Особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Страх – это эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому и социальному существованию индивида. У детей биологические страхи превалируют над социальными. Так как у ребенка еще очень мал жизненный опыт, и порой он не видит реальной опасности там, где она есть, и наоборот, боится всего нового, незнакомого.

Младший школьный возраст – возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием ребенка, а именно, возросшей глубиной понимания опасности .

Вложенные файлы: 1 файл

методика выявления страха.docx

— 18.24 Кб (Скачать файл)

Особенности проявления страхов у детей младшего школьного  возраста

Автор: Е.В. Яковлева

Руководитель: И.Ю. Кульчицкая

г. Ставрополь 

Страх – это эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому и социальному существованию  индивида. У детей биологические  страхи превалируют над социальными. Так как у ребенка еще очень мал жизненный опыт, и порой он не видит реальной опасности там, где она есть, и наоборот, боится всего нового, незнакомого. 

Младший школьный возраст  – возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько  эмоциональным, сколько когнитивным  развитием ребенка, а именно, возросшей  глубиной понимания опасности [2, с. 408]. 

Именно в период обучения в школе, в русле ведущей  деятельности у детей формируются  основные ее элементы, закладываются  базовые основы отношений ребенка  к учению, активно развивается  интеллект и личность. С приходом в школу ребенок попадает в  новые условия: классный коллектив, личность педагога, изменение режима дня, непривычно длительное ограничение  двигательной активности, появление  новых, не всегда привлекательных обязанностей, правил и запретов, часто порождающих  страх. 

Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и  избирательному отношению к ней. Страх, таким образом, может выполнять  определенную социализирующую или  обучающую роль в процессе формирования личности [1, с. 52]. 

Ребенок растет, и  страхи растут вместе с ним. Чем больше расширяются его познания и развивается фантазия, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем мире. Особенно сейчас, когда этот мир нестабилен и заряжен агрессией. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов [5, с. 6]. 

В последние годы такими специалистами как В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская отмечен довольно высокий рост детских страхов. Ребенку XXI века приходится бороться с такими страхами, каких не испытывали его сверстники XX века: их вызывают, в частности, сюжеты фильмов ужасов, персонажи компьютерных игр, серийные убийцы и т.д. 

Невыявленные детские страхи в дошкольном возрасте могут серьезно мешать учебному процессу младшего школьника, а также отрицательно сказываться на его социальной активности и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. 

Весной 2009 года на всенародное  обсуждение представлена Национальная образовательная инициатива «Наша  новая школа» [7], направленная на модернизацию и развитие системы общего образования  страны. Перед современной школой поставлена задача более тесного  взаимодействия с семьей. Система  школьного управления должна быть более  открытой и понятной для родителей  и общества. Приходить в образовательные  учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Данные преобразования помогут детям пройти новый этап их жизни более комфортно, они  будут получать более обоснованную поддержку, как в школе, так и  в семье. 

Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также  знать, что такое страх, какую  функцию он выполняет, как возникает  и развивается, чего больше всего  боятся дети и почему. 

В результате теоретического анализа существующей проблемы мы пришли к выводу о необходимости проведения экспериментальной работы по вопросу  выявления и дальнейшей профилактики и, по необходимости, коррекции страхов  детей младшего школьного возраста. 

Нами было проведено  исследование, направленное на выявление  уровня и особенностей проявления страхов  у младших школьников. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 22 города Ставрополя. В эксперименте принимали участие 18 детей младшего школьного возраста (6-8 лет). Также  в экспериментальной работе участвовали: классный руководитель – Мкртчян  Т.А. и родители детей. 

Для выявления страхов  у детей младшего школьного возраста на данном этапе в качестве диагностических  нами были использованы следующие методики: 

1. Методика «Выбери  нужное лицо» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) [3, с. 103-105].

Цель: исследование и оценка тревожности ребёнка  в типичных для него жизненных  ситуациях, где соответствующее  качество личности проявляется в  наибольшей степени. 

Устойчивая тревожность  и постоянные страхи детей являются актуальными проблемами современного общества. Различают тревожность  как эмоциональное состояние (ситуативная  тревога) и как устойчивую черту, то есть «психологическую особенность, состоящую в склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики к этому не располагают». 

Результаты обследования по данной методике показали, что у 39% диагностируемых – высокий  уровень тревожности, у остальных  детей (61%) – средний уровень тревожности. 

2. Методика «Страхи  в домиках» А.И. Захаров и  М.А. Панфилова [4, с. 10-12].

Цель: выявление и  исследование возрастных страхов у  детей младшего школьного возраста. 

Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что  все диагностируемые дети (18 человек) испытывают страхи. Из них высокий  уровень страхов наблюдается  у 8 человек, что составляет 44% от всех диагностируемых, а средний и  низкий уровень имеют одинаковое количество детей младшего школьного  возраста – по 5 человек (по 28%). 

3. Проективная методика  «Мои страхи» (Захаров А.И.) [1, с. 127].

Цель: выявление «самого  страшного страха» у детей  младшего школьного возраста. 

Стремление рисовать присуще детям. Оно свидетельствует  о развитии мышления и потребности  выразить себя. Рисование, как игра, – это не только отражение в  сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение  отношения к ней. Поэтому через  рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокий, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. 

При анализе диагностированного материала (18 рисунков) были получены следующие  результаты: у большинства детей  выражен страх животных (83%), у 11% детей  страх закрытого пространства (лифта) и у одного ребенка (6%) социально-опосредованный страх, он боится преступника. Из беседы с детьми были выявлены основные причины  возникновения страхов, такие как: н аличие страхов у родителей (в основном у мамы): тревожность в отношении с ребенком, избыточное ограждение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; чрезмерная требовательность родителей, излишняя родительская опека; большое количество запретов со стороны родителей, расхождение мнений родителей в воспитании, а также угрозы со стороны взрослых за провинность, конфликтные отношения между родителями; психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками. 

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о  достаточно высоком уровне тревожности  и страхов у детей обследуемой  группы. Исходя из полученных данных, следует  говорить о необходимости проведения работы с детьми по профилактике и коррекции страхов в данной группе младших школьников. Для этого нами разрабатывается психолого-педагогическая программа, которая будет реализована в данном детском коллективе зимой-весной 2010 года. 

Список литературы: 

Захаров А. И. Дневные  и ночные страхи у детей (Серия: «Детская психология и психотерапия»). М.: Речь. – 2005. – 320 с.

Захаров А. И. Происхождение  детских неврозов и психотерапия. (Серия «Мир психологии»). М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.

Костина Л . М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2006. – 198 с.

Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов  у детей и подростков // Школьный психолог. – 1999. – №8. – С.10-12.

Шишова Т. Страхи – это серьёзно. М.: Издат. дом. «Искатель», 1997. – 94с.

http://mon.gov.ru/press/news/5233/09.03.16-nns.docnns.doc


Информация о работе Особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста