Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 17:14, отчет по практике
Целью психологического сопровождения ребенка является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
Введение
Основная часть
1. Особенности работы психолога в дошкольном учреждении
2. Направления работы психолога в ДОУ
Заключение
Список использованных источников
Версия шаблона |
3.1 |
Филиал |
троицкий |
Вид работы |
Отчет по практике |
Название дисциплины |
Учебно-ознакомительная практика |
Тема |
Особенности работы психолога в рамках дошкольного учреждения |
Фамилия студента |
Плеснин |
Имя студента |
Валерий |
Отчество студента |
Анатольевич |
№ контракта |
04402100701001 |
Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание |
|
Направление на практику |
|
Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Особенности работы психолога в дошкольном учреждении
2. Направления работы психолога в ДОУ
Заключение
Список использованных
Приложения
Работе психолога в дошкольном образовательном учреждении отводится первостепенная роль, так как ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения.
Педагог-психолог дошкольного
Целью психологического
-
предупреждение возникновения
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
-
развитие психолого-
-
психологическое обеспечение
Психологическая служба дошкольного образовательного учреждения призвана содействовать:
-
созданию условий для
- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;
-
повышению психологической
-развитию
дошкольного образовательного
Психологическая деятельность
Практика была пройдена мною в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 13 «Сказка» города Пласта с 06 июля по 19 июля 2013года.
Цель работы – знакомство и выявление особенностей работы психолога в рамках дошкольного учреждения, а также приобретение практических умений и навыков в работе с детьми дошкольного возраста.
Основными задачами практики явились:
1. Знакомство с основными аспектами деятельности психолога в дошкольном учреждении;
2. Работа с педагогическим коллективом;
3.
Проведение психодиагностики
4. Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций.
Основными задачами психолога в дошкольном образовательном учреждении являются:
1.Психологическое
сопровождение воспитательно-
2.
Проведение индивидуальной
3.
Содействие развитию
Можно выделить следующие основные функции психолога:
-
Создание условий для
-Максимальное
содействие полноценному
-
Подготовка детей к новой
-
Изучение индивидуальных
-
Оказание помощи детям, нуждающимся
в особых обучающих программах
и специальных формах
- Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
-
Профилактическая и
-
Обучение сотрудников ДОУ и
родителей полноценному
-
Содействие формированию
В своей работе психолог должен понимать, то ребенок – специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при её изучении необходимо руководствоваться определенными принципами.
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!».
Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени.
Принцип детерменизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими и вызывается целым комплексом причин.
Принцип развития психики – все психические особенности ребенка находятся в становлении, и основным условиям их развития является та или иная деятельность.
Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
В своей работе педагог-психолог руководствуется должностной инструкцией (приложение А).
Основными направлениями работы психолога в дошкольном учреждении являются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.
Психодиагностика
Цель: получение информации об
уровне психического развития
детей, выявление индивидуальных
особенностей и проблем
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обязательно:
• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
•
Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных
проблем в развитии и
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
-
анализ медицинских карт (карта
«История развития ребенка») вновь
поступающих детей для
-
групповые и индивидуальные
-
информирование педагогов о
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации .
Дополнительно:
• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.
Развитие ребенка в пределах
возрастной нормы не исключает
наличие тех или иных проблем
в познавательной, эмоциональной, мотивационной,
волевой, поведенческой и т.п. сферах, что
и может быть объектом коррекционной и
развивающей работы психолога. Важно помнить,
что в том случае, если отклонения выражены
в значительной степени, ребенка необходимо
направить на консультацию к специалистам
психолого-медико-
Дальнейшая коррекционная и
Обязательно:
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
Дополнительно:
• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.
Психологическое
Цель: оптимизация взаимодействия
участников воспитательно-
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ . Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Челябинской области.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Информация о работе Особенности работы психолога в рамках дошкольного учреждения