать зрительно воспринимаемые признаки с функциональными особенностями предмета. Благодаря этому у умственно отсталых детей оказывается возможным сформировать достаточно полные представления о форме, величине, расположении предметов, а также научить их осуществлять более сложные действия с опорой на эти представления.
Продуктивная деятельность направлена на воспитание такой важнейшей социально-познавательной эмоции как интерес. Поскольку интереса к деятельности и ее результатам дети ввиду дефекта в развитии не проявляют, педагог на протяжении первого года воспитания применяет множество разнообразных средств и приемов для и эмоционального приобщения детей, как к объектам изображения, так и к изобразительной деятельности в целом.
4) Определены причины недоразвития конструктивной деятельности среди которых:
- недоразвитие мотивационной сферы, что ведет к недостаточному побуждению выполнения заданий конструктивного характера;
- ограниченный круг представлений об окружающем в целом и пространственных представлений, в частности;
- незрелость перцептивных действий, таких как идентификация и отнесение к сенсорному эталону;
- недостатки активности и концентрации произвольного внимания;
- недостатки объема
оперативной памяти, что требует
более частого сравнивания
- недоразвитие мыслительной деятельности, особенно практических ее форм, а также пространственного анализа, умения анализировать целое через составляющие его части, строить умозаключения по аналогии, дифференцировать существенное и второстепенное;
- недоразвитие речи, особенно ее планирующей функции (в форме развернутого словесного формулирования стратегии действий, как во внешнем, так и во внутреннем плане).
Заключение
Ограниченность возможностей развития логического мышления детей с умственной отсталостью предполагает целесообразность максимальной опоры на потенциал относительно сохранного образного мышления. Резервом для этого выступают специфически детские виды продуктивной деятельности. Продуктивные виды деятельности, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в общий уровень психического развития детей дошкольного возраста.
В ходе исследования была изучена литература по вопросу продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей. Была сделана попытка дать определение понятию умственная отсталость и изучить особенности продуктивных видов деятельности дошкольников с недостатками в интеллектуальном развитии сравнительно с нормой.
Мы пришли к выводу, что продуктивная деятельность детей с недостатками в интеллектуальном развитии менее развита, чем у их нормально развивающихся сверстников. Они затрудняются в переносе вновь усвоенного опыта при выполнении однотипных заданий. Выявлены различия в отношении к собственной деятельности. В отличие от нормально развивающихся детей, которые испытывают интерес к самой продуктивной деятельности как таковой, дети с недостатками в интеллектуальном развитии проявляют формальный интерес к ней, поскольку наиболее важное значение для них имеют сопутствующие внешние факторы.
У детей с умственной отсталостью обнаруживается недостаточное умение выделять отдельные элементы в нерасчлененном объекте, анализировать их количество и положение в пространстве. Они значительно чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, не замечают своих ошибок, а если и видят, то затрудняются самостоятельно исправить.
Специально организованные занятия по формированию продуктивных видов деятельности могут способствовать коррекции интеллектуальной деятельности в целом (посредством формирования представлений об окружающем мире, развития перцептивных способностей, произвольного внимания и оперативной памяти). Улучшается также умение анализировать целое через составляющие его части, пространственный анализ и воображение и, кроме того, обучение продуктивным видам деятельности может способствовать созреванию речевой и деятельности.
Мы предполагаем о возможности дальнейшего исследования данной проблемы для дальнейшей разработки оптимального пути диагностики и коррекции их деятельности.
Список литературы
1. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-С.192
2. Евлахова Э. А. Особенности восприятия сюжетно-художествен. картин учащимися вспомогательной школы. Автореферат канд. дис. М, 1958
3. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология, №5,- 1994.-С.1-3
4. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. –С. 336
8. Забрамная С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - С.: 5-18
9. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. – С.72
13. Грошенков И.А., Занятие изобразительным искусством во вспомогательной школе. - М.:Просвещение,1993.-С.3
14.Стребелева Е.А., Браткова
М.В. Варианты индивидуальной
программы воспитания и
15.Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитание ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология.-2005.-№1.- С.3-13
16. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания ./ Под ред. Л. В. Венгера.— М., 1986.-C.5
17. Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова.— М., 1972.-C.12
18. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М. Издательство Просвещение, 1981
19. Петрова В.Г. Речь умственно отсталых школьников. — В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы.- М.:, 1965, гл. V.
Информация о работе Особенности продуктивных видов деятельности у детей с умственной отсталостью