Особенности проявления в обучении левшества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 06:25, курсовая работа

Краткое описание

С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением (в частности, среди совершивших противоправные действия) процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Г.Г. Аракеловым и Е.К. Шоттом были выявлены особенности стрессовых реакций у правшей и левшей. Определенные различия между правшами и левшами как на эмоциональном и на поведенческом уровне, так и на уровне организации мозговых процессов позволяют предположить, что и стрессовая реакция у них будет развиваться по-разному. Исходя из данных о большой эмоциональной неустойчивости левшей и подверженности их различным психическим и невротическим заболеваниям, можно предположить, что они менее стрессоустойчивы, чем правши, что объясняется различными механизмами стрессовой реакции на уровне ЦНС. Правое полушарие различные исследователи связывают со стрессом, за счет того, что там есть структуры, запускающие стрессовую реакцию, тогда как работа доминантного полушария обеспечивает общую активность организма. Поскольку у левшей правое полушарие является ведущим, у них и появляется такая функциональная асимметрия, которая не наблюдается у правшей. С другой стороны, у правшей происходит активация обеих полушарий, поэтому функциональная асимметрия не наблюдается. В исследованиях стрессовая реакция находит свое отражение в изменении ритмики ЭЭГ, мощности синхронности и асимметрии, при этом при стрессе происходит сглаживание индивидуальных различий..

Эмоциональные особенности левшей необходимо учитывать при обучении детей в школе. В какой-то естественные для леворуких детей затруднения по русскому языку и математике в первых классах школы ре уменьшаются, а нарастают, если с ними пытаются бороться давлением, жестким контролем за уроками, непременными требованиями «все делать без помарок и ошибок. В ответ появляются утомляемость и забывчивость - как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария и вместе с тем, заметны раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения - это как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего, правого полушария. Часто подобные нарушения представлены картиной неврастении. Если у невротика преобладает активность правого полушария, то будут истерические проявления и невроз страха. Волнение и страхи возбуждают правое, и так более активное полушарие, и тогда для ребенка любое событие оказывается поводом для страха. Высокий уровень активации правого полушария оказывает, в той или иной мере, тормозящее влияние на деятельность левого полушария. В результате ребенок не силах найти правильное решение, рациональный выход из создавшегося положения, и чем больше будут давить на ребенка, чтобы он «все понял», «все осознал» - тем меньше он будет реально способен к этому. Помощь не должна выражаться в «железной» логике, назиданиях и «морали», а в своего рода психологической разгрузке. Ребенку нужно отвлечение от его нерадостных дум, «выплескивание» накопившихся чувств и переживаний, яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни. Это и есть путь к излечению детей, страдающих неврозом страха.

При истерическом неврозе нервное расстройство возникает в результате неудовлетворения эмоционально значимых запросов ребенка в любви, признании и понимании близких или авторитетных для него лиц. И здесь физиологическое отражение невроза будет таким же, как и при неврозе страха - деятельность ведущего правого полушария будет чрезмерного возбуждения, а левого заторможена. Выразится это частой раздражительностью, капризами, истериками, беспричинной обидчивостью. Этим крайне эмоциональным, впечатлительным и вместе с тем самолюбивым детям также необходимо постоянное и доброжелательное внимание, поддержка их положительных качеств и художественных задатков. Одновременно нужно устранить конфликтные ситуации в семье, сделать отношения в доме более непосредственными и открытыми, эмоционально насыщенными и жизнерадостными. Учитывать своеобразие детей, их повышенную эмоциональность и художественную одаренность - и не пытаться «коллективизировать» их чувства и желания, приспособить их к требованиям большинства. Из-за этого происходит нивелирование, а то и потеря индивидуальности, детской самобытности и таланта.

Левшам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляции на другой в рамках одного процесса). Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, и в том числе речевого высказывания; в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедленна, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п.

Вместе с тем ребенок практически всегда полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Создается твердое убеждение, что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней.

Это подтверждается и тем фактом, что у детей-левшей, как правило, очень высокий уровень понятийного мышления; со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучше своих сверстников. Только нельзя торопить ребенка, необходимо дать ему время «войти» в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения.

У левшей очень слабы динамические компоненты движений. Особенно недоступны для них ситуации, в которых необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук (особенно если эти движения несинхронны). Часто дети жалуются, что им «мешают руки и ноги», если приходится выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец. Не надо торопить ребенка, если он не может делать сразу несколько дел, например, что-то рисовать и слушать. Он может сосредоточиться лишь на чем-то одном. Даже взрослые левши иногда жалуются, что чистить картошку и одновременно разговаривать с кем-то – сплошная мука для них, потому что они постоянно сосредотачиваются либо на картошке, либо на разговоре. Стремясь оказать помощь маленьким левшам, нужно во время утренней зарядки давать им как можно больше упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги, например, имитация плавания кролем. Отработать с ними вместе каждое движение отдельно и лишь постепенно наращивать темп.

Самые сильные впечатления от контакта с ребенком-левшой - отсутствие, у него каких бы то ни было пространственных навыков: их нет ни во внешнем, ни во внутреннем плане. У левшей нет стойких представлений о том где, например, правая и левая рука. В их мире прочитать и написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку, оказывается, можно начать с любой стороны. Когда необходимо рассматривание большого поля, на пространственную недостаточность накладывается хаотичность и фрагментарность, т.е. выхватывание отдельных элементов целостного изображения. Ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги, вследствие чего рисунки его наползают друг на друга, хотя рядом достаточно места.

Маленький левша очень настроен на приближение внешнего пространства к своему уровню: нигде больше не увидишь таких отчаянных попыток самокоррекции, как у него. Иногда это кончается плачевно: постоянно разворачивая, так и эдак образец для копирования и собственный экспериментальный лист, что очень специфично для левшей, ребенок, не умея еще охватить сложную, многокомпонентную фигуру целиком, в результате многочисленных манипуляций деформирует ее так, что сам, в конце концов, не понимает, что у него получилось и как ему это удалось.

У левшей становление тех или иных звеньев, параметров психической деятельности может быть трансформирован. Причем именно те звенья, которые у правшей обычно развиваются быстрее, у левшей могут быть не сформированы длительное время.

Формирование у ребенка-левши пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик. Таким образом, это даст левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится в начале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления.

Ни в коем случае нельзя пытаться абстрагировать внешние пространства, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать свои телом, руками. Поэтому, начиная обучать его буквам и цифрам, нужно дать ему в руки пластилин и проволочку. Пусть «сваяет», непосредственно, тактильно ощутит цифры, буквы. В этот архитектурный процесс естественным образом войдут представления о «больше – меньше», «шире – уже» и т.п.. Ребенок-левша не всегда, точнее сказать – очень редко, понимает в абстрактных формулировках, что значит «зад – перед», «над – под», «в – на». Рекомендуется проговорить это с ним, сидя в его комнате, где все ему привычно.

Психическое развитие левшей сопровождается характерной и устойчивой тенденцией к псевдоигнорированию ими той части внешнего пространства, которая расположена слева от них. С точки зрения коррекционной это требует постоянной тренировки следующего рода: от вратаря, а вы забиваете ему мяч в разные углы ворота, особенно часто в тот угол, который от него слева. Тоже – при игре в бадминтон, теннис и т.п.

Родителям и педагогам известно, что кризис освоения внешнего пространства (в том числе «зеркальности») проходят все маленькие дети, но к школьному возрасту, они уже забывают о нем, соблюдая все нужные правила. У левшей несформированность пространственных представлений может наблюдаться в течение всей жизни. Именно поэтому следует уделить данному обстоятельству максимум внимания. Таким образом, леворукие дети имеют некоторые психические особенности, отличающие их от праворуких детей, которые необходимо учитывать как при обучении в школе, так и родителям в домашней обстановке.

2.2 Трудности адаптации леворукого  ребенка к школьной среде

Дети, принятые в школу, могут испытывать трудности обучения. К числу наиболее устойчивых индивидуальных характеристик, определяющих школьные трудности, относятся: эмоциональность, мануальная и сенсорная асимметрии. Наиболее острой проблемой является проблема леворукости, которая в плане функциональной организации мозга не всегда является просто противоположностью праворукости, скорее можно отметить иной характер функционирования мозга. Исследователи М.Г.Князева, Бишон, Гилберг, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что такие дети требуют особого подхода, внимания со стороны родителей и педагогов при подготовке к школе. Согласно исследованиям М.М.Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.

Период школьной адаптации довольно продолжителен по времени - 4-6 недель, но родители "отводят" на адаптацию своих детей не больше 1-2 недель, а учителя - 2-3 недели [5; с.138].

В этот период для ребенка трудно все: следующие друг за другом новые уроки, значительная статическая нагрузка, незнакомые дети, что осложняется характерологическими чертами леворукого ребенка: повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, высоким уровнем тревожности, неуверенностью в себе, трудностями осуществления зрительно-моторных координаций, нарушениями пространственного восприятия. Этот комплекс отрицательных воздействий школы осложняется нецелесообразным переучиванием, что нередко ведет к появлению ранних детских неврозов. Насильственное переучивание может стать причиной не только школьной дезадаптации, но и нарушением психического благополучия детей. 

Наиболее часто в практике школы встречаются проявления симптоматики астенического невроза:

- нарушение сна;

- нарушение аппетита;

- головные боли;

- страхи;

- энурез;

- заикание;

- тики, навязчивые движения;

- повышенная возбудимость, раздражительность;

- вестибулярные расстройства;

- различные гиперестезии (повышенная  чувствительность к жаре, духоте, запахам);

- двигательная расторможенность  или заторможенность.

До недавнего времени, леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Иногда даже, чтобы переучить левшу, левую руку ребенка привязывают к туловищу.

Конечно, можно заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя.

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть.

Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому "недостатку". Когда взрослые при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи.

Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики - навязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом).

Кроме того, у детишек могут проявиться истерические неврозы. Перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами.

Информация о работе Особенности проявления в обучении левшества