Особенности развития личности подростков из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение психологических особенностей детей из неблагополучных семей.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме данной работы.
2. Дать психологическую характеристику неблагополучных семей.
3. Рассмотреть особенности психологии детей из неполных семей.
4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей детей из неблагополучных семей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект изучения психологических особенностей
детей из неблагополучных семей……………………………………..5
1.1 Психологическая характеристика неблагополучных семей…………….5
1.2 Особенности психологии детей из неполных семей…………………...12
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей детей
из неблагополучных семей…………………………………………...19
2.1 Описание проведенного исследования…………………………………19
2.2 Программа психологической помощи подросткам из неблагополучных
семей………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………..…………………………………33
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

дети из неблагополучных семей.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Теоретический аспект изучения психологических особенностей

               детей из неблагополучных семей……………………………………..5

   1.1 Психологическая характеристика неблагополучных семей…………….5

   1.2 Особенности психологии детей из неполных семей…………………...12

 

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей детей

               из неблагополучных семей…………………………………………...19

    2.1 Описание проведенного исследования…………………………………19

   2.2 Программа психологической помощи подросткам из неблагополучных

          семей………………………………………………………………………25

 

Заключение……………………………………………………………………...31

 

Список использованной литературы………..…………………………………33

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического, социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная деятельность.

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях.

Что же такое неблагополучная семья? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя т. к. социологи относят к неблагополучным семьям только семьи антисоциального и аморального типа. Психологи считают, что к неблагополучным семьям относятся те семьи, в которых есть явные дефекты воспитания, психотравматирующие ребенка. Педагоги их определяют так: неблагополучные семьи - семьи, в которых ребенок не развивается, присутствует низкая педагогическая культура родителей, имеются с социальные заболевания (алкоголизм, наркомания и пр.) Психиатры считают неблагополучными те семьи, в которых происходит деформация психики и личности ребенка. Основываясь на данных определениях, можно выделить один основной признак неблагополучия семьи - неблагополучие по отношению к ребенку. Для самого ребенка его семья не является ни антисоциальной, ни асоциальной. Он этого понять не может, хотя интуитивно чувствует, что в семье что-то не так. Ведь для разных детей одна и та же семья может быть подходящей либо выступать сильным раздражителем для тягостных переживаний или психо-эмоциональных срывов.

Функциональная неполноценность семей, часто употребляющих алкоголь, выражается, прежде всего, в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Нездоровый психологический климат семьи отрицательно сказывается на детях, порождая в душе ребенка отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влиянием друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до них.  
Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу «ненормальных» условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и нарушения в ряде случаев структуры семьи и т. д.

Жизнь в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье.

Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психологическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у детей из неблагополучных семей своеобразного стиля или образа жизни с характерным отклонением поведения и выраженным влиянием подростковой группы и нередко асоциальной шкалой жизненных ценностей. Такие дети отличаются, прежде всего, пренебрежительным отношением к своим социальным функциям и обязанностям, обучению. Другой существенной особенностью является наличие «лишнего времени». Свободное время - это благо, которое трудно переоценить, но только в том случае, если его умело проводить, с пользой для развития личности. Для детей «группы риска» характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг.

Таким образом, целью данной работы является изучение психологических особенностей детей из неблагополучных семей.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме данной работы.

2. Дать психологическую характеристику неблагополучных семей.

3. Рассмотреть особенности психологии  детей из неполных семей.

4. Провести эмпирическое исследование  психологических особенностей детей  из неблагополучных семей.

Объект исследования: особенности развития личности подростков из неблагополучных семей.

Предмет исследования: психологические особенности детей из неблагополучных семей.

Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, методика Я (Кун и Мак-Портленд), тест «Q-сортировка (Б. Стефансон), опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин), статистические методы обработки данных.

Гипотеза: семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа «Я» у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический аспект изучения психологических особенностей детей из неблагополучных семей

 

1.1 Психологическая характеристика  неблагополучных семей

 

Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.

Известный детский психиатр Л. С. Алексеева [2, с. 9] считает, что все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья - это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально - психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает Л. С. Алексеева, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает Л. С. Алексеева, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [4, с. 176].

В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны [7, с. 32].

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков - семейная заболевание, семейная проблема [5, с. 90].

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка

Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.

Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях [7, с. 32].

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально - психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что

· Дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя;

· Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

· Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

· Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;

Информация о работе Особенности развития личности подростков из неблагополучных семей