Особенности проявления агресивности в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Содержание

Введение
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
1.3 Выводы
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Выводы
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности
3.2. Коррекционная программа
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.rtf

— 846.36 Кб (Скачать файл)

     Г. Паренс советует родителям создать такую среду, которая позволит действовать ребенку самостоятельно. Понятно, что создать полностью безопасный дом, не удастся. Кризисы будут возникать из-за необходимости ограничить активность ребенка.

     3. Установление ограничений определяется возрастом ребенка и ситуацией. Ограничения должны способствовать психобиологическим особенностям развития ребенка и его состоянию. В зависимости от психобиологического развития ребенка - податлив он или своеволен, трудноуправляем, - родители должны иметь тактику установления ограничений.

     4. Физическое наказание одни родители считают актом насилия, другие может показаться вполне рациональной воспитательной мерой. Наказания, унижающие ребенка, легализующие его враждебность, хотя и могут дать одномоментный результат, но цена его может оказаться слишком высокой, отрицательно повлияв на чувства собственного достоинства и благополучия, на усвоение норм поведения и развитие способности к конструктивному внутреннему контролю. К. Бютнер отмечает, что «в конце концов» дети теряют надежду на любовь без насилия и переключаются на что-нибудь другое».

     5. Возникновение и мобилизация враждебности в семейной жизни неизбежны - и это феномен накопительный. Не находя выхода вовне, враждебность накапливается, стабилизируется и становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни. Когда ребенок сердит, недоволен, нужно позволить ему выразить доступными средствами все, что он чувствует. По мнению Г. Паренса, враждебность есть реакция на травматический жизненный опыт. Нужно научить ребенка выражать свою враждебность.

     6. Как и прочие источники чрезмерного неудовольствия, болезненные эмоциональные переживания также могут мобилизовать враждебность. Несмотря на некоторые исключения, сильное беспокойство и депрессия большей частью возбуждают чувство враждебности к близким. Переживание чувства стыда, например, выражается ли оно в явной или открытой форме, может вызвать сильное страдание, желание нанести вред себе или другим. Чувство вины побуждает потребность в наказании. Ревность вызывает желание мстить. Хотя родители могут и не суметь целиком справиться с такими переживаниями у ребенка, они могут помочь ему в этом, подавляя их интенсивность.

     7. Большое значение в психологическом развитии ребенка имеют чувства уважения и любви к самому себе и окружающим, прежде всего к родителям. Эти положительные чувства влияют на восприятие жизненной реальности, и окрашивают нашу жизнь. Чем сильнее чувство любви к родителям, к себе, тем меньше двойственность переживаний. И чем сильнее недовольство собой, враждебность к родителям, тем интенсивнее развивается болезненная амбивалентность чувств, которая становится стабильной чертой характера и причиной немало трудностей в жизни. Излишняя амбивалентность чувств, приводит к формированию личностных патологий, затрудняющих адаптацию в жизненной среде, влияет на взаимоотношения с людьми.

     Таким образом, основным фактором в борьбе с негативными проявлениями агрессивности, является оптимизация детско-родительских отношений между родителями и ребенком - это главный залог здорового эмоционального развития детей. 

     3.2 Коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста 

     Предлагаемая коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста имеет в основе разработки Чистяковой М.И., Овчаровой Р.В., Хухлаевой О.В. Программа состоит из 3-х этапов, каждый из которых состоит из 3-х занятий.

     Этап I. Эмоционально-ориентировочный.

     Для того, чтобы научить детей адекватным формам поведения в конфликтных ситуациях, для начала необходимо сформировать у них умение распознавать эмоции в себе и в других и научиться управлять ими. Для того чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния (гнев, обиду, печаль, радость и т.д.), нужно не только научить их видеть, называть, сравнивать эмоции в себе и в других, но и понимать причину их появления. Переживание эмоций является первой ступенью, ведущей к рефлексии.

     Этап II. Поведенческий.

     Задачами, которые решаются на этом этапе, являются следующие: снятие эмоционального напряжения; возможность в приемлемой форме отреагировать агрессивные реакции; дать возможность сравнить отрицательные и положительные черты поведения.

     Этап III. Обучение конструктивному решению конфликтов.

     Заключительный этап включает в себя: развитие навыков конструктивного поведения; развитие наблюдательности; внутренней свободы; способности к самовыражению приемлемыми способами; возможности посмотреть на себя со стороны.

     Программа предусматривает групповые занятия на 5-10 человек 1-2 раза в неделю.

     Этап I. Эмоционально-ориентировочный.

     Занятие 1. Наши чувства.

     Цели: создать в группе эмоционально благоприятный фон, познакомить детей с разными чувствами и состояниями; учить изображать и распознавать эмоцию радость.

     Ход занятия.

     Знакомство - приветствие.

     Все встают в круг. Ребята приветствуют ведущего и друг друга, называя свои имена, перекидывая друг другу мячик. Можно использовать любые короткие пожелания в адрес каждого участника или всего круга. Здесь же ведущий объявляет цели и задачи занятия.

     Часть 1.

     Упражнение «Импульс».

     Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Ведущий посылает сигнал - сжимает руку сидящему рядом, тот в свою очередь передает сигнал следующему. Таким образом сигнал начинает бегать по кругу.

     Часть 2.

     Работа с пиктограммами (радость, огорчение, гнев, страх, удивление, стыд).

     Ведущий задает детям вопросы:

     Какие взрослые тебе больше всего нравятся?

     Каким чаще всего бываешь ты?

     Каким чаще всего бывает твой друг?

     Какая чаще воспитательница?

     Далее каждый ребенок дорисовывает к каждой пиктограмме туловище, раскрашивает одежду тем цветом, который, по его мнению, подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

     Часть 3.

     Упражнение «Гномы».

     Детям показывают гномов - грустного, радостного, спокойного, сердитого, испуганного, удивленного, злого - и предлагают соотнести цвет с данными образами. При обсуждении ведущий обращает внимание на то, почему ребенок выбрал именно этот цвет.

     Часть 4.

     Игра «Снег».

     Дети получают по листу белой бумаги, из которой они в течение 3 минут делают «снег». Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои «снежинки», стараясь «засыпать» ими как можно больше окружающих. По окончании ведущий подводит итог: дети испытали радость и подтверждение тому - их веселые улыбки и лица.

     Упражнение «Зеркало».

     Дети синхронно повторяют за ведущим его движения. Акцент переносится с физического действия на мимику лица и пантомимику тела.

     Подведение итогов.

     Подведение итогов проходит по вопросам:

     Какие состояния вы испытали на каком занятии?

     Какие «маски» вы раскрасили в яркие цвета и почему?

     Какие «маски» вы раскрасили в темные цвета и почему?

     Как узнать, что другой человек радостный?

     Расставание. «Подарим друг другу улыбку».

     Занятие 2. Разъяренная медведица.

     Цели. Закрепить узнавание и выражение эмоций; учить свободно выражать свои мысли; выяснить причину появления злости и гнева; снять эмоциональное напряжение.

     Ход занятия.

     Часть 1.

     Упражнение «Попугай».

     Ведущий произносит короткое предложение «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.

     Упражнение «Скульптура по теме».

     Выбирается настроение. Первый участник встает в позу, отражающую выбранную эмоцию, следующий должен присоединиться и дополнить скульптуру в соответствии с эмоцией и действием первого.

     Часть 2.

     Дети садятся на ковер и слушают рассказ ведущего.

     «На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка, медвежонок подбежал к нему и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним, медвежонок был смешным и веселым. Почему бы не поиграть с таким пушистым несмышленышем?

     Вдруг послышалось какое-то урчание, и мальчик увидел, что на него, подняв лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок, медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка, мальчик еще немного посидел на дереве и побежал домой».

     Вопросы для обсуждения:

     Какое чувство испытывала медведица?

     Почему она была сердита на мальчика?

     О чем она подумала, когда увидела мальчика рядом с медвежонком?

     Вспомните, когда и за что вы сердились?

     О чем вы думали, когда попали в ситуацию, которая вас рассердила?

     Далее ведущий предлагает составить рассказ на тему «гнев», используя слова: тигр, гнев, обезьяна, банан.

     Часть 3.

     Этюд «Игра с песком».

     Саморасслабление под музыку.

     Подведение итогов.

     Подведение итогов проходит по вопросам:

     Почему же возникают злость и гнев?

     Как вы чувствуете себя рядом с разъяренным, разгневанным человеком?

     Какое ощущение у вас от занятия?

     Занятие 3. Играем все вместе.

     Цели. Закрепить изученные эмоции и умение произвольно проявлять свои чувства; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать свое; способствовать взаимопринятию детей в группе.

     Ход занятия.

     Часть 1.

     Упражнение «Животные».

     Ведущий расставляет животных (игрушки) на столе, называет то или иное чувство и просит детей выбрать животное, которое ассоциируется с данным чувством, взять его в руки и по возможности объяснить свой выбор.

     Упражнение «Волны».

     Дети с помощью «морских» волн (ленты 1-1,5 м) показывают волны страха, печали, радости, ярости, восторга, страха, удивления, страдания, обиды, стыда.

     Упражнение «Фотография».

     Дети объединяются в пары. Одни с помощью мимики и пантомимики показывает задуманное чувство, другой - отгадывает его.

     Часть 2.

     Игра «Живые руки».

     Стулья ставятся в два раза так, чтобы расстояние между ними было 40 см. Дети рассаживаются на стулья, затем им завязывают глаза. Ведущий шепчет на ухо детям из одного ряда какое-нибудь чувство, они руками передают его партнерам. Побеждают те пары, которые сумели передать, принять и узнать чувство.

     Сказка по кругу.

     Ведущий предлагает детям сочинить сказку о каком-либо чувстве или о встрече 2-3 чувств.

     Игра «Узнай, кто я».

     Ведущий тихонько называет водящему имя одного из участников группы, дотрагивается до него «волшебной палочкой», «превращая» его в этого участника. Далее дети задают водящему вопросы, касающиеся его вкусов, увлечений, например: «Какой цвет ты любишь?», «Твое любимое блюдо?». Водящий старается отвечать на них от имени участника, в которого он «превращает». Детям необходимо догадаться, в кого «превращен» водящий.

Информация о работе Особенности проявления агресивности в детском возрасте