Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:04, контрольная работа
Страх – это эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому и социальному существованию индивида. У детей биологические страхи превалируют над социальными. Так как у ребенка еще очень мал жизненный опыт, и порой он не видит реальной опасности там, где она есть, и наоборот, боится всего нового, незнакомого.
Младший школьный возраст – возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием ребенка, а именно, возросшей глубиной понимания опасности .
Особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста
Автор: Е.В. Яковлева
Руководитель: И.Ю. Кульчицкая
г. Ставрополь
Страх – это эмоция,
возникающая в ситуации угрозы биологическому
и социальному существованию
индивида. У детей биологические
страхи превалируют над социальными.
Так как у ребенка еще очень мал жизненный
опыт, и порой он не видит реальной опасности
там, где она есть, и наоборот, боится всего
нового, незнакомого.
Младший школьный возраст
– возраст наибольшей выраженности
страхов, что обусловлено не столько
эмоциональным, сколько когнитивным
развитием ребенка, а именно, возросшей
глубиной понимания опасности [2, с.
408].
Именно в период
обучения в школе, в русле ведущей
деятельности у детей формируются
основные ее элементы, закладываются
базовые основы отношений ребенка
к учению, активно развивается
интеллект и личность. С приходом
в школу ребенок попадает в
новые условия: классный коллектив,
личность педагога, изменение режима
дня, непривычно длительное ограничение
двигательной активности, появление
новых, не всегда привлекательных обязанностей,
правил и запретов, часто порождающих
страх.
Страх – это своеобразное
средство познания окружающей действительности,
ведущее к более критичному и
избирательному отношению к ней.
Страх, таким образом, может выполнять
определенную социализирующую или
обучающую роль в процессе формирования
личности [1, с. 52].
Ребенок растет, и
страхи растут вместе с ним. Чем больше
расширяются его познания и развивается
фантазия, тем больше он осознает опасности,
подстерегающие человека в нашем мире.
Особенно сейчас, когда этот мир нестабилен
и заряжен агрессией. В последние годы
специалисты отмечают существенный рост
детских страхов [5, с. 6].
В последние годы
такими специалистами как В.В. Абраменкова,
И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская отмечен
довольно высокий рост детских страхов.
Ребенку XXI века приходится бороться с
такими страхами, каких не испытывали
его сверстники XX века: их вызывают, в частности,
сюжеты фильмов ужасов, персонажи компьютерных
игр, серийные убийцы и т.д.
Невыявленные детские
страхи в дошкольном возрасте могут серьезно
мешать учебному процессу младшего школьника,
а также отрицательно сказываться на его
социальной активности и взаимоотношениях
со сверстниками и взрослыми.
Весной 2009 года на всенародное
обсуждение представлена Национальная
образовательная инициатива «Наша
новая школа» [7], направленная на модернизацию
и развитие системы общего образования
страны. Перед современной школой
поставлена задача более тесного
взаимодействия с семьей. Система
школьного управления должна быть более
открытой и понятной для родителей
и общества. Приходить в образовательные
учреждения вместе с детьми станет
интересно и взрослым. Данные преобразования
помогут детям пройти новый этап
их жизни более комфортно, они
будут получать более обоснованную
поддержку, как в школе, так и
в семье.
Для того чтобы воздействовать
на ребёнка, помочь избавиться ему от
страхов, родителям необходимо также
знать, что такое страх, какую
функцию он выполняет, как возникает
и развивается, чего больше всего
боятся дети и почему.
В результате теоретического
анализа существующей проблемы мы пришли
к выводу о необходимости проведения
экспериментальной работы по вопросу
выявления и дальнейшей профилактики
и, по необходимости, коррекции страхов
детей младшего школьного возраста.
Нами было проведено
исследование, направленное на выявление
уровня и особенностей проявления страхов
у младших школьников. Исследование
проводилось на базе МОУ СОШ №
22 города Ставрополя. В эксперименте
принимали участие 18 детей младшего
школьного возраста (6-8 лет). Также
в экспериментальной работе участвовали:
классный руководитель – Мкртчян
Т.А. и родители детей.
Для выявления страхов
у детей младшего школьного возраста
на данном этапе в качестве диагностических
нами были использованы следующие методики:
1. Методика «Выбери нужное лицо» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) [3, с. 103-105].
Цель: исследование
и оценка тревожности ребёнка
в типичных для него жизненных
ситуациях, где соответствующее
качество личности проявляется в
наибольшей степени.
Устойчивая тревожность
и постоянные страхи детей являются
актуальными проблемами современного
общества. Различают тревожность
как эмоциональное состояние (ситуативная
тревога) и как устойчивую черту,
то есть «психологическую особенность,
состоящую в склонности испытывать
беспокойство в самых различных жизненных
ситуациях, в том числе и тех, объективные
характеристики к этому не располагают».
Результаты обследования
по данной методике показали, что у
39% диагностируемых – высокий
уровень тревожности, у остальных
детей (61%) – средний уровень тревожности.
2. Методика «Страхи в домиках» А.И. Захаров и М.А. Панфилова [4, с. 10-12].
Цель: выявление и
исследование возрастных страхов у
детей младшего школьного возраста.
Исходя из полученных
данных, можно говорить о том, что
все диагностируемые дети (18 человек)
испытывают страхи. Из них высокий
уровень страхов наблюдается
у 8 человек, что составляет 44% от всех
диагностируемых, а средний и
низкий уровень имеют одинаковое
количество детей младшего школьного
возраста – по 5 человек (по 28%).
3. Проективная методика «Мои страхи» (Захаров А.И.) [1, с. 127].
Цель: выявление «самого
страшного страха» у детей
младшего школьного возраста.
Стремление рисовать
присуще детям. Оно свидетельствует
о развитии мышления и потребности
выразить себя. Рисование, как игра,
– это не только отражение в
сознании детей окружающей действительности,
но и ее моделирование, выражение
отношения к ней. Поэтому через
рисунки можно лучше понять интересы
детей, их глубокий, не всегда раскрываемые
переживания и учесть это при устранении
страхов.
При анализе диагностированного
материала (18 рисунков) были получены следующие
результаты: у большинства детей
выражен страх животных (83%), у 11% детей
страх закрытого пространства (лифта)
и у одного ребенка (6%) социально-опосредованный
страх, он боится преступника. Из беседы
с детьми были выявлены основные причины
возникновения страхов, такие как:
н аличие страхов у родителей (в основном
у мамы): тревожность в отношении с ребенком,
избыточное ограждение его от опасностей
и изоляция от общения со сверстниками;
чрезмерная требовательность родителей,
излишняя родительская опека; большое
количество запретов со стороны родителей,
расхождение мнений родителей в воспитании,
а также угрозы со стороны взрослых за
провинность, конфликтные отношения между
родителями; психологическое заражение
страхами в процессе непосредственного
общения со сверстниками.
Результаты проведенного
исследования позволяют говорить о
достаточно высоком уровне тревожности
и страхов у детей обследуемой
группы. Исходя из полученных данных, следует
говорить о необходимости проведения
работы с детьми по профилактике и коррекции
страхов в данной группе младших школьников.
Для этого нами разрабатывается психолого-педагогическая
программа, которая будет реализована
в данном детском коллективе зимой-весной
2010 года.
Список литературы:
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей (Серия: «Детская психология и психотерапия»). М.: Речь. – 2005. – 320 с.
Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. (Серия «Мир психологии»). М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
Костина Л . М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2006. – 198 с.
Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. – 1999. – №8. – С.10-12.
Шишова Т. Страхи – это серьёзно. М.: Издат. дом. «Искатель», 1997. – 94с.
http://mon.gov.ru/press/news/
Информация о работе Особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста