Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 15:10, курсовая работа
Цель данной работы – обобщить материалы по организации и содержанию работы дошкольных групп СОШ по поликультурному образованию дошкольников.
Задачи нашей работы конкретизированы следующим образом:
- трактовка понятия «поликультурное образование»;
- обоснование концепции развития поликультурного образования в РФ;
- определение цели поликультурного образования;
- выявление задач поликультурного образования;
- определение содержания поликультурного образования.
Введение………………………………………………………………………
I Глава. Теоретические основы поликультурного образования дошкольников.
1.1. Сущность поликультурного образования. Его цели и задачи………………….
1.2. Специфика поликультурного образования детей дошкольного возраста………
II Глава. Организация поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1. ………………………………………………………………………
2.1. Актуальность работы по поликультурному образованию в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………………….
2.2. Задачи и условия реализации поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………………………..
2.3. Особенности и содержание поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………
2.4. Анализ результатов работы………………………………………………
Заключение
Библиографический список
Современные педагогические исследования и реальный опыт педагогов ДОУ вскрывает проблемы в работе по поликультурному образованию детей. К ним относятся:
В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности. Социально-педагогическая среда предстает как совокупность отношений между всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования в соответствии с социально значимыми целями и оказывающими непосредственное или опосредованное воздействие на формирование личности детей.
Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Мини-музеи, уголки краеведения в группах должны стать неотъемлемой частью предметно-развивающей среды детского сада. Каждый из них – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Созданные в группах уголки краеведения, могут включать в себя:
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми.
Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах.
Любая образовательная среда России является педагогической средой полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни.
Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование:
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
— информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
— эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления — информационного насыщения — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
— обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении). [27, 26]
Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Приобщения детей к национальной культуре и традициям приоритетными направлениями в деятельности ДОУ можно назвать следующие:
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Для успешного поликультурного образования детей важна реализация на практике организационных и методических приемов работы (конспектов образовательной деятельности, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников).
Знакомство с данными материалами (праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.
Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а может включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т.д. Следует особое внимание уделять развитию речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов).
Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:
— общение с представителями разных национальностей;
— устное народное творчество;
— художественную литературу;
— игру, народную игрушку и национальную куклу;
— декоративно-прикладное искусство, живопись;
— музыку;
— этнические мини-музеи [26, 14].
У народов России особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделялось детям 5-7 лет, а т.к. игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности ребенка, то естественно, особое внимание уделялось именно игре у всех народов. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды [1,67]. В играх ярко выражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, дружбе, желание стать сильнее, воспитывает стремление к победе, взаимовыручке. В них дети отражают характер взаимоотношений людей, передают процесс труда, достижение результата [13,39].
Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.
«Игры народные» - этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, забавы, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя национальные элементы; танцевального, музыкального, поэтического, изобразительного искусства. [1,70].
Игры-драматизации по произведениям писателей разных народов, позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.
В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов [1,73].
Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории и истории других народов, сформировать первичные ценностные ориентации.
В ходе режимных моментов в рамках проведения тематической недели можно познакомить детей с народными обычаями и традициями. Во время прогулок познакомить детей с народными обычаями: нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы, бросать мусор и загрязнять воду в озерах и реках. Знакомство с данными обычаями помогает детям освоить элементарные правила поведения в природе. Освоить правила взаимоотношений друг с другом и со старшими людьми помогают, например, эвенкийские народные обычаи: не обижать стариков, нанесение обиды старшим - это такой же грех, как лишить жизни живое существо. Культуру поведения за столом можно подкрепить так же этническими обычаями, например: при застолье гости не имеют права менять свои места, нельзя уйти, не попробовав угощения хозяев.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам.
Важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры в пространстве ближайшего социального окружения (дома и детского сада), могут стать:
Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями, которые можно представить в виде следующих информационных блоков: историко-этнографического, социально-политического, культурологического, лингвистического. Каждый блок предполагает наличие не только определенных знаний, но и умений.
1. «Историко-этнографический блок» включает в себя знания истории, географии, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа; подбор и систематизация материала по традициям и обычаям и т.д.
2. «Социально-политический блок» включает в себя знание государственного устройства, структуры государственной власти, системы социальных институтов (образование, здравоохранение), развитие науки, техники, производства и социальной защиты.
3. «Культурологический блок» включает в себя знание культуры, речи, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, этикета, а также спортивных достижений страны. К нему относятся умение ориентироваться в продуктах художественной, изобразительной, музыкальной культуры, умение соотносить знания культуры другого народа со знаниями о своей культуре, умение вести себя в соответствии с этикетом страны.
4. «Лингвистический блок» включает в себя знание языка, его строение (фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология), а также аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. [30].
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие:
Информация о работе Особенности работы педагога с родителями в системе поликультурного образования