Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 15:22, курсовая работа
Цель работы: Выявить особенности профориентации подростков с разным уровнем рефлексии.
Для решения данных проблем поставлены задачи:
1) Проанализировать особенности рефлексии у подростков;
2) Рассмотреть проблему профессионального самоопределения подростков в трудах современных исследователей
Введение………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИИ "…………………………………………………… 5
1.1 Особенности рефлексии у подростков…………………………………… 5
1.2 Проблема профессионального самоопределения подростков в трудах современных исследователей……………………………………………… 8
1.3 Особенности профориентационной работы с подростками……………. 12
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИИ…………………………………………………….. 17
2.1 Организация и методы исследования……………………………………. 17
2.2 Анализ данных эмпирического исследования…………………………. 27
Педагогические рекомендации………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список литературы…………………………………………………………... 36
10.Журналистика 22.Легкая промышленность
11 .История 23 .Техника
12.Искусство 24. Электротехника
2.2 Анализ данных эмпирического исследования
Показатели по методики диагностики уровня развития рефлексии А.В Карпова сведены в таблице 2.
Таблица 2. Количество испытуемых, имеющих низкий, средний, высокий уровень рефлексии по методике А.В. Карпова
Уровень развития рефлексии |
Колличество исспытуемых |
Низкий |
6 человек (22%) |
Средний |
18 человек (64%) |
Высокий |
4 человека(14%) |
Анализируя результаты по проведенной методики, мы можем сказать, что развитие рефлексии в подростковом возрасте имеет средний уровень. У 64% испытуемых рефлексия имеет средний уровень развития. Это говорит о том, что человек умеет анализировать и обдумывать свои поступки и при желании тщательно продумывать свою деятельность. Так же может посмотреть на себя со стороны, и при желании оценить себя и свои поступки в глазах другого человека. Но не всегда пользуется всем этим, или пользуется не в полной мере.
У 14% испытуемых был выявлен высокий уровень рефлексии, это говорит о том, что человек в большей степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.
И у 22% был диагностирован низкий уровень, это говорит о том, что испытуемому в меньшей степени свойственно задумываться над собственной деятельностью и поступками других людей, выяснять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Он редко обдумывает свою деятельность в мельчайших деталях, ему сложно прогнозировать возможные последствия. Такой испытуемый испытывает сложности при постановке себя на место другого, ему сложно предсказать его поведение.
В ходе проведенного исследования по методике «ОПГ» были получены следующие результаты. Полученные результаты отражены в Таблице 3.
Таблица 3. Результаты исследования профессиональных интересов по методике «ОПГ».
"Опросник профессиональной готовности" |
Кол-во испытуемых |
Ч-З (Человек – знак) |
0 человек (0%) |
Ч-Т (Человек – техника) |
7 человек (25%) |
Ч-П (Человек – природа) |
0 человек (0%) |
Ч-Х.о. (Человек – художественный образ) |
19 человек (68%) |
Ч-Ч (Человек – человек) |
2 человека (7%) |
В ходе проведенного исследования
по методике «Карта интересов» были получены
следующие результаты. Полученные
результаты отражены в Таблице 4.
Таблица 4. Результаты исследования профессиональных интересов по методике «Карта интересов».
Карта интересов |
Кол-во испытуемых |
Сценическое искусство |
2 человека (7%) |
Физкультура и спорт |
8 человек (29%) |
Военные специальности |
3 человека (11%) |
Музыка |
3 человека (11%) |
Право, юриспруденция |
6 человек (21%) |
Электро- и радиотехника |
2 человека (7%) |
Изобразительное искусство |
2 человека (7%) |
Химия |
2 человека (7%) |
Анализируя результаты, представленные в таблице 3, мы видим, что ученики 8-го класса имеют разнообразные профессиональные интересы. Среди учеников 8–го класса по результатам опросника ОПГ 25% выбирают профессии типа «человек-техника», 7% предпочитают профессии типа «человек-человек», 0% предпочитают профессии типа «человек-знаковая система», 68% предпочитают профессии типа «человек-художественный образ», 0% предпочитают профессии типа «человек-природа».
По результатам карты интересов мы видим, что профессиональные интересы учеников охватывают широкий диапазон профессий. Среди профессиональных интересов наибольший интерес представляет категория «физкультура и спорт» 29%. 21% подростков интересуются категорией «право и юриспруденция». Также 11% подростков выбирают среди профессиональных интересов профессии, связанные с военными специальностями. 11% интересуются профессиональной деятельностью связанной с музыкой, 7% изобразительным искусством как будущей профессией. 7% подростков интересуются химией, 7% сценическим искусством как будущей профессиональной деятельностью и 7% электро и радиооборудование.
Эмпирическое исследование влияния рефлексии на выбор профессии подростками позволило нам сделать следующие выводы:
Педагогические рекомендации для повышения уровня рефлексии.
План профориентационной работы: 8 – 10-е классы.
Профинформирование (подробное)
Основная
цель этой работы заключается
в формировании у
Активизация
процесса профессионального
В ситуации,
когда для старшеклассников
Профессиональная диагностика
Для обеспечения дальнейшей профориентационной работы (в первую очередь консультативной и развивающей) необходимо иметь информацию: о профессиональной направленности, склонностях и интересах школьников; их способностях и личностных особенностях. Специальное внимание следует уделять оценке степени выраженности профессионально важных качеств. При этом под профессионально важными качествами понимаются такие индивидуально-личностные свойства, обладая которыми человек может наиболее успешно реализовывать ту или иную трудовую деятельность. В практической профориентационной работе важно различать общие и специальные профессионально важные качества. В первом случае речь идет о качествах, которые являются важными сразу для многих профессий, а во втором – о тех, которые необходимы для выполнения конкретной работы. например, таких, как коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость и других. Для этих целей проводится индивидуальная и/или групповая диагностика.
Профконсультирование
В тех
ситуациях, когда школьники испытывают
сложности в анализе и оценке
своих возможностей и
Развитие профессионально важных качеств
Выбор методов
и способов их развития
К 10-му классу
подростки уже способны
Если есть возможность, полезно организовать профессиональную практику (хотя бы кратковременную) по основным специальностям, которые выбрали школьники. Конечно, такая возможность имеется далеко не всегда, но стремиться к этому нужно.
Заключение
Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем общества, в котором им предстоит жить.
Информация о работе Особенности профориентации подростков с разным уровнем рефлексии